— Сейчас говорят о важности обладать обновляемым профилем компетенций. На Ваш взгляд, значение такого пересобираемого «конструктора» навыков преувеличено или в этом есть здравый смысл?
— Мы еще в 2023 году внесли в нашу программу развития тезис о том, что сейчас важно формировать в каждом выпускнике инженерное мышление, умение критически мыслить, работать в команде, развивать системность, эффективность в условиях ограничений, креативность, готовность к поиску альтернативы. У студентов обязательно должны быть цифровые компетенции. Сегодня абсолютно все обучающиеся ВВГУ, независимо от направления подготовки, изучают цифровую грамотность, аналитику данных, в обязательном порядке проходят тренинги по развитию мягких навыков.
— Среди универсальных компетенций Вы в первую очередь назвали инженерное мышление, и это понятие касается не только студентов технических направлений подготовки, но и вообще всех обучающихся. Поясните, пожалуйста, речь идет о навыке в целом понимать любую систему — как она работает, как возникают связи между всеми ее элементами?
— Этот навык включает прежде всего системный подход. Мы сейчас смотрим, какие фундаментальные дисциплины, помимо математики и физики, нужны для того, чтобы развивать системное мышление.
В 2000-х годах такие дисциплины, как, например, философия, либо вообще убрали из учебного плана, либо оставили на них катастрофически мало часов, и совершенно напрасно это сделали. Это был неправильный подход. Каждая кафедра боролась за нагрузку, и всем нужны были только профессиональные дисциплины, на которые отводилось огромное количество часов, но толку от этого не было, потому что не было фундамента, не развивалась системность мышления. Сейчас мы этот провал ликвидируем.