— Мы говорим с Вами о сотрудничестве с индустриальными и образовательными партнерами, а это — относительно новые направления работы для университетских управленцев. Как Вы в целом оцениваете компетенции административно-управленческого персонала в части управления исследованиями, проектами, инфраструктурой вуза?
— Полтора года назад мы запустили программу для формирования кадрового резерва и программу комплексной оценки эффективности персонала, в том числе ректората и административно-управленческих служб. Стараемся проводить эту работу минимум раз в год.
Нам важно, во-первых, для самих себя понять точки роста и развития по каждому направлению, а во-вторых, честно и объективно проанализировать обратную связь друг от друга, провести рефлексию, чтобы для каждого моего заместителя и руководителя структурного подразделения выработать индивидуальный план развития и последовательно сформировать те компетенции, что соответствуют моим ожиданиям и ожиданиям наших партнеров-работодателей. Последние, кстати, тоже принимают участие в этом процессе — у нас есть договоренности о стажировках наших сотрудников на их предприятиях.
— Индустриальных партнеров подключают к учебному процессу, к проектной деятельности в вузе, да и в целом практико-ориентированность становится ключевым трендом высшего образования. Поделитесь, как это реализуется в Вашем университете?
— Приведу в пример два наших проекта. В 2022 году в структуре университета появилась собственная производственная площадка, со всем имуществом и землями сельхозназначения. Это большая ресурсная база — 5300 гектаров земли, две фермы с 1500 голов крупного рогатого скота, где налажено ежедневное производство молока и ведется работа с контрагентами по его реализации, где развивается семеноводство и кормопроизводство.
Студенты регулярно выезжают на эту производственную площадку, отрабатывают конкретные практические навыки ветеринарных врачей, зооинженеров, инженеров-механиков, агрономов и специалистов по защите растений.
Второй проект, тоже запущенный буквально год назад, называется «KOMOС PROfuture» и реализуется совместно с нашим ключевым партнером КОМОС ГРУПП в формате проектного обучения. Работодатель максимально заинтересован в том, чтобы наш выпускник владел навыками создания и работы над проектами, контроля за их реализацией. Причем это требование не для управленческого персонала, менеджеров или экономистов, а для тех специалистов, кто работает с оборудованием: агрономов, технологов, инженеров-механиков.
В образовательные программы мы включили реальные практические кейсы при непосредственном участии ведущих специалистов компании-партнера. Они выступают не только модераторами, но и фасилитаторами команды проекта (фасилитатор — человек, который организует и обеспечивает успешную групповую коммуникацию. — Прим. ред.), проводят визионерские лекции о новых тенденциях в том или ином направлении, задают студентам конкретные производственные задачи и оценивают результаты этой работы.
— Вы рассказали о собственной производственной площадке, и здесь стоит отметить, что сегодня во многих университетах есть различные центры поддержки исследовательской деятельности: лаборатории, опытно-промышленные полигоны, базы. Все они оснащены оборудованием. Актуальна ли для вас проблема, когда этой инфраструктурой сложно управлять, потому как ответственность за нее распределена по подразделениям, и руководство университета не регулирует этот вопрос централизованно? Или у вас этот вопрос решен? Если да, поделитесь, пожалуйста, как вы этого добились?
— За ресурсное обеспечение нашей производственной площадки отвечает ее руководитель — директор по производственной деятельности. База работает в рамках внебюджета, по собственному платежному календарю и финансово-хозяйственному плану, который интегрирован в структуру университета.
Что же касается инфраструктуры университета в целом и научных лабораторий в частности — ее работу координирует проректор по научной работе и стратегическому развитию.
Возможно, в перспективе, когда факультеты наработают необходимый опыт и навык существования как центров финансовой ответственности, научатся управлять своими расходами и доходами, мы придем к распределенному характеру функционирования всей научной структуры.