— Вы сказали про конкурс 12 человек на место — с чем это может быть связано?
— Думаю, со спецификой нашего вуза. Студенты, так же, как и курсанты, следуют внутреннему распорядку академии, независимо от того, есть у них контракты на службу или нет. Это значит, утром подъём, зарядка, днем учебные занятия, самоподготовка, вечером прогулка и отбой. В отличие от классических студентов, наши учащиеся живут практически по правилам, предусмотренным для сотрудника внутренней службы — а это порядок и соблюдение устава.
Но хочется отметить, что в вузе для молодежи созданы все условия для полноценного досуга, саморазвития и реализации.
Территория учебного заведения составляет порядка 11,5 гектаров и по сути образует отдельный город в городе. У нас даже есть свои улицы.
У ребят активная внеучебная жизнь: есть возможность присоединиться к студенческому спасательному отряду, молодежному клубу по линии Русского географического общества, участвовать во множестве просветительских мероприятий.
В деле подготовки специалистов нашего профиля важен не только образовательный процесс и дисциплина, но и воспитание разносторонне развитой личности, достойного человека, который готов шагнуть в огонь, спасти жизнь. Полагаю, такой комплексный подход во многом и привлекает абитуриентов.
— И всё же хочется понять, какая именно мотивация может быть у подростка, чтобы он в 15−16 лет выбрал одну из самых рискованных профессий.
— Сложный вопрос. Наверное, что-то такое есть в русской душе, что мотивирует молодых людей в каждом поколении выбирать профессии, связанные с защитой страны, ее граждан.
У родителей абитуриентов свои аргументы. Им важно, что ребенок будет учиться под наблюдением опытных наставников, офицеров и педагогов, привыкнет к режиму, научится самостоятельности и ответственности. А в итоге получит престижную и востребованную профессию. Курсанты же станут полноценными сотрудниками МЧС России со стопроцентной гарантией получения места службы, высокой заработной платой и дополнительными льготами.
А еще немаловажную роль в выборе профессии и академии играет династийность. Минимум 40% наших учащихся — это ребята из семей пожарных.
— А иностранцы в вузе учатся?
— Нам удалось разрешить бюрократические вопросы по въезду в город для иностранных граждан, и за прошлый год мы подписали 6 меморандумов по международному взаимодействию — так что, да, теперь у нас смогут учиться представители других стран.
— Как Вы считаете, можно и нужно ли популяризировать спасательное дело? Или лучше всего о профессии говорят конкретные дела и ситуации, вроде тех, что Вы привели в пример, рассказывая о помощи курсантов во время масштабных бедствий?
— «Министерством добра» называет МЧС России его глава Александр Вячеславович Куренков. Нужно ли популяризировать добро? Люди каждый день узнают из новостей, что в любой критической, а тем более чрезвычайной ситуации на помощь приходят спасатели и пожарные.
Другой вопрос, что мы как образовательное учреждение, конечно же, проводим профориентационные и спортивные мероприятия среди школьников, чтобы познакомить их со своей деятельностью. В прошлом году академия провела 189 соревнований разного уровня, вплоть до всероссийских, что тоже способствует популяризации спасательного дела.
— Поговорим об образовательном процессе в академии. Как за последние 3−4 года изменилось ваше понимание того, каким образом формировать у обучающихся профессиональные компетенции?
— Изменилось существенно. Мы перестроили программу таким образом, что после первого года обучения курсанты проходят пожарный минимум и получают свидетельство пожарного. После второго курса получают квалификацию спасателя, а начиная с третьего входят в состав аэромобильной группировки.
В академии есть собственная учебная пожарно-спасательная часть, где обучающиеся проходят стажировку — на первом курсе как пожарные, на втором как командиры отделения, на третьем уже как начальники караула. Несмотря на статус учебной, часть стоит в боевом расчете и реагирует на пожары, которые происходят непосредственно на территории Железногорска.
Еще одно нововведение с учетом современных требований — с 2024 года курсанты выпускных курсов получают дополнительную профессию оператора беспилотных авиационных систем грузоподъемностью до 30 килограмм.
В целом мы всё больше уходим от теории к практике в образовательном процессе.
— Практическая подготовка, безусловно, важна, учитывая специфику Вашей академии. Как и зачем в таком случае мотивировать курсантов получать теоретические знания?
— В первые годы службы, сразу после выпуска из вуза, я считал, что раз меня учили работать руками, спасать людей, я хочу в первую очередь заниматься этим. Прошло 5−10 лет, и мое мировоззрение в корне поменялось. Я понял, что без знания теории невозможно отработать практические мероприятия, особенно связанные со спасательными работами.
Надо отдать дань уважения нашему профессорско-преподавательскому составу, который замотивирован на то, чтобы передавать свои знания обучающимся, вовлекать их в научную, исследовательскую, грантовую деятельность.