— Альфинур Азатовна, Вы находитесь в Набережных Челнах, промышленном городе, чья экономика строилась и развивалась вокруг автогиганта КамАЗ. Что было бы, если бы в городе не было педагогического университета?
— Набережные Челны — не только промышленно развитый город, это объединяющий центр для всего Закамского региона, где располагаются крупные нефтехимические, энергетические, пищевые производства. В 25 километрах от нас находится особая экономическая зона Алабуга, где также много промышленных объектов.
Для такого макрорегиона потенциал человеческого капитала определяется наличием качественной образовательной системы на всех уровнях. Выстраивание такой системы невозможно без педагогического вуза, который к тому же обеспечивает для города 500 рабочих мест.
— В 2024 году Вы актуализировали программу развития вуза. Предполагаем, что это было сделано для того, чтобы обновить цели и задачи университета в соответствии с текущими требованиями и вызовами. Что конкретно послужило триггером, после которого Вы решили, что пора вносить изменения?
— Стимулов к обновлению программы развития университета было несколько.
Прежде всего, это те актуальные процессы и проблемы, которые сегодня происходят в образовательном процессе, — вопросы, связанные со школьным буллингом, детьми с ограниченными возможностями здоровья, школьниками-мигрантами, использование цифровых инструментов в обучении.
Второй фактор — последние годы НГПУ динамично развивается. По рейтингу мониторинга эффективности вузов России на 2023 год мы вошли в Первую лигу и среди педвузов, курируемых Министерством просвещения РФ, занимаем 7 строчку. Это очень хорошая позиция, и мы понимаем, что как региональный вуз всегда должны развиваться опережающими темпами и ставить перед собой актуальные стратегические задачи и цели.
Наконец, третий триггер, который побудил нас по-новому взглянуть на образовательный процесс, — это разработка и внедрение ядра педагогического образования, над чем мы работаем уже третий год.
— Что для Вас значит — «университет развивается опережающими темпами»? Это про что?
— Про цифровизацию, про готовность наших выпускников педагогов работать с цифровыми инструментами в школе, чтобы не получилось так, что их ученики будут ориентироваться в цифровом образовательном пространстве лучше учителя.
С 2019 года мы активно внедряем цифровой контент в образовательный процесс, и об одном из наиболее ярких наших проектов — цифровом симуляторе педагогической деятельности, я думаю, мы с вами поговорим.
— Обязательно! У Вашего университета действительно очень интересный кейс в этом направлении. А пока еще один вопрос о планах по развитию вуза. На 2024–2025 гг. Вы планируете запуск проектов, которые позволят «построить новый университет». Каким Вы хотите его построить? Чем он будет отличаться от сегодняшнего НГПУ?
— Одна из наших важнейших задач — выстроить на базе вуза образовательный кластер, в котором реализуется модель непрерывного образования по типу «психолого-педагогический класс в школе — индустриально-педагогический колледж — университет — институт дополнительного профессионального образования».
Изменения планируются в структуре университета. Пока у нас факультетское деление, но в перспективе мы выделим в составе вуза отдельные институты, которые будут наделены большей самостоятельностью. Ожидаем, что новая архитектура даст импульс для дальнейшего развития университета.
Еще одно нововведение, которое мы уже используем, — это собеседование абитуриентов, поступающих в наш колледж. Показатель аттестата не единственное основание для зачисления, нам не менее важно понимать, готов ли человек стать педагогом, осознает ли, что это за профессия, с какими рисками она связана. Эту готовность или ее отсутствие можно увидеть уже на этапе собеседования.
Наконец, мы намерены продолжать активное сотрудничество в международном образовательном пространстве. Сегодня мы преподаем русский язык как иностранный в трех центрах продвижения русского языка и культуры в Алжире. Востребованность наших курсов в этой стране оказалась колоссальной. Когда мы объявили набор на обучение 300 слушателей, к нам записались 4000 человек. Мы сами не ожидали, насколько в Алжире, далекой североафриканской стране с очень сложными визовыми правилами, популярны русский язык и Россия. В этом году мы будем расширять свою деятельность в соседней с Алжиром Республике Тунис.
В Туркменистане, тоже достаточно закрытой стране, мы провели для учителей курс повышения квалификации, получили очень хорошие отзывы и уже договорились о продолжении совместной работы.
— Вы рассказали о том, что на базе НГПУ выстраивается подготовка абитуриентов, которые выбирают профессию педагога осознанно. В чем Вы ощущаете разрыв между тем, чему учит школа, и теми требованиями, которые сегодня есть у университета к абитуриентам, на примере приемных кампаний последних лет?
— В части предметной подготовки школа однозначно выполняет свою задачу, по крайней мере в городе Набережные Челны уровень среднего образования очень высокий. Основная проблема была не в том, что абитуриенту не хватало знаний предмета, а в том, что для педагогического вуза важно, чтобы поступающий к ним человек не просто знал математику или историю, но и умел донести их содержание до учеников. Это основная задача педагога.
На сегодня этот разрыв преодолен благодаря наличию психолого-педагогических классов в школах и собеседованиям при поступлении в индустриально-педагогический колледж. На двух этих уровнях обучения мы даем школьникам и студентам основы педагогики и психологии и выбираем среди них наиболее способных, тех, кто действительно мотивирован стать учителем. К тому же с первого курса обучения мы даем студентам методику преподавания предмета.
Отдельно упомяну предметную подготовку школьников в Камском математическом центре, который возглавляет Алексей Владимирович Савватеев, известный популяризатор математики. Сейчас в центре обучается 300 человек. Занятия для них проводятся в 4-х форматах: публичные лекции самого Алексея Владимировича и участников всероссийских олимпиад, вебинары с разбором сложных олимпиадных задач на образовательной платформе «Школково», групповые занятия с нашими преподавателями и индивидуальная работа. Причем мы работаем не только с математически одаренными детьми, но и с теми, у кого к этому предмету есть интерес.
— В НГПУ Вы планируете содержательно обновить образовательные программы. Используете ли Вы в этой работе такое понятие, как дизайн программ высшего образования?
Для нас этот термин не совсем подходит по той причине, что в бакалавриате и специалитете мы опираемся на ядро педагогического образования — это определенные конструкции и требования по тем материалам, которым мы должны базово обучить будущего учителя. Тем не менее, это не исключает вариативности наших программ.
Органичнее понятие педагогического дизайна использовать в магистратуре и в дополнительном образовании.