— Сергей Олегович, в 2012 году Морская академия имени адмирала С. О. Макарова была присоединена к Санкт-Петербургскому госуниверситету водных коммуникаций. Вы стали первым ректором нового объединенного университета. Что вузу дало это объединение?
— В те годы проводилась активная политика по укрупнению вузов, и многие ее тогда критиковали за то, что при объединении смешивают «кислое с пресным». В нашем случае получилось иначе.
В Санкт-Петербурге было два вуза, которые шли параллельными курсами. «Макаровка» была более раскручена, это название было многим известно. А вот с узнаваемостью Университета водных коммуникаций возникала заминка: откровенно говоря, бренд этого вуза не работал. При этом Университет водных коммуникаций в три раза превосходил Морскую академию по численному составу и по количеству преподаваемых специальностей.
Что стало после объединения? Во-первых, теперь нет распыления сил, создан учебно-тренажерный центр, который нужен был и в одном учебном заведении, и в другом. Это существенно сократило расходы. Во-вторых, мы исключили ненужную конкуренцию между нашими вузами.
Когда академию и университет объединили, я предложил, чтобы новый вуз сохранил имя адмирала С. О. Макарова. Считаю это важным, потому что флот держится на морских традициях. Всё время говорю: не трогайте ни одной пуговицы на мундире моряка.
— Высшее техническое образование привлекательно для абитуриентов тем, что можно получить востребованную и хорошо оплачиваемую специальность. В чем специфика морского образования как разновидности технического?
— Наше образование связано с транспортом. Все привыкли к тому, что транспорт работает как часы. Стоит только одному поезду или кораблю не прийти вовремя, одному самолету задержаться, сразу происходит коллапс. Так что для наших обучающихся крайне важна дисциплина.
Я часто привожу такой пример. Одно время в Великом Новгороде местные власти настаивали, чтобы мы открыли там свой филиал. Я был против: где Новгород, а где — море? Но на меня продолжали давить. Наконец, я прямо спросил: зачем вам моряки-то в городе? На что мне ответили: «Как зачем? Если в городе моряки — значит будет порядок». Это правда. У нас, как у военных, если поступил приказ, он не обсуждается и должен быть выполнен.
Вместе с тем не подумайте, что мы обучаем солдафонов. Наши ребята хорошо воспитаны, носят форму, они танцуют, поют. В этом тоже наша специфика: мы не гражданские, но и не военные.
— В плане приема студентов на 2022/23 гг. самый многочисленный набор у Вас на специальность «Судовождение» — 180 человек. С чем это связано? Судоводители настолько востребованы? Какие еще специальности у Вас популярны?
— Морской флот сейчас активно развивается. Осваивается Северный морской путь, эксплуатируются ледоколы, новейшие судна-газовозы типа «Кристоф де Маржери». Чтобы было понятно, у такого танкера раскрытие палубы — это три футбольных поля. Кроме того, сотни судов смешанного плавания «река — море», круизных судов должны быть построены или взяты в лизинг.
Помимо судовождения, большой интерес абитуриенты проявляют к механике, очень востребована логистика. На корабелов раньше набирали одну группу, сейчас — три.
На флоте, на внутренних водных путях и вокруг России сейчас очень много работы. По данным Международной морской организации ИМО, средняя нехватка моряков не только в России, но и в мире составляет 10–14%.