Такой подход, при котором образовательная организация создает условия для раскрытия потенциала своих студентов, бесспорно, верный. Но и немного идеалистический: ведь все-таки у каждого вуза есть и своя целевая модель, и свой портрет выпускника и абитуриента.
«Для нас целевая модель университета — научно-инновационный, цифровой и предпринимательский. Поэтому для нас при отборе абитуриентов важны не только предметные знания, но и цифровые компетенции, soft skills, а также предпринимательская жилка», — дополняет наши рассуждения ректор ТГУ Михаил Криштал.
По его словам, не все, конечно, будут предпринимателями-лидерами (по оценкам ректора ТГУ среди студентов таких 3−5%), поэтому в университете пытаются создать условия для получения навыков работы в междисциплинарных командах, которые помогут будущим выпускникам стать успешными как в готовых бизнес-проектах, так и в стартапах. «Для привлечения таких ребят мы используем как “широкие” форматы проектные и форсайт-сессии, хакатоны, так и индивидуальные — включаем школьников в команды реальных проектов со студентами и сотрудниками университета», — комментирует Михаил Криштал.
Особо важно здесь взаимодействие с предприятиями и предпринимателями, ведь темы и идеи должны быть максимально актуальными, иначе ребята будут чувствовать «имитацию» и терять интерес.
Такой подход разделяет и СФУ, ориентированный на подготовку ценных кадров для региона. Красноярский край и Сибирский федеральный округ, на который во многом ориентируется СФУ, — это территория, где представлены все крупнейшие российские ресурсодобывающие и перерабатывающие компании. В этом смысле выделяются так называемые приоритетные для региона специальности — те, где существует нехватка кадров сейчас или ожидается уже в ближайшем будущем. «Исходя из этой кадровой потребности Красноярский край и университет сформировали программу поддержки тех, кто выбирает эти направления подготовки», — делится Максим Румянцев.
Ректор СФУ, говоря о принципе отбора абитуриентов, рассказывает, что его университет не является исключением, ведь их, как и всех, интересуют мотивированные ребята, которые осознанно выбирают свой профессиональный путь и учебное заведение.
«Для нас очень ценно то, что они видят в СФУ перспективу для себя, — добавляет Максим Румянцев. — Эти ребята хотят быть успешными, и нам нельзя их подвести».
Какие они, сегодняшние студенты? Они требовательны к образованию, считает ректор СФУ, и тем самым вынуждают меняться и университеты, заставляют их расти и совершенствоваться. Поэтому доказывать готовность вместе становиться лучше важно с самого начала: так, например, в СФУ был запущен проект поддержки талантливых абитуриентов «Университетская долина», который включает несколько блоков, где «упакованы» комфортное проживание, оплаченный интернет и даже собственный наставник — проводник в мир высокой науки.