«От теории к практике: как обучают будущих спасателей в условиях реальных чрезвычайных ситуаций»

Интервью с начальником Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России Иваном Сергеевым.
В системе МЧС России всего 7 образовательных учреждений, и все они, за исключением одного, находятся в европейской части России. Наш сегодняшний разговор — с руководителем Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, где готовят специалистов для самого большого макрорегиона страны.

«Наша ответственность по подготовке специалистов для системы МЧС России фактически распространяется на территорию пяти часовых поясов».
— Иван Юрьевич, какие обязательства на Вас накладывает положение единственного вуза в системе МЧС России, расположенного за Уралом?
— Всё верно, кроме нас, за Уралом находится лишь филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России на острове Русский во Владивостоке. Мы же — самостоятельное учреждение, расположенное в закрытом городе Железногорске в Красноярском крае, крупнейшем регионе страны, который официально признан географическим центром России. Наша ответственность по подготовке специалистов для системы МЧС России фактически распространяется на территорию пяти часовых поясов. Всё это накладывает определенные обязательства на нашу систему обучения.

По документам МЧС России на Академию возложена дополнительная задача по формированию аэромобильной группировки численностью порядка ста человек, которая находится в постоянной готовности к реагированию на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. В любое время дня и ночи мы за три часа летом и за четыре зимой готовы собраться и выдвинуться в любую точку страны — для автономного проживания и проведения работ по предназначению до 10 суток.

Масштабные выезды у нас были в 2019 году, когда потребовалось даже не 100, а 150 человек для ликвидации последствий наводнения в Иркутской области. Курсанты академии выполняли там задачи по предназначению больше месяца. Работали с полной отдачей, впоследствии жители подтопленного Тулуна приехали к нам на День знаний и привезли обучающимся гостинцы в знак благодарности за помощь. Такая реакция людей, поверьте, растрогает даже самого не сентиментального человека.

В 2022 году мы участвовали в тушении крупномасштабных пожаров на территории Красноярского края. Собрались за два часа.

— Академия проводит набор на специальность «Пожарная безопасность» на базе 9 и 11 классов. Какие вступительные испытания проходят абитуриенты?

— Для выпускников 11 классов в академии доступно обучение по таким специальностям и направлениям подготовки, как техносферная и пожарная безопасность, судебная экспертиза, государственное муниципальное управление.

Абитуриенты, поступающие к нам по государственному заказу для получения высшего образования, проходят дополнительные испытания: психологическое тестирование, медицинскую комиссию, проверку физической подготовки и письменный экзамен по математике. Ребята, выбравшие обучение с договором оплаты образовательных услуг, подают заявки на поступление по системе «Вуз онлайн» без дополнительных испытаний.

На факультет среднего профессионального образования осуществляется набор только на внебюджетной основе. Здесь представлены два направления, это специальность «Пожарная безопасность» на базе 9 и 11 классов со сроком обучения 4 и 3 года соответственно, и с прошлого года мы начали реализовывать программу подготовки пожарных на базе 11 классов со сроком очного обучения 10 месяцев и очно-заочного — 11 месяцев. Таким образом, юноши и девушки получают полноценное среднее профессиональное образование в течение 10 месяцев, после чего они могут поступить в вуз без ЕГЭ или сразу идти трудиться по профессии. В итоге по направлениям подготовки СПО, неожиданно для нас, это создало конкурс 12 человек на место.

Кстати, будущих специалистов среднего звена, практиков, ожидают такие же вступительные экзамены, как и абитуриентов, поступающих за счет средств федерального бюджета.

«В отличие от классических студентов, наши учащиеся живут практически по правилам, предусмотренным для сотрудника внутренней службы — а это порядок и соблюдение устава».
Вы сказали про конкурс 12 человек на место — с чем это может быть связано?

— Думаю, со спецификой нашего вуза. Студенты, так же, как и курсанты, следуют внутреннему распорядку академии, независимо от того, есть у них контракты на службу или нет. Это значит, утром подъём, зарядка, днем учебные занятия, самоподготовка, вечером прогулка и отбой. В отличие от классических студентов, наши учащиеся живут практически по правилам, предусмотренным для сотрудника внутренней службы — а это порядок и соблюдение устава.

Но хочется отметить, что в вузе для молодежи созданы все условия для полноценного досуга, саморазвития и реализации.

Территория учебного заведения составляет порядка 11,5 гектаров и по сути образует отдельный город в городе. У нас даже есть свои улицы.

У ребят активная внеучебная жизнь: есть возможность присоединиться к студенческому спасательному отряду, молодежному клубу по линии Русского географического общества, участвовать во множестве просветительских мероприятий.

В деле подготовки специалистов нашего профиля важен не только образовательный процесс и дисциплина, но и воспитание разносторонне развитой личности, достойного человека, который готов шагнуть в огонь, спасти жизнь. Полагаю, такой комплексный подход во многом и привлекает абитуриентов.

— И всё же хочется понять, какая именно мотивация может быть у подростка, чтобы он в 15−16 лет выбрал одну из самых рискованных профессий.

— Сложный вопрос. Наверное, что-то такое есть в русской душе, что мотивирует молодых людей в каждом поколении выбирать профессии, связанные с защитой страны, ее граждан.

У родителей абитуриентов свои аргументы. Им важно, что ребенок будет учиться под наблюдением опытных наставников, офицеров и педагогов, привыкнет к режиму, научится самостоятельности и ответственности. А в итоге получит престижную и востребованную профессию. Курсанты же станут полноценными сотрудниками МЧС России со стопроцентной гарантией получения места службы, высокой заработной платой и дополнительными льготами.

А еще немаловажную роль в выборе профессии и академии играет династийность. Минимум 40% наших учащихся — это ребята из семей пожарных.

— А иностранцы в вузе учатся?

— Нам удалось разрешить бюрократические вопросы по въезду в город для иностранных граждан, и за прошлый год мы подписали 6 меморандумов по международному взаимодействию — так что, да, теперь у нас смогут учиться представители других стран.

— Как Вы считаете, можно и нужно ли популяризировать спасательное дело? Или лучше всего о профессии говорят конкретные дела и ситуации, вроде тех, что Вы привели в пример, рассказывая о помощи курсантов во время масштабных бедствий?

— «Министерством добра» называет МЧС России его глава Александр Вячеславович Куренков. Нужно ли популяризировать добро? Люди каждый день узнают из новостей, что в любой критической, а тем более чрезвычайной ситуации на помощь приходят спасатели и пожарные.

Другой вопрос, что мы как образовательное учреждение, конечно же, проводим профориентационные и спортивные мероприятия среди школьников, чтобы познакомить их со своей деятельностью. В прошлом году академия провела 189 соревнований разного уровня, вплоть до всероссийских, что тоже способствует популяризации спасательного дела.

— Поговорим об образовательном процессе в академии. Как за последние 3−4 года изменилось ваше понимание того, каким образом формировать у обучающихся профессиональные компетенции?

— Изменилось существенно. Мы перестроили программу таким образом, что после первого года обучения курсанты проходят пожарный минимум и получают свидетельство пожарного. После второго курса получают квалификацию спасателя, а начиная с третьего входят в состав аэромобильной группировки.

В академии есть собственная учебная пожарно-спасательная часть, где обучающиеся проходят стажировку — на первом курсе как пожарные, на втором как командиры отделения, на третьем уже как начальники караула. Несмотря на статус учебной, часть стоит в боевом расчете и реагирует на пожары, которые происходят непосредственно на территории Железногорска.

Еще одно нововведение с учетом современных требований — с 2024 года курсанты выпускных курсов получают дополнительную профессию оператора беспилотных авиационных систем грузоподъемностью до 30 килограмм.

В целом мы всё больше уходим от теории к практике в образовательном процессе.

— Практическая подготовка, безусловно, важна, учитывая специфику Вашей академии. Как и зачем в таком случае мотивировать курсантов получать теоретические знания?

— В первые годы службы, сразу после выпуска из вуза, я считал, что раз меня учили работать руками, спасать людей, я хочу в первую очередь заниматься этим. Прошло 5−10 лет, и мое мировоззрение в корне поменялось. Я понял, что без знания теории невозможно отработать практические мероприятия, особенно связанные со спасательными работами.

Надо отдать дань уважения нашему профессорско-преподавательскому составу, который замотивирован на то, чтобы передавать свои знания обучающимся, вовлекать их в научную, исследовательскую, грантовую деятельность.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как Вы строите кадровую политику в вузе. Ваша академия отличается от любого другого гражданского университета порядками, дисциплиной, спецификой учебного процесса. Полагаем, для образовательной организации в закрытом городе вопрос привлечения кадров стоит еще острее.

— У нас немногочисленный профессорско-преподавательский состав, порядка 300 сотрудников, и основной костяк сформирован из числа наших же выпускников. Найти новых работников в закрытом городе довольно проблематично, поэтому мы делаем упор на дополнительное образование и повышение квалификации своих кадров, их остепененность. Для этого активно взаимодействуем с вузами системы МЧС России, с гражданскими вузами в Красноярске, Томске, Иркутске и Новосибирске. С Сибирским федеральным университетом и Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева у нас заключены соглашения и есть определенные наработки по созданию совместных диссертационных советов. За два года сотрудничества мы добились того, что как минимум 8 человек в год у нас защищают кандидатские диссертации и получают ученые звания.

— У академии есть несколько собственных разработок. Удалось ли какие-то из них предложить внешним организациям для работы?

— Все наши научные разработки можно найти в открытом доступе, на нашем сайте. Мы готовы их распространять на безвозмездной основе для совместного обсуждения и изучения.

Один из таких цифровых продуктов мы передали в реализацию в каждый субъект РФ — программное обеспечение для эффективного определения мест дислокации пожарно-спасательных подразделений. Программа позволяет вести автоматический учет сил и средств, задействованных в ликвидации пожара или чрезвычайной ситуации.

Совместно с Новосибирским государственным университетом геосистем и технологий в академии разработано программное обеспечение для БПЛА, которое позволяет с помощью искусственного интеллекта организовывать поиск людей, потерявшихся в тайге или пострадавших на технологических объектах. Технология помогает в режиме онлайн определить квадрат поиска с помощью четырёх точек на мониторе и после обнаружения человека отправить к нему беспилотник с водой, едой, лекарством, до прибытия помощи. Мы намерены передать эту разработку во все вузы системы МЧС России для дальнейшего использования.

— Иван Юрьевич, поделитесь, пожалуйста, ярким профессиональным опытом или ситуацией, после которой Вы окончательно решили для себя, что выбрали своё дело.

— Есть несколько таких воспоминаний, и первое из них связано с периодом моей учебы в Академии гражданской защиты МЧС России. Я из первого выпуска курсантов этого учреждения, и можно сказать, что на нас обкатывали программы подготовки профессиональных спасателей в системе МЧС России, потому как в то время ведомство еще только формировалось. Первые зачеты на квалификацию спасателя, когда ты испытываешь высокие физические нагрузки, осваиваешь профессиональные навыки, учишься вязать спасательные узлы, работать с гидравлическим инструментом, — всё это очень мотивировало, давало уверенность, что ты уже многое умеешь и тебе такой опыт пригодится на службе.

Во время учебы случился первый трагичный опыт. 1999 год, террористические акты в Москве на Каширском шоссе и в Печатниках. Ночью нас, курсантов, подняли по тревоге на ликвидацию шокирующих последствий взрывов жилых домов. Этот был прежде всего сильный эмоциональный опыт, который доказал, насколько нужна и важна профессия спасателя.

В роли управленца спасательного дела мне больше всего запомнилась крупномасштабная и во многом уникальная чрезвычайная ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. При ликвидации последствий этой катастрофы необходимо было организовать откачку воды со всей станции, обеспечить прибытие необходимых сил и средств. Помню, я тогда не спал почти четверо суток, чтобы оперативно выполнить стоящие в это самое сложное время задачи.

Сейчас, после 20-ти с лишним лет службы в системе МЧС России, я искренне дорожу тем, что у меня есть возможность передавать накопленный опыт новым поколениям и я могу это делать вместе с другими профессионалами спасательного дела. Когда я приехал служить в Железногорск в 2001 году, у нас на плацу висел лозунг: «Спасатель и один в поле воин». Можно и под этим девизом идти по жизни, но я всё-таки считаю, что гораздо лучше быть не одному, а сотрудничать и взаимодействовать с другими структурами — так можно справиться с бедой оперативнее и с минимальными последствиями.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.