«Педагогическое образование без симуляций»

Интервью с ректором Набережночелнинского государственного педагогического университета Альфинур Галиакберовой.
Цифровой симулятор педагогической деятельности как новый инструмент обучения будущих учителей — о собственной разработке педагогического университета в Набережных Челнах рассказывает его руководитель.

«Когда мы объявили набор на обучение 300 слушателей, к нам записались 4000 человек».
— Альфинур Азатовна, Вы находитесь в Набережных Челнах, промышленном городе, чья экономика строилась и развивалась вокруг автогиганта КамАЗ. Что было бы, если бы в городе не было педагогического университета?

Набережные Челны — не только промышленно развитый город, это объединяющий центр для всего Закамского региона, где располагаются крупные нефтехимические, энергетические, пищевые производства. В 25 километрах от нас находится особая экономическая зона Алабуга, где также много промышленных объектов.

Для такого макрорегиона потенциал человеческого капитала определяется наличием качественной образовательной системы на всех уровнях. Выстраивание такой системы невозможно без педагогического вуза, который к тому же обеспечивает для города 500 рабочих мест.

В 2024 году Вы актуализировали программу развития вуза. Предполагаем, что это было сделано для того, чтобы обновить цели и задачи университета в соответствии с текущими требованиями и вызовами. Что конкретно послужило триггером, после которого Вы решили, что пора вносить изменения?

Стимулов к обновлению программы развития университета было несколько.

Прежде всего, это те актуальные процессы и проблемы, которые сегодня происходят в образовательном процессе, — вопросы, связанные со школьным буллингом, детьми с ограниченными возможностями здоровья, школьниками-мигрантами, использование цифровых инструментов в обучении.

Второй фактор — последние годы НГПУ динамично развивается. По рейтингу мониторинга эффективности вузов России на 2023 год мы вошли в Первую лигу и среди педвузов, курируемых Министерством просвещения РФ, занимаем 7 строчку. Это очень хорошая позиция, и мы понимаем, что как региональный вуз всегда должны развиваться опережающими темпами и ставить перед собой актуальные стратегические задачи и цели.

Наконец, третий триггер, который побудил нас по-новому взглянуть на образовательный процесс, — это разработка и внедрение ядра педагогического образования, над чем мы работаем уже третий год.

Что для Вас значит — «университет развивается опережающими темпами»? Это про что?

Про цифровизацию, про готовность наших выпускников педагогов работать с цифровыми инструментами в школе, чтобы не получилось так, что их ученики будут ориентироваться в цифровом образовательном пространстве лучше учителя.

С 2019 года мы активно внедряем цифровой контент в образовательный процесс, и об одном из наиболее ярких наших проектов — цифровом симуляторе педагогической деятельности, я думаю, мы с вами поговорим.

Обязательно! У Вашего университета действительно очень интересный кейс в этом направлении. А пока еще один вопрос о планах по развитию вуза. На 2024–2025 гг. Вы планируете запуск проектов, которые позволят «построить новый университет». Каким Вы хотите его построить? Чем он будет отличаться от сегодняшнего НГПУ?

Одна из наших важнейших задач — выстроить на базе вуза образовательный кластер, в котором реализуется модель непрерывного образования по типу «психолого-педагогический класс в школе — индустриально-педагогический колледж — университет — институт дополнительного профессионального образования».

Изменения планируются в структуре университета. Пока у нас факультетское деление, но в перспективе мы выделим в составе вуза отдельные институты, которые будут наделены большей самостоятельностью. Ожидаем, что новая архитектура даст импульс для дальнейшего развития университета.

Еще одно нововведение, которое мы уже используем, — это собеседование абитуриентов, поступающих в наш колледж. Показатель аттестата не единственное основание для зачисления, нам не менее важно понимать, готов ли человек стать педагогом, осознает ли, что это за профессия, с какими рисками она связана. Эту готовность или ее отсутствие можно увидеть уже на этапе собеседования.

Наконец, мы намерены продолжать активное сотрудничество в международном образовательном пространстве. Сегодня мы преподаем русский язык как иностранный в трех центрах продвижения русского языка и культуры в Алжире. Востребованность наших курсов в этой стране оказалась колоссальной. Когда мы объявили набор на обучение 300 слушателей, к нам записались 4000 человек. Мы сами не ожидали, насколько в Алжире, далекой североафриканской стране с очень сложными визовыми правилами, популярны русский язык и Россия. В этом году мы будем расширять свою деятельность в соседней с Алжиром Республике Тунис.

В Туркменистане, тоже достаточно закрытой стране, мы провели для учителей курс повышения квалификации, получили очень хорошие отзывы и уже договорились о продолжении совместной работы.

Вы рассказали о том, что на базе НГПУ выстраивается подготовка абитуриентов, которые выбирают профессию педагога осознанно. В чем Вы ощущаете разрыв между тем, чему учит школа, и теми требованиями, которые сегодня есть у университета к абитуриентам, на примере приемных кампаний последних лет?

В части предметной подготовки школа однозначно выполняет свою задачу, по крайней мере в городе Набережные Челны уровень среднего образования очень высокий. Основная проблема была не в том, что абитуриенту не хватало знаний предмета, а в том, что для педагогического вуза важно, чтобы поступающий к ним человек не просто знал математику или историю, но и умел донести их содержание до учеников. Это основная задача педагога.

На сегодня этот разрыв преодолен благодаря наличию психолого-педагогических классов в школах и собеседованиям при поступлении в индустриально-педагогический колледж. На двух этих уровнях обучения мы даем школьникам и студентам основы педагогики и психологии и выбираем среди них наиболее способных, тех, кто действительно мотивирован стать учителем. К тому же с первого курса обучения мы даем студентам методику преподавания предмета.

Отдельно упомяну предметную подготовку школьников в Камском математическом центре, который возглавляет Алексей Владимирович Савватеев, известный популяризатор математики. Сейчас в центре обучается 300 человек. Занятия для них проводятся в 4-х форматах: публичные лекции самого Алексея Владимировича и участников всероссийских олимпиад, вебинары с разбором сложных олимпиадных задач на образовательной платформе «Школково», групповые занятия с нашими преподавателями и индивидуальная работа. Причем мы работаем не только с математически одаренными детьми, но и с теми, у кого к этому предмету есть интерес.

В НГПУ Вы планируете содержательно обновить образовательные программы. Используете ли Вы в этой работе такое понятие, как дизайн программ высшего образования?

Для нас этот термин не совсем подходит по той причине, что в бакалавриате и специалитете мы опираемся на ядро педагогического образования — это определенные конструкции и требования по тем материалам, которым мы должны базово обучить будущего учителя. Тем не менее, это не исключает вариативности наших программ.

Органичнее понятие педагогического дизайна использовать в магистратуре и в дополнительном образовании.

«Чтобы воссоздать атмосферу живого урока, мы провели в классе порядка ста видеосъемок».
Вернемся к приоритетному проекту НГПУ — цифровому симулятору педагогической деятельности. Расскажите, пожалуйста, как шла его разработка: с чего Вы начинали?

История этого проекта началась в 2019 году. Сразу после назначения на пост ректора я начала анализировать международную деятельность НГПУ. Мне было интересно, как развивается наука и научные отношения с зарубежными вузами.

В то время у нас действовало соглашение с Университетом города Реймса во Франции, где как раз использовали цифровой симулятор. Разработка показалась нам интересной. Изучив ее подробнее, мы поняли, что и сами можем сделать такой симулятор, только в своей авторской версии. Так мы начали создавать симуляционную модель виртуального школьного урока математики с типичными методическими ошибками начинающего учителя.

Просто перевести симулятор на русский язык было, разумеется, недостаточно. Нужно было учесть и внести все особенности преподавания предмета, которые свойственны нашей системе обучения, потому как во французском варианте использование симулятора проходит совершенно иначе. Там студент выступает тьютором преподавателя, а это не совсем то, что нужно было нам. Мы хотели создать симулятор, обучаясь на котором, студенты понимали бы, как проводить урок еще до выхода на практику в школу, и оттачивали на нем методику преподавания предмета.

Суть нашей авторской разработки в том, что студент выступает в качестве учителя в виртуальном классе. Чтобы воссоздать атмосферу живого урока, мы провели в классе порядка ста видеосъемок и заложили их в симулятор с теми ошибками, которые реально допускают школьники и учителя на уроке.

Созданная модель дает возможность обыгрывать порядка 120 различных ситуаций и вариантов проведения урока. Такая широкая вариативность принципиально отличает симулятор от тренажера, на котором достаточно выбрать из трех вариантов один правильный ответ. Наш инструмент можно использовать многократно, раз за разом улучшая свои результаты.

Проект занял у нас три года, но теперь, когда мы знаем все инструменты, мы можем создавать такие симуляторы в течение года. Я знаю, что некоторые наши коллеги в педагогических вузах тоже работают над подобными моделями, но, насколько мне известно, такого продвинутого продукта, как у нас, пока ни у кого нет.

Вы привлекали к работе над проектом сторонних подрядчиков или все сделали своими силами?

Это полностью наша университетская разработка. В создании симулятора принимала участие целая команда наших сотрудников — программисты, методисты, преподаватели, психологи, дизайнеры. И для меня очень ценно, что все они до сих пор, с 2019 года, работают вместе и не перегорели этим проектом. В очередной раз я убедилась: без единой работоспособной команды такие планы не воплотить в жизнь.

С какими техническими вызовами Вы столкнулись в процессе создания симулятора?

Основная проблема была в том, что изначально мы использовали иностранную платформу. Сегодня же мы создали собственную 3D-платформу, на которой можно спрограммировать любой урок и проиграть множество различных ситуаций, которые возникают на занятиях в школе.

Это уникальная система, и мы готовы ее продвигать в образовательном пространстве по всей стране.

Мы знаем, что Вы апробировали проект в РГПУ им. А. И. Герцена, Высшей школе экономики, на педагогических форумах. Как коллеги оценили Вашу разработку?

Для нас очень важно было представить свой продукт общественности и особенно педагогическому сообществу. В Герценовском университете и ВШЭ разработку оценили очень высоко.

Мы также прошли общественные слушания в вузах и особенно ждали реакцию студентов, которые попробовали использовать симулятор, потому что знаем, что не все педагоги, даже психологически, готовы работать с таким форматом. Студенты восприняли новый инструмент на ура. Мы видим это и по собственным результатам и статистике, так как симулятор активно применяется в нашей образовательной системе.

По Вашим оценкам, использование симуляторов и другие иммерсивные технологии, виртуальная и дополненная реальность уже стали частью обучающего процесса или пока все это в области завтрашнего дня?

В педагогических вузах это уже часть образовательного процесса, прежде всего благодаря появлению технопарков универсальных педагогических компетенций, кванториумов, да и в целом развитию инфраструктуры, на которое выделяются миллиарды рублей.

В НГПУ цифровые инструменты используются практически в каждом предмете, который мы преподаем.

Мы начали диалог с того, что НГПУ готовит кадры для Закамского региона, и в завершение разговора предлагаем расширить границы до всего субъекта федерации — Татарстана. По итогам 2023 года республика находится в тройке регионов с наибольшим количеством абитуриентов, зачисленных на первый курс. Казань — в числе крупнейших городов с самым многочисленным студенческим контингентом в стране. Если абитуриент спросит в приемной комиссии, почему ему стоит выбрать НГПУ, ради каких программ, ради каких перспектив, — что ему ответят?

Мы позиционируем себя как классический педагогический университет и даем гарантию, что максимально обеспечим качество образования. Порядка 90% наших выпускников устраиваются на работу по педагогической специальности.

У нас хорошо выстроена воспитательная работа. Родители наших студентов могут быть спокойны, что у ребят есть возможность выбирать студенческие активности по различным направлениям. Почти все наши студенты с первого курса бесплатно занимаются в кружках и секциях. У желающих есть возможность получить второй диплом — педагога дополнительного образования.

Альфинур Азатовна, Вы стали ректором в 2019 году. Что или кто больше всего помогал Вам в наиболее сложные периоды? Кто для Вас был и остается опорой в университете, в ректорской работе?

Команда, которая со мной работает, ректорат. У нас выстроена достаточно жесткая вертикаль управления, но при этом мы хорошо понимаем друг друга, совместно решаем любые конфликтные ситуации, и все идем к единой общей цели.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.