— Василий Николаевич, Вы перешли на работу в ВГУИТ из классического Воронежского госуниверситета. Как Вы считаете, привычная для российских вузов практика, когда преподаватель продвигается по карьерной лестнице внутри одного вуза, как правило, того, что он сам же и окончил, — приносит больше пользы вузу или способствует инертности его развития? Вообще, Вы сторонник того, что где родился, там и пригодился, или все же Вы за мобильность?
— Я, безусловно, сторонник мобильности, потому что успел много и долго поработать не только в воронежских университетах, но и за границей. Лично для меня поездка в Европу была очень важна с точки зрения понимания организации труда. Там в вузах меньше контроля, больше свободы и больше ответственности.
Еще, на мой взгляд, очень плодотворна принятая в западных университетах модель постдоков. В Штатах, да и в большинстве европейских стран, невозможно стать профессором в своем родном университете, не поработав еще где-то. Ты должен 3–5 лет отработать постдоком на стороне, а уже потом, если хочешь, вернуться в свой вуз или поехать на работу куда-то еще. За счет этого происходит своего рода «переопыление», потому что постдок, попадая в новую лабораторию, видит новые подходы, новые формы организации труда и потом внедряет их или разрабатывает новые в другом университете.
Я вообще сторонник того, что между людьми должен быть обмен идеями. Особенно это важно для руководителя.
— Начался новый учебный год. В каком настроении его встречаете?
— Первая хорошая новость в том, что предыдущий год закончился, и мы успешно выпустили наших студентов, большинство из которых нашли своих работодателей.
Второй повод для радости — мы вовремя и полноценно провели прием, зачислили примерно 1000 первокурсников.
В этом году мы впервые в истории вуза вышли на стомиллионное финансирование научной деятельности. Для нас это большая победа, потому что когда я только пришел в ВГУИТ, речь шла о том, чтобы достигнуть планку в 80 млн. Мы преодолели этот порог, и это существенно повысило мотивацию сотрудников.
Вы понимаете, что преподаватель привык в первую очередь быть педагогом и знает, что его основная зарплата складывается в зависимости от количества студентов.
Когда же научные деньги становятся сопоставимы, а иногда даже больше основной зарплаты, многие преподаватели, особенно молодые, начинают задумываться о проектной деятельности.
В целом я смотрю в будущее с оптимизмом, несмотря на внешние жесткие условия и достаточно сильный финансово-экономический прессинг.
— Поздравляем ВГУИТ с этими победами! Василий Николаевич, а у Вас остается время на личные достижения?
— В этом году у нас в семье большое событие: младший сын пошел в первый класс. Дети вообще играют важную роль в профессиональном росте, потому что с ними ты совершенствуешься в педагогике, когда пытаешься объяснить им то, чем занимаешься, и тем самым по сути популяризируешь свое дело.
А еще с детьми учишься смотреть на мир их глазами и открываешь для себя особенности их мышления, их совершенно другое отношение к технике и технологиям. Помню, как меня удивило, когда дочка подошла к телевизору и рукой пыталась смахнуть страницу на экране. Я сначала не понял, что происходит, а потом догадался, что она привыкла так листать страницы в планшете и посчитала, что быстрее и правильнее точно так же сменить программу и на телеэкране.
Я надеюсь, что, несмотря на новый тип клипового мышления, все же сумею привить своим детям интерес к биологии, и они недалеко уйдут от этой науки при выборе будущей профессии.
20 сентября/2022
Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова
Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.