— Фатима Юсуповна, почти во всех интервью мы обсуждаем с ректорами целевую модель университета, к которой они стремятся, и то, как к ней прийти. Вы возглавляете один из самых молодых вузов в России. Как Вы считаете, в ИнгГУ уже сформулированы ответы на вопросы: «Какой мы университет, какая наша первоочередная задача, что мы значим для своей республики?» Или Вы находитесь в стадии поиска своей идентичности?
— В апреле мы отметили сразу две примечательные даты — 30 лет ИнгГУ и 86 лет ингушской высшей школе. Истоки образовательной традиции ведут свое начало еще со второй половины XIX века, когда регион активно включился в российскую социокультурную систему. Поэтому говоря о самоопределении университета, я «зацеплюсь» за понятие идентичности из вашего вопроса, чтобы связать его с нашей историей.
Идентичность состоит из совокупности идентитетов, то есть элементов самосознания. Для нашего университета она складывается на основе научно-образовательной традиции, которой уже много десятилетий. В 1920–1930-хх годах, в период колоссального всплеска интереса к образованию, науке, культуре, появляются учебные заведения, исследовательский институт, народ включился в советскую научно-образовательную систему. На смену ей пришел постсоветский идентитет, непростой для всей образовательной системы России. Последние десятилетия мы переживаем ускоренный период обновления, оздоровления и возвращения к своим уникальным истокам.
Ингушский государственный университет живет и функционирует в совокупности всех этих исторических идентитетов, поэтому, несмотря на свой возраст, нашел ответы на вопросы «какие мы», «какая наша первоочередная задача», «что мы значим для своей республики». Вуз верен идее, что общество по-прежнему осознает первостепенную роль образования, а университет воспринимает как центр передовых знаний.