— Расскажите, пожалуйста, как в Вятском ГАТУ выстроена система целевого обучения?
— 90% целевых договоров заключается с сельскохозяйственными предприятиями агропромышленного комплекса. Оставшиеся 10% тоже так или иначе связаны с АПК, потому как составлены с предприятиями из смежных сфер: Россельхознадзором, областными органами власти, казначейством, банками, ветеринарными клиниками.
В целом, надо отметить, что абитуриенты и прежде всего их родители неохотно идут на заключение целевого договора, понимая, что, если студент передумает или так сложится, что по окончании университета он трудоустроится на другом предприятии, расторгнуть эти взаимоотношения будет сложно. Многие не хотят быть связанными договорными обязательствами.
— В одном интервью Вы отметили, что за последнее время отношение к аграрному образованию среди абитуриентов и их родителей изменилось. Сегодня профессии, связанные с сельским хозяйством, всё меньше ассоциируются с тяжелым ручным трудом. По каким признакам Вы это видите?
— Об этом свидетельствуют два показателя: процент трудоустройства в сфере сельского хозяйства, который за последние три года значительно вырос, и результаты приемной кампании. По некоторым направлениям — прежде всего, ветеринарному и инженерному в части эксплуатации и ремонта машин — у нас конкурс три человека на место. Увеличилось количество школ-партнеров, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве в рамках профориентации и реализации совместных проектов деятельности. Практически каждый муниципалитет заключил с нами соглашение о сотрудничестве по проекту «Агроклассы».
— Как Вы считаете, станет ли аграрный сектор когда-нибудь престижной сферой для работы, и профессии, связанные с сельским хозяйством, будут такими же популярными, какими в свое время были юристы и экономисты?
— Сложно сказать, но очень надеюсь, что когда-нибудь так и будет. Здесь ведь дело не только в том, что изменилось содержание аграрного труда и в отрасли начали активно использовать современную технику, роботов, сервисы цифровизации. Сложным остается отношение к селу.
К сожалению, молодое активное население уезжает из села. Уезжает потому, что там нет достойных условий проживания. Если появится возможность легко перемещаться по отдаленным сельским территориям, если там будут строиться детские сады, школы, если у молодых людей появится возможность построить себе жилье, думаю, тогда мы сможем говорить о престижности аграрного образования. Какие-то шаги уже предпринимаются. Мы видим, что развитием сельских территорий занялись на государственном уровне: запущена федеральная программа комплексного развития сельских территорий, газификации и дорожного строительства в селах.
— Стартап-проект в АПК: что сейчас в тренде? И есть ли у вас в университете удачные примеры его реализации?
— В 2023 году у нас будет первый выпуск участников проекта «Стартап как диплом». Два гранта выиграно по программе «УМНИК» на создание собственного малого предприятия, реализуется проект по безвирусному картофелеводству и производству биоудобрений. Среди наиболее интересных и уже действующих университетских проектов отмечу производство земляники в закрытом грунте и проект «Фермерский дворик». Совместно с Россельхозбанком второй год проходит стартап фермерской школы по сыроварению. Совместно с белорусскими партнерами запущен МИП по производству дезинфицирующих средств и ветеринарных препаратов.
В целом, мы видим движение в этом направлении как в рамках грантов по федеральным конкурсам, так и внутри университета, когда студенты создают малые предприятия на базе вуза в рамках наших внутренних конкурсов. Это позволяет им в дальнейшем создавать собственные малые фермерские предприятия, строить карьеру без привязки к конкретному работодателю.
— Сейчас активно утверждается концепция непрерывного образования. Прогнозируется, что люди будут менять в течение жизни несколько профессий, что один диплом на всю жизнь уходит в прошлое. Для определенных профилей образования эта концепция кажется вполне подходящей. Но возможно ли это в аграрном образовании?
— Не просто возможно, а необходимо. Если раньше агроном, придя на производство, работал только по тем компетенциям, которые он получил в университете, то сейчас он еще и менеджер по закупкам, и цифровой агротехнолог, инженер, а заодно и координатор работы механизаторов. Агроном должен обязательно владеть компетенциями экономиста, хорошо знать биотехнологию, микробиологию, ИТ-технологию. Именно поэтому наш студент уже с первого курса должен иметь возможность получить дополнительные компетенции в рамках дополнительного профессионального обучения, пройти программу профобучения и на выходе получить диплом о профессиональной переподготовке.