— Поговорим о прошедшей приемной кампании. Исследователи из ВШЭ отмечают, что «высокобалльники нередко идут в слабые вузы — их просто неправильно ориентируют». В своих выводах они полагают, что причина в том, что «обычные школы почти не занимаются профориентацией и не информируют учеников о доступных и адекватных вариантах поступления. В итоге даже отличники просто не рискуют поступать в лучшие вузы». Университет «Дубна» входит в топ-100 лучших вузов России и топ-10 университетов по качеству приема. Сталкивались ли Вы с такой проблемой?— Я прочитал исследование коллег из «Вышки», и оно вызвало у меня противоречивые ощущения. Не мне критиковать систему профессиональной ориентации в школах, я не много о ней знаю. Могу лишь судить по личному опыту: выбор вуза — это вопрос семьи.
Мы как вуз тоже приходим в школы, выступаем на родительских собраниях, рассказываем о наших программах обучения, преимуществах, особенностях, приглашаем на дни открытых дверей. Но я подозреваю, что у школ нет такого показателя эффективности, как профориентационная работа, она не входит в KPI директора, поэтому в разных учреждениях к этому вопросу относятся по-разному: где-то уделяют серьезное внимание, а где-то не уделяют вовсе.
Школу оценивают по величине баллов ЕГЭ: если выпускники получили высокие баллы, значит, она хорошо отработала. А вот то, какого уровня и содержания там проводят профориентацию, полагаю, никто не оценивает. У предметников нет задачи разъяснять ученикам: хотите стать классными IT-специалистами, поступайте в ИТМО, чтобы стать суперинженерами — идите в Бауманку, хотите быть физиками — поступайте в «Дубну» и так далее. Учителей, уделяющих этим вопросам большое внимание, я думаю, очень мало, и в этом смысле отсутствие информации сказывается на том, куда поступают высокобалльники. Поэтому-то у отличников, особенно из глубинки, не хватает понимания и смелости попробовать поступить в топовые университеты с уникальными образовательными программами. Это комплексная проблема, для которой необходимы не локальные рецепты, а единый системный подход на федеральном уровне.
Нам тоже приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. После подачи заявления на поступление мы в течение полутора-двух месяцев ведем персональное общение с каждым абитуриентом, рассказываем об особенностях нашего обучения. Для многих ребят эти коммуникации с вузом становятся ключевым фактором при принятии решения. Они могут знать, что в Университете «Дубна» одни из лучших программ по физике и IT-направлениям. В результате перед абитуриентом встает непростой выбор — за короткий срок решить, куда же ему идти: к нам, в Физтех, в МИФИ или МГУ. Мало у кого из абитуриентов заранее есть полная информация обо всех возможностях вузов, в том числе топовых.
— Вы перечислили университеты, которые все, за исключением Вашего, находятся в столице. Локация каким-то образом снижает Вашу конкурентность?— Дубна находится в 120 километрах от Москвы. Для абитуриентов, которые приезжают к нам за 2000 км, это практически Москва. Проблема как раз в том, что дубнинские выпускники-высокобалльники уезжают учиться в столицу. Как водится, нет пророка в своем отечестве: будучи одним из лидеров в подготовке по физике и математике, нам пока непросто выиграть борьбу за дубнинцев у Москвы и Санкт-Петербурга. С другой стороны, за последние 3 года у нас появился поток абитуриентов с хорошими баллами из Москвы, что меня поначалу даже удивляло. В целом же в Университет «Дубна» ежегодно поступают жители из 70−75 регионов России.
Дубна интересна прежде всего мобильной молодежи. Местным предприятиям не хватает кадров, многие компании борются за хороших специалистов, иногда даже путем переманивания их друг у друга. Так вот иногородние ребята часто оказываются более конкурентоспособными, потому что, на мой взгляд, их главное преимущество, по сравнению с остальными, в том, что они видят мир шире. Они уехали учиться далеко от дома, они более мотивированные, амбициозные, нежели те, кто тихо сидит в родном регионе и рассчитывает на то, что где родился, там и пригодился. Среди наших первокурсников примерно 70% — приезжие, и столько же из них после выпуска остаются в Дубне, находят здесь работу, возможности для построения карьеры, комфортные условия для жизни.
Кроме того, статус наукограда сформировал в Дубне особую атмосферу, это очень чистый, безопасный, интеллигентный город. У нас одна из лучших экологических локаций в Подмосковье — ни одного вредного производства, никаких химических предприятий.