Мы собираем cookies

«Потребительский подход не работает.
Ректор Военмеха — о честном партнерстве вуза и бизнеса»

Интервью с исполняющим обязанности ректора
Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Александром Шашуриным.

Что стоит за устойчивым технологическим развитием страны? По мнению и. о. ректора БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова — прочный альянс между университетами и промышленностью. В интервью Александр Шашурин, доктор технических наук, профессор, открыто говорит о перекосах во взаимодействии вузов и предприятий: индустрия требует готовых специалистов, но не готова инвестировать в их подготовку. Почему односторонний подход больше не работает, как в Китае создают долгосрочные образовательные планы вместе с производством, и зачем бизнесу приходить в университеты не только за кадрами, но и с оборудованием? Это разговор о взаимной ответственности университетов и работодателей.
Александр Евгеньевич, за последние пять лет БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова реализовал десятки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как формируется тематика ваших исследований?

Это комбинированный процесс. Тематика наших исследовательских работ формируется в соответствии со стратегией технологического развития страны и с профильностью наших промышленных партнеров.

Военмех как отраслевой университет не только готовит кадры для оборонно-промышленного комплекса и смежных с ним высокотехнологичных отраслей, но и ведет по этим направлениям научные работы. Мы ориентируемся на исторически сложившиеся компетенции вуза в тех профильных областях науки, в которых университет работал 93 года и продолжает развиваться.
Могли бы Вы привести примеры прорывных разработок последних лет, выполненных в лабораториях Военмеха?

Мы добились существенного прорыва в разработке малых газотурбинных двигателей, технологий беспилотных авиационных систем. Активно развивается наш Центр аддитивных технологий и объемного сканирования, где совместно с компанией-партнером «Лазерные системы» нам удалось достичь хороших результатов в области оптических систем. Кстати, эта компания вышла из стен Военмеха и сегодня является одним из крупнейших в стране разработчиков и производителей высокотехнологичного оборудования.

Демонстрация Кластера 3D-печати

Несколько наших лабораторий выполняют работы в области робототехники и мехатроники по линии гособоронзаказа. По итогам 2024 года они признаны одними из самых передовых и в некоторой степени даже уникальными для нашей страны. Речь идет о разработке экзоскелетов и робототехники для использования в космосе и в военном деле.

Работа камеры ракетного двигателя для межорбитального буксира

Очевидно, что ваши индустриальные партнеры — крупные высокотехнологичные предприятия. Какие форматы сотрудничества с ними Вы считаете наиболее перспективными?

У нас довольно много устоявшихся форматов сотрудничества с компаниями: целевое обучение, повышение квалификации, переподготовка, совместные НИОКРы и отраслевые научно-учебные лаборатории. При этом важно отметить, что, к моему большому сожалению, зачастую взаимодействие с индустрией получается односторонним.

Буквально каждый день к нам приезжают представители бизнеса, от генеральных директоров и кадровиков до инженеров-конструкторов, со словами: «Дайте нам специалистов». За последние 2–3 года отношение предприятий к вузам стало, я бы сказал, потребительским. Сначала они говорят, что им нужны кадры, но получив их, заявляют, что те подготовлены не так, как им хотелось бы. При этом самим повлиять на эту ситуацию они не готовы, максимум — приглашают студентов на практику. Такой подход сегодня не работает. Каждый работодатель должен плотно работать с университетом, в чьих выпускниках он заинтересован.

Например, с Ростехом у нас действует программа «Крылья Ростеха», с этого года откроется еще одна — «Арсенал Ростеха». Вместе мы составляем учебные планы, разрабатываем рабочие программы дисциплин, подбираем преподавателей на каждую дисциплину, формируем модульное обучение. Партнер не просто присутствует на защите дипломных работ, а полноценно включается в образовательный процесс и трудоустройство наших студентов на разных курсах.

Визит Николая Анатольевича Волобуева, заместителя генерального директора Государственной корпорации «Ростех», члена Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова 16 мая 2025 года

Приведу также пример наших китайских коллег, которые делятся с нами своим опытом. В Китае предприятия оборонной направленности приходят в университеты и говорят: мы планируем в ближайшие 10, 15, 20 лет набрать столько-то тысяч сотрудников по таким-то специальностям. Далее предприятие и университет вместе прорабатывают учебный план, и партнер обеспечивает вуз нужными для его выполнения лабораторными базами и материальными инструментами.

Мы понимаем, что наш учредитель, в чьем ведомстве более 700 университетов, не сможет обеспечить каждый вуз современной материально-технической базой. В интересах каждого университета — наладить собственные связи с предприятиями, которые станут их индустриальными партнерами.
Возвращаясь к примеру Китая, считаю, что если производству необходимы технологи для работы на их станках с ЧПУ, то оно должно создать на базе университета соответствующую лабораторию и поставить туда современное оборудование и программное обеспечение, чтобы студенты с третьего курса обучались на той лабораторной базе и на тех станках, на которых они будут работать в будущем, после завершения обучения.

Конечно, это не всегда возможно. Например, в рамках гособоронзаказа предприятия не способны выделить такие крупные субсидии вузу. Но и сводить все к тому, что бизнес обращается к университету за кадрами, а потом его же критикует за плохую подготовку специалистов, никак в ней не участвуя, — тоже неправильно.
В советское время существовала практика выделения государством денег предприятиям на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Часть этих средств предназначалась для сотрудничества с университетами, которые выполняли 10–20% НИОКР. Было бы полезно возродить эту практику, чтобы предприятия вели работу совместно с университетами в рамках выделенного бюджета.

Всем руководителям предприятий и кадровикам я говорю: давайте работать вместе. Военмех — открытый, гибкий университет, мы готовы составлять учебные планы и образовательные программы под конкретные крупные производства. Только когда мы будем работать в плотной связке, мы будем выпускать тех специалистов, которые нужны предприятию.

Раньше индустрия смотрела на вузы с пониманием того, что зависит от них. Сегодня же мы вынуждены догонять предприятия. Поэтому важно уравнять наши возможности, чтобы мы активно развивались и работали на той же материальной базе, что и передовые производства.

Подготовка грузового дрона «Вжик» к испытаниям в реальных условиях

Это что касается образования. Теперь о науке. Все мы помним, как в 1990-е годы у нас относились к армии и к университетам, которые готовят кадры для оборонной промышленности. Сколько было закрыто научно-исследовательских институтов и лабораторий, которые работали на оборонку. А ведь они трудились по 50–60 лет, чтобы наши ракеты летали в космос, чтобы у нас был ядерный щит. Очень многое тогда было упущено, некоторые утерянные компетенции оказались практически невосстановимы. Воссоздать их за короткий срок нереально. Поэтому сегодня необходимо поддержать те университеты, научно-исследовательские институты и лаборатории, где эти компетенции сохранены. Через 6–10 лет от той плеяды специалистов сильнейшей в мире советской инженерной школы останутся единицы, и если мы не озаботимся этой проблемой сегодня, не создадим условия для взращивания нового поколения профессионалов, ученых, наше будущее может оказаться весьма сложным.
« Необходимо, не теряя времени, направлять федеральные ресурсы в том числе на профориентацию, чтобы абитуриенты хотели идти учиться в инженерные и оборонные университеты».
Проблема еще в том, что индустрии кадры нужны прямо сейчас, а высшее образование — это не про сегодняшний день, а про послезавтра…

Почему индустриальные партнеры начали так активно поддерживать, например, аграрные вузы? Потому что всем кушать хочется сегодня. А когда мы говорим о том, что необходимо поддерживать оборонные университеты, вузы инженерной направленности, потому что нам нужны самолеты или какие-то новейшие оружейные разработки, мы не можем прямо сейчас ощутить эту потребность.

Оборонная промышленность тоже живет сегодняшним днем в рамках тех задач и того гособоронзаказа, который поставлен ей в текущей ситуации. Каждый рубль в рамках гособоронзаказа согласовывается с военной приемкой. Все считается по смете, и я как ректор ни рубля больше не могу заплатить сотруднику, работающему на таком проекте. Условно, я вынужден нанимать инженера-программиста за ту стоимость, которую мне согласует военная приемка, и это в разы меньшая сумма по сравнению с той, что ему предложат в компании в Москве или Санкт-Петербурге. Когда перед инженером стоит выбор: программировать в университете робота, который будет в космосе разворачивать антенну, за одну зарплату или делать для компании сайты за совершенно другие деньги — понятно, что он выберет.

Необходимо, не теряя времени, направлять федеральные ресурсы в том числе на профориентацию, чтобы абитуриенты хотели идти учиться в инженерные и оборонные университеты. Чтобы они знали, что через 5–7 лет их жизни с экономической точки зрения ничто не будет угрожать, у них будет хорошая социальная поддержка и они будут работать на крупнейших, продвинутых и передовых предприятиях. Но пока нашим предприятиям не до того. Многие из них работают в 2–3 смены, и кадры им требуются сегодня.
Можно ли в таком вузе, как Военмех, пройти путь от студенческого проекта до действующего образца или патента ?

Одна из наших передовых лабораторий робототехники и мехатроники систем по сути сформировалась из студенческого научного сообщества на кафедре, а сегодня разрабатывает многомиллионные проекты. Ребята пришли туда 5 лет назад, сказав, что хотят заниматься интересными проектами, а теперь выполняют их за хорошие зарплаты в рамках государственного производства.

Другая наша студенческая инициатива под названием «Космодача», или «Космическая оранжерея», выиграла конкурс от Роскосмоса и теперь имеет реальную возможность получить финансирование на сотни миллионов рублей.

Проект «Космическая оранжерея»

Проект «Космическая оранжерея»

Любой проект в рамках студенческого конструкторского бюро или научного сообщества будет поддержан университетом. Если это действительно ноу-хау, мы поможем его оформить соответствующим образом.

Для поддержки молодых ученых мы заключаем специальный эффективный контракт, для молодых преподавателей создаем программу «Ассистент профессора». Так что все возможно, если есть желание и у студента, и у преподавателей.
— В Военмехе ярко выражена инженерная и научная культура. Как такому вузу сохранять свою идентичность и при этом двигаться в сторону цифровой трансформации?

Мне бы не хотелось, чтобы Военмех казался особенным университетом. С моей стороны было бы неправильно заявлять, что мы единственные и неповторимые в своем роде. Хотя по многим аспектам так и есть.

Помимо оборонки, у нас есть много смежных с ней гражданских специальностей и направлений подготовки. Но если мы полностью уйдем в «гражданку», то станем всего лишь одним из многих университетов.

Сохранять свою идентичность нам действительно непросто. Половина научно-исследовательских работ Военмеха носит закрытый характер. По ряду направлений подготовки у нас установлена третья и даже вторая форма допуска (Допуск к секретным сведениям и совершенно секретным сведениям соответственно — Прим. ред.). В то же время сегодня невозможно себе представить современную передовую инженерию и современную высшую школу без цифровизации внутренних процессов и обучения. Практически все цифровое моделирование и сложные расчеты теперь выполняются с помощью программных модулей и нейросетевых технологий. Так что приходится искать баланс.
«...востребованность специалистов с инженерным образованием совершенно точно будет только расти. Спрос рождает предложения, а значит, для них будут улучшаться условия работы, социальные льготы, заработная плата».
Александр Евгеньевич, скоро начнется приемная кампания. Вы как ректор, наверняка, лично наблюдаете за работой приемной комиссии, общаетесь с абитуриентами, родителями. Допустим, перед Вами окажется выпускник с хорошими баллами ЕГЭ, который выбирает между популярным IT-направлением не в Военмехе и инженерным образованием в Вашем университете. Он просит Вашего совета — где у него будут лучше перспективы. Что бы Вы ответили абитуриенту?

Я бы подискутировал с ним. IT-отрасль, бесспорно, сейчас очень популярна. Ее развитие — это вообще удачный кейс для нашей страны, проведенный в нужное время. Но программистов у нас становится все больше, а высококлассных инженеров-конструкторов — мало, их очень не хватает.

При этом все больше функций в IT-технологиях на себя берет искусственный интеллект и цифра, которая охватила нас буквально всюду. Очень многие направления будут развиваться без прямого участия человеческих рук и мозга. Нужно ли будет тогда столько айтишников?

А вот востребованность специалистов с инженерным образованием совершенно точно будет только расти. Спрос рождает предложения, а значит, для них будут улучшаться условия работы, социальные льготы, заработная плата.

Хороший инженер всегда сможет стать айтишником, а вот человеку, который выучился по IT-направлению, будет крайне сложно стать хорошим инженером-конструктором. Профиль обучения, который можно получить в Военмехе, важнее и намного интереснее, чем просто работа с цифрой на компьютере. За этим стоит серьезная научная школа.
— А еще инженеры создают то, можно увидеть, потрогать руками, в отличие от ПО, которым мы все пользуемся, но не осязаем, не видим…

Конечно! Это дает инженеру понимание сопричастности к чему-то большему и очень важному для нашей страны.
27 мая / 2025
Фото предоставлены пресс-службой вуза.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.