— Салават Талгатович, предлагаем начать с программы развития Акмуллинского университета. В ней Вы ставите задачу способствовать развитию человеческого потенциала и привлечению талантов. Какие управленческие механизмы и инструменты нужны лично Вам как ректору, чтобы университет достиг этой цели?
— Последние 5−7 лет Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы достаточно успешно развивается, что подтверждают показатели мониторинга. Значит, мы действительно понимаем, что делаем и куда движемся. Но это планомерный рост, а хотелось бы вырасти по экспоненте. Для этого нам необходимо участие в программе стратегического лидерства «Приоритет-2030», которая предполагает кардинальные перемены внутри университета.
Мы для себя определили: чтобы соответствовать требованиям программы, нам нужны минимум три прорывных направления, в которых мы достаточно сильны и по которым могли бы объединяться в консорциумы и другие формы сетевого взаимодействия с внешними стейкхолдерами. Такими направлениями мы выбрали биотехнологии, нанотехнологии и социально-культурную адаптацию мигрантов.
По ним нам предстоит поменять внутреннюю составляющую научно-образовательного процесса с учетом формирования национальной системы высшего образования. Педагогическим университетам в этом смысле будет полегче, потому что мы никогда по сути и не уходили от специалитета. На двухпрофильных бакалавриатах обучение у нас длилось 5 лет.
По схеме «2 + 2 + 2» мы будем перестраивать образовательный процесс так, что 2 года будет длиться базовое образование, потом столько же специализация, а далее — магистратура. Третья ступень должна быть организована в тесном сетевом взаимодействии со стейкхолдерами, чтобы магистратура не превратилась в продолжение тех же лекций, что были на бакалавриате. Это будет качественно совершенно иной уровень обучения. Скорее всего, для его организации потребуются институциональные реформы, чтобы образовательный процесс не был завязан на конкретный факультет или кафедру, чтобы на прорывных направлениях обучения работали лучшие профессоры и не только из нашего университета.
Нам предстоит выйти из очень удобного, симпатичного кокона, в котором мы сейчас находимся, когда по многим показателям мы в пятерке ведущих педагогических вузов. Хочется развиваться быстрее, чтобы Акмуллинский университет звучал не только в образовательной отрасли республики или других регионов, с которыми мы тесно взаимодействуем, но и в научной среде. Чтобы к нам на базовые направления пришли крупные ученые.
— По каким ключевым промежуточным результатам Вы будете оценивать, что движетесь к достижению своих целей?
— Оценивать результаты вместе с нами будут наши внешние партнеры. Со стороны иногда видно то, что мы, может быть, даже не хотим у себя замечать и признавать.
Важным внутренним результатом для меня будет изменение в корпоративной культуре. Всё-таки образование — это самая консервативная сфера. Мы можем учить всех, как надо меняться, но сами будем меняться в последнюю очередь, если вообще будем.
Часто, в том числе и в вузе, существует такое представление, что если все, казалось бы, нормально работает, зачем нам еще что-то? Вуз открывает новые лаборатории, технопарки, кванториумы, запускает новые образовательные программы, абитуриенты идут, средний балл по ЕГЭ растет, количество целевиков увеличивается — все же хорошо. Но мы, руководители, должны смотреть хотя бы на полшага вперед и думать, куда мы можем двигаться дальше. Нельзя стоять на месте, и коллектив вуза тоже должен в это поверить. Вот когда я как ректор буду видеть, что большая часть коллектива не просто приняла необходимость развиваться, но и с удовольствием делает то, что мы наметили, для меня это будет лакмусовая бумажка, что мы движемся в правильном направлении.
— А каких инициатив от своих коллег и в каких направлениях работы Вы ждете? Допустим, к Вам приходят с предложением: «Я готов помочь вузу…», «Давайте запустим в университете…» — что бы это могло быть?
— Хотелось бы, чтобы преподаватели и студенты сами выдвигали инициативы, чтобы не я определял, что им нужно, особенно молодежи. Жду не только предложений: «Давайте вот это сделаем», а готовности помочь в организации. Для меня, как, наверное, для любого руководителя, ценно, когда кроме управления в коллективе развивается еще и самоуправление.
Определенные шаги в этом направлении мы сделали. Когда я еще работал в правительстве республики, мы занимались внедрением в систему здравоохранения принципа бережливого производства, который предполагает, что люди сами должны предлагать, что можно изменить. В университете мы начали применять принцип бережливого производства в 2019 году. Обучили административно-управленческие подразделения, деканаты. Еще до пандемии, когда не было суперсервиса для подачи документов на поступление онлайн, мы посчитали, что в нашем университете процесс приема документов от абитуриентов занимал в среднем 2 часа 37 минут. Помню, сказал тогда коллегам: если бы я был поступающим, я бы не выдержал и ушел, не стал бы столько времени ждать. После этого мы перестроили систему. Коллеги сами разложили процесс приема по всем законам бережливого производства, и сегодня эта процедура занимает в среднем 35 минут, при этом абитуриент получает тот же объем информации об университете.
Рассчитываю, что мы продолжим внедрять принципы бережливого производства и на других участках работы.
— В начале нашего разговора Вы сказали, что по многим показателям находитесь в пятерке ведущих педагогических вузов, в окружении сильных профильных университетов. На кого из них Вы ориентируетесь? У кого, как Вы считаете, есть что перенять в части организации процессов, кадровой политики, методик преподавания?
— У всех всегда есть что перенять, и это, кстати, не зависит от величины вуза. Если университет большой, это не значит, что в нем все правильно и хорошо устроено, а если маленький, то у него и поучиться нечему. В социологии есть такое понятие, как «габитус», которое означает, что мы многое берем от своего окружения, включая привычки. То же самое применимо и к вузам. Мы стараемся находить с каждым педагогическим университетом общие темы, смотрим лучшие практики друг у друга.
После того, как педагогические вузы перешли из системы Минобрнауки в систему Министерства просвещения, мы стали активнее и теснее сотрудничать внутри своего профиля. В «большом» министерстве, как его иногда называют, педуниверситеты стояли особняком среди 800 вузов, а сегодня нас 38, и мы получаем гораздо больше внимания и финансовой поддержки.