«Глубокий индивидуальный подход к каждому обучающемуся является чем-то само собой разумеющимся, ведь каждый из нас уникален, не так ли? Главное, на мой взгляд, чтобы человек сам осознавал, что он готов развиваться, расширяя те области знаний, которые близки именно ему.
Индивидуализация в образовании позволяет студентам осознанно подходить к учебному процессу и самоопределению, получить нужные компетенции, выбрав направление деятельности на основе личных предпочтений и индивидуальных особенностей, а значит, позволяет обдуманно подойти к выбору будущей карьеры. Именно таких профессиональных кадров, способных адаптироваться, коммуницировать, брать на себя ответственность и достигать поставленных целей, ждут работодатели. Другое дело — государство, со своими порядками и законами… Готово ли оно принять 145 миллионов индивидуумов, способно ли оно будет управлять этой “толпой”?
В этой связи при формулировании ценности образования вуз должен ориентироваться на государственный заказ и частный спрос абитуриентов и их родителей, на крупнейших отраслевых работодателей и целевой набор. И мы в этом процессе, конечно же, учитываем интересы всех влиятельных участников.
Давайте задумаемся, какая молодёжь нужна обществу сейчас, а какая — лет через 5−10? Вряд ли вы найдёте однозначный ответ, ведь жизнь — сплошной ветер перемен, с каждым днём он несет нам новые вызовы, ставит новые задачи. И чтобы “выжить” в этой быстротечности, и не просто “выжить”, а чего-то добиться, мы должны свободно ориентироваться в условиях этой неопределенности, уметь критически и инновационно мыслить, предлагать эффективные решения проблем, и, конечно же, быть способными к непрерывному саморазвитию в течение всей жизни. И здесь приходит на помощь индивидуализация в образовании. Применение этой современной технологии позволяет студентам максимально реализовать личностный потенциал и сформировать портфель профессиональных компетенций. Мы уже не раз говорили о том, что занимаемся подготовкой “инженера будущего”. В нашем понимании, это и есть специалист, обладающий вышеперечисленными компетенциями, которые позволят ему вписаться в “новый” мир.
В Тюменском индустриальном университете обучение в формате ИОТ начали в 2019 году в Институте транспорта, а годом позднее его стала реализовывать Высшая инженерная школа. В новом учебном году к обучению в этом формате приступят студенты инженерных направлений еще двух учебных подразделений вуза — Института промышленных технологий и инжиниринга и Института сервиса и отраслевого управления.
Две основные сложности, с которыми мы столкнулись: формирование образовательной траектории и составление расписания. Студенту важно не ошибиться с выбором треков, а нам — организовать сам процесс, избежать пересечения занятий, ведь расписание составляется не на группу, а для каждого студента индивидуально. Помогает в этом команда тьюторов ИОТ. Для университета это новая институция, в которой происходит сопровождение индивидуальной траектории обучения. Замечу, что тьютор не советует, на какой курс пойти, а через диагностику уровня освоения компетенций раскрывает все пути для обучающегося. Выбор траектории — это всё-таки прерогатива студента!