— Эксперты говорят о бесшовном образовании «школа — университет». Как Вы считаете, что препятствует его формированию? Какие факторы реально создают этот разрыв: разница в KPI у директоров школ и задачах приемной кампании в вузах или что-то иное?
— Задача обеспечить бесшовность сегодня ставится нашим руководством, и мы должны ее основательно продумать и решать. Но если мы возьмем нынешние правила поступления в вузы, то увидим, что они вовсе не способствует ей. Где же здесь бесшовность, если школьник заканчивает 11-й класс, сдает ЕГЭ и ищет, куда он проходит или не проходит со своими баллами? Это не тот механизм, который сопровождает выпускника от одной ступени образования к другой.
Реальные механизмы бесшовности работают при нашем взаимодействии со средними профессиональными учебными заведениями, когда выпускники колледжей переходят к нам на специально разработанные для них программы сокращенного обучения либо на ускоренные программы обучения по одному профилю. Это могут быть, например, программы для педагогов дошкольного, начального образования, для коррекционных школ и другие программы, которые существуют и на уровне СПО, и в высшем образовании. В этом случае мы, вузы, получаем действительно бесшовный переход мотивированного выпускника, который не ищет по всему образовательному рынку, куда же ему дальше пойти со своим дипломом, а целенаправленно, завершая обучение по программе, переходит в вуз. Понятно, он тоже проходит конкурсный отбор, но его мотивации и желание повысить свой уровень образования и дальше связать свою жизнь с этой профессией добавляют обязательный ценностный компонент для той самой бесшовности, о которой мы говорим.
Эффективно для обеспечения бесшовности работают профильные психолого-педагогические классы, целевой набор и целевые договоры, возможные на любом этапе обучения и на любом уровне, а также дополнительное профессиональное педагогическое образование.
Вы привели в пример KPI директоров школ, которые не совпадают с целями вузов. У нас недавно была дискуссия на Совете ректоров Югры, где мы как раз обсуждали этот вопрос, а именно — каким образом мы можем удержать наших школьников здесь, в регионе. Для Югры это болезненная тема: молодежь отсюда уезжает. Север всегда считался территорией временного проживания. Когда-то сюда ехали за длинным рублем. А сегодня, даже при наличии в регионе вузов различного профиля, соцопросы показывают, что 50% местных школьников мечтают отсюда уехать. Они видят себя, если не в Москве, то по крайней мере где-то в крупных городах европейской части страны.
Мы в течение двух лет проводили большое исследование по изучению социального благополучия местной молодежи, я непосредственно им руководил. Так вот по его результатам 80% респондентов отметили, что они живут здесь хорошо, у них хорошее материальное положение, хорошие условия проживания, они в целом всем довольны. Но откуда тогда появляется 50% желающих отсюда уехать?
Значительная часть опрошенных молодых людей высказалась о своей боязни не найти работу в Сургуте, хотя у нас индустриально развитый город, и сфер для трудоустройства здесь очень много: кроме нефтянки, это и энергетика, транспорт, строительство, социальная деятельность. Тем не менее им кажется, что там, куда они поедут, у них будет больше шансов трудоустроиться, больше места для разбега. Это тоже такой элемент стереотипного мышления. А еще, наверное, молодежь хочет еще более благополучной жизни, и это нормальное желание.
Для нас же важно, чтобы наши школьники, особенно высокобальники, оставались здесь, чтобы они поступали в наши университеты. Но, как выяснилось, мы не можем завести в KPI директоров школ такой показатель, как количество студентов, оставшихся в региональных вузах, потому что тогда мы ограничиваем свободу выбора и передвижения, и понятно, что в административно-приказном ключе никто этого сделать не сможет. В любом случае люди будут уезжать.