«Синергия образования и бизнеса»:
как вузы включаются в развитие
экономики региона

Говорим с ректорами


Этап обучения в университете — взлетно-посадочная полоса для вчерашнего школьника, взмывающего ввысь. Именно в вузе формируются необходимые навыки, углубляются знания, шлифуется и выкристаллизовывается идея дальнейшего профессионального развития молодого человека.

Все это возможно благодаря тесному взаимодействию учебных организаций и реальных работодателей, которые передают свои запросы к компетенциям выпускников, позволяют прогнозировать контрольные цифры приема для абитуриентов, а главное — создают условия для работы по полученной специальности.

О том, как налажено такое взаимодействие в бинарной системе «вуз — предприятие» и насколько целесообразно вузам включаться в развитие молодежного предпринимательства, мы поговорили с ректорами ведущих практико-ориентированных университетов: Рулевским Виктором Михайловичем, ректором Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Чукиным Михаилом Витальевичем, ректором Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова, Щикановым Алексеем Юрьевичем, ректором Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова.


  • Рулевский Виктор Михайлович
    Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

  • Чукин Михаил Витальевич
    Ректор Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова
  • Щиканов Алексей Юрьевич
    Ректор Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова

Как в вузах налажена работа с выпускниками, или Все о трудоустройстве

Сегодня среди множества показателей эффективности работы вуза выделяется работа с выпускниками. Во многих университетах ведется подсчет количества трудоустроенных выпускников, а также фиксируются данные о месте работы вчерашних студентов. Такая статистика позволяет в том числе оценить эффективность обучения и востребованность преподаваемых дисциплин на рынке труда.

«К нам в Технологический университет ребята приходят целенаправленно, точно зная, кем они хотят работать после выпуска. Начиная со второго курса наши студенты проходят практику непосредственно на производстве у своих будущих работодателей, по тематике предприятий они работают над дипломными проектами. Там к ним присматриваются, и многим нашим студентам предлагают трудоустройство уже во время учёбы. Поэтому процент трудоустроенных ребят у нас очень высок», — рассказывает ректор Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова Щиканов Алексей Юрьевич.

Согласно данным внутреннего мониторинга, 100% выпускников Технологического университета находят работу в первый год после выпуска. «Многих из них, как я уже сказал, работодатели забирают к себе уже на старших курсах, — объясняет такой весомый результат Алексей Щиканов. — Поскольку предприятия фактически сами ведут ребят в профессию (специалисты предприятий читают для них лекции, проводят практику, становятся научными руководителями курсовых и дипломных проектов), то и процент трудоустроенных по специальности также высокий — более 70%».

Значительное число выпускников другого исследовательского вуза — Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники — также работают именно по специальности. «Более 50% выпускников ТУСУРа трудоустраиваются по специальности (при этом 40% от общего числа продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре), а на одного выпускника IT-направлений в среднем приходится до 10–12 вакансий», — рассказывает ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Рулевский Виктор Михайлович.

Одним из инструментов оценки востребованности вчерашних студентов на рынке труда являются различные рейтинги. В этом плане любопытны, например, результаты рейтинга SuperJob — сервиса по поиску работы, объединившего российские вузы, готовящие специалистов в IT-сфере. Среди учебных организаций, чьи выпускники получают одни из самых высоких в России зарплат при трудоустройстве в области, ТУСУР занимает в списке 15 место. «Окончившие наш вуз IT-специалисты получают среднюю зарплату в 105 тысяч рублей», — добавляет Виктор Рулевский.

Не менее показательным является и внутренний мониторинг. Так, опросы работодателей, которые проводятся вузами, позволяют выявить степень соответствия представленных в вузе направлений подготовки тем потребностям, которые есть у рынка труда уже сейчас и появятся через 4–6 лет. В МГТУ им. Г. И. Носова, во многом ориентированном на тесную взаимосвязь с предприятиями региона, такие опросы проводятся регулярно. В этом году, по словам ректора, работодатели дают высокие оценки теоретическим знаниям и средние оценки практическим умениям и навыкам выпускников. «Больше половины опрошенных работодателей отметили полное соответствие выпускников, что в целом дает высокий показатель — 91,1%», — отмечает ректор Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова Чукин Михаил Витальевич.

Он же добавляет: «Наши выпускники трудоустраиваются в различных областях. Об их востребованности можно судить по стартовой сумме заработной платы. Например, выпускникам института горного дела и транспорта работодатель предлагает не менее 100 тысяч рублей. Думаю, что это подтверждение того, что молодой специалист с дипломом МГТУ им. Г. И. Носова, ценится на рынке труда».

За всеми процентами, цифрами и показателями стоят люди, полученные ими знания, годы учебы и труда. Однако вопрос трудоустройства и в целом вопрос профориентации — это вопросы для многих студентов болезненные. Решением внутри организации часто являются Центры содействия трудоустройству выпускников — такие центры есть и в МГТУ им. Г. И. Носова, и в ТУСУРе, и в Технологическом университете. Впрочем, ими не ограничивается перечень оказываемых мер поддержки — создаются ассоциации, эндаумент-клубы, форматы групповой и проектной работы для студентов.

Так, например, в МГТУ им. Г. И. Носова созданы эндаумент-фонд и Ассоциация выпускников университетов Магнитки. «Мы хотим, чтобы сохранялась связь между университетом, выпускниками, студентами и партнерами. С этой целью и создали Ассоциацию и эндаумент-фонд. Это некая платформа для сотрудничества, основанная на обмене ресурсами, идеями и контактами, что способствует реализации частных и совместных проектов. Благодаря такому взаимодействию выпускники и нынешние студенты могут устанавливать и расширять деловые связи», — рассказывает Михаил Чукин.

С такой логикой включения студента и выпускника в деятельность вуза и предприятий региона согласны и ректоры ТУСУРа и Технологического университета.

«В Технологическом университете совместно с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли и сферы IT выстроена и проверена временем система подготовки специалистов “от школы до производства”, которая позволяет растить кадры со школьной скамьи», — рассказывает Алексей Щиканов, ректор вуза.

«Мы также уделяем этой работе большое внимание и развиваем несколько направлений, — добавляет Виктор Рулевский, говоря о ТУСУРе. — Например, наши партнеры — компании реального сектора — «заходят» в университет на кафедры, в институты, лаборатории предлагают студентам кейсы, идеи и темы новых проектов. Объединяясь в межкафедральные, межфакультетские группы, ребята выполняют эти проекты в рамках группового проектного обучения. В нашем университете это происходит системно, массово — за год более 300 таких проектов. После этой практической работы студенты становятся сотрудниками высокотехнологичных компаний. Но, гораздо важнее, что через проектную работу в командах, в лабораториях, наши студенты могут создать собственную инновационную компанию. Кроме того, компании очень активно приглашают наших студентов на стажировки и практики, где они вовлекаются в реальные производственные процессы, а после успешного прохождения — трудоустраиваются».

Не менее актуален и вопрос о том, в какой среде более всего востребованы выпускники. Чуть выше уже упоминались IT-специальности, преподаваемые в ТУСУРе. Они же пользуются особым интересом и среди абитуриентов — а в дальнейшем и работодателей — Технологического университета: «Сегодня в условиях глобальной цифровизации особо востребованы и наши выпускники IT-специальностей: “Прикладная информатика”, “Информационная безопасность”, “Информационные системы и технологии”. К слову, в этой сфере Технологический университет занимает 17 место в ТОП-20 IT-вузов страны», — отмечает Алексей Щиканов.

Специалистов в сфере информационных технологий готовят и в МГТУ им. Г. И. Носова: «Мы сегодня видим большой спрос на специалистов в педагогической сфере, а также в сфере информационных технологий. В МГТУ им. Г .И. Носова готовят и учителей-предметников, и будущих программистов, разработчиков различных программ и приложений, бизнес-аналитиков и других. Конкурс на эти направления подготовки неизменно высок, и уже к окончанию университета большинство студентов имеют предложения о работе», — объясняет Михаил Чукин.

Несмотря на реалии времени — разумеется, времени цифрового с его высоким спросом на IT-специалистов — не менее востребованными на рынке труда являются и кадры, которые вузы готовят по своему базовому профилю. Например, в МГТУ им. Г. И. Носова востребованы и профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности, — сервисные инженеры, строители, инженеры-горняки и мастера-электрики, а в Технологическом университете это такие специальности, как “Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов”, “Управление в технических системах”, “Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств”, “Мехатроника и робототехника”».

«Поскольку наш университет расположен в наукограде Королёве, то мы ориентированы, в первую очередь, на подготовку квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли, — поясняет ректор Технологического университета Алексей Щиканов. — Подготовка по этим направлениям у нас очень сильная, что подтверждается в частности и тем, что в этом году наш университет занял 32 место в ТОП-70 вузов России в инженерно-технической сфере, по данным рейтингового агентства RAEX».


Как вузы включаются в развитие экономики региона

Такое пристальное внимание к трудоустройству выпускников со стороны государства во многом обусловлено желанием развивать экономику региона и страны совместно с образовательной сферой; желанием наладить тесный контакт между университетами и бизнес-сектором.

Учитывая амбициозность такой цели, встает вопрос о ее реальной достижимости в масштабах всей страны.

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова.

«Вузы сегодня заинтересованы в сотрудничестве с бизнес-сектором и открыты для всестороннего взаимодействия»
Алексей Щиканов, ректор Технологического университета
«Эта цель не просто достижима, она уже реализуется, — уверен Алексей Щиканов (Технологический университет). — Вузы сегодня заинтересованы в сотрудничестве с бизнес-сектором и открыты для всестороннего взаимодействия. Кроме того, вузам необходимо отвечать на запрос нынешних абитуриентов, которые не просто стремятся получить высшее образование, но и хотят быть уверенными в своем профессиональном будущем, иметь необходимый практический опыт для успешного трудоустройства. А это невозможно без синергии образования и бизнеса».

Примером этой синергии является, например, компания «Микран», которая была создана 30 лет назад в лаборатории ТУСУРа и сегодня входит в число ведущих радиоэлектронных предприятий России. На предприятии трудятся полторы тысячи высококвалифицированных специалистов — выпускников не только ТУСУРа, но и других вузов Томска, России.

Другой пример — консорциум научно-образовательных и научных организаций, объединений и союзов производственных предприятий, инициированный МГТУ им. Г. И. Носова и сформированный с целью развития отрасли черной металлургии и новых материалов. «Мы его [консорциум] называем “Вселенная металла”, — комментирует Михаил Чукин. — В него входит Ассоциация предприятий черной металлургии “Русская Сталь”, два научных института РАН и семь университетов России. Синергия даст возможность развивать новое современное материаловедение, металлургию будущего, которая будет цифровой, чистой, безопасной. Кроме того, мы можем сделать попытки к развитию космической металлургии. Используя лунный грунт — реголит — получать абсолютно чистые металлы, для этого есть научное и технологическое обоснование».

В этом же направлении движется и Технологический университет: «С 2008 года мы с нашими градообразующими предприятиями Королёва начали открывать совместные базовые кафедры, — рассказывает Алексей Щиканов. — На сегодняшний день их уже 17, и круг наших партнеров значительно расширился: это не только представители ракетно-космической отрасли, но и IT-сферы, управленческие и финансовые структуры Московской области и Москвы. Во многом это стало возможным благодаря созданному в 2015 году по инициативе губернатора Подмосковья А. Ю. Воробьёва Научно-образовательного кластера “Северо-Восток”, базовым учреждением образования которого стал наш университет». Кластер позволил объединить ресурсы Московской области, города Королёва, предприятий и вуза с целью совместной подготовки специалистов и научных кадров для нужд региона.

«Специфика ТУСУРа с самого его основания — в практическом направлении научных работ, в практикоориентированной подготовке, — обращается к историческому опыту своего университета ректор Виктор Рулевский. — Мы тесно сотрудничаем с индустриальными партнерами: ведем совместные проекты, создаем базовые кафедры и R&D-центры, привлекаем к образовательным и социальным процессам вуза».

Он уверен, что силами одного университета невозможно реализовать качественное, техническое образование или создать перспективную разработку для быстрого внедрения: «Нужны партнеры-практики, которых мы привлекаем обязательно и постоянно. Именно в связке с партнерами мы выходим на региональный, российский, международный уровни».

«Нужны партнеры-практики, которых мы привлекаем обязательно и постоянно. Именно в связке с партнерами мы выходим на региональный, российский, международный уровни»
Виктор Рулевский, ректор ТУСУРа
Он уверен, что силами одного университета невозможно реализовать качественное, техническое образование или создать перспективную разработку для быстрого внедрения: «Нужны партнеры-практики, которых мы привлекаем обязательно и постоянно. Именно в связке с партнерами мы выходим на региональный, российский, международный уровни».

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

«В чем можно измерить эффективность нашего сотрудничества с реальным сектором? — продолжает ректор. — Приведу один факт. ТУСУР зарабатывает почти половину собственного бюджета именно от заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, комплексных высокотехнологичных проектов».

Действительно, выгода для предприятий от подобного партнерства тоже очевидна — они получают уникальных специалистов, многие из которых прошли через эти проекты. Кроме того, они могут создать и «обкатать» новую технологию на базе совместного с вузом подразделения без вмешательства в основной производственный процесс.

«При взаимодействии “бизнес — университет” всегда выигрывают обе стороны»
Михаил Чукин, ректор МГТУ им. Г. И. Носова
«При взаимодействии “бизнес — университет” всегда выигрывают обе стороны», — уверен ректор МГТУ им. Г. И. Носова Михаил Чукин. С ним согласен и Алексей Щиканов, ректор Технологического университета:
«Безусловно, это взаимовыгодное партнерство. Университет получает базы для практик своих студентов, ведущих специалистов предприятий в качестве преподавателей, производственные мощности. А предприятия — подготовленных специально для них выпускников и дополнительные площадки для проведения научных исследований, испытаний и разработок».

Магнитогорский государственный технический университет

Михаил Чукин (МГТУ им. Г. И. Носова) добавляет:
«Мы как образовательный центр стремимся научить студентов адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, чтобы, окончив вуз, они могли дальше совершенствовать полученные профессиональные навыки. Университет получает от своих партнёров реальные запросы, кейсы для того, чтобы развиваться, видеть реальную потребность бизнеса. В ответ бизнес получает молодых людей, способных быстро реагировать на изменения, применять софт-компетенции, видеть перспективу, работать над производством новых технологий».

С ценностью такого подхода согласны и в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники: «Мы это направление стараемся поддерживать, развивая студенческое технологическое предпринимательство в университете. Понимаем: если хочешь создать что-нибудь нереальное, новое — создай для этого среду и условия».


Как развивается сфера молодежного предпринимательства в вузах

Наконец, вуз может развивать бизнес не только «снаружи», но и «внутри», взращивая новое поколение предпринимателей.

«Отдельной траекторией развития выпускника является формирование у него навыков предпринимательства, — делится своим видением ректор МГТУ им. Г. И. Носова. — Убежден, что сегодня только человек, обладающий ими, может принимать быстрые и взвешенные решения, менять стратегии и тактики, адаптироваться под изменение экономики».

Что позволяет готовить таких специалистов, которые сами будут создавать новые проекты, запускать стартапы, совершенствовать действующие предприятия, двигаясь не только на российский рынок, но и на международный? Проектный и практико-ориентированный подход к обучению. Его последовательное включение в привычный образовательный процесс — задача непростая.

Для ее решения в вузах создаются бизнес-акселераторы, новые учебные программы, а сами учебные организации планируют активно включаться в развитие молодежного предпринимательства. Этому способствует в том числе и программа «Стартап как диплом», инициированная рядом вузов при поддержке Минобрнауки.

«Да, в нашем университете в этом учебному году был запущен свой бизнес-акселератор», — отвечает на вопрос о том, реализуется ли какая-то подобная программа в стенах Технологического университета, Алексей Щиканов. Он рассказывает, что на протяжении нескольких месяцев студенты в стенах вуза проходили бизнес-курс, состоящий из трех блоков: психологического, практического и предметного. Студенты посещали семинары и мастер-классы от состоявшихся предпринимателей, перенимали опыт открытия и ведения своего дела, прошли психологический тренинг и запустили свои собственные проекты.

«Ещё в этом году мы подписали соглашение о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой города Королёва, в рамках которого открыли базовую кафедру “Предпринимательская деятельность и технологии бизнеса”, — продолжает Алексей Щиканов. — Теперь наши студенты получили возможность изучать основы бизнеса под руководством опытных предпринимателей города, проходить учебную, производственную и преддипломную практику, реализовывать собственные предпринимательские проекты».

Ряд российских вузов занимается инициативами по развитию молодежного предпринимательства уже давно. Например, ДВФУ, ТГУ, ИТМО одними из первых запустили свои программы поддержки студентам-предпринимателям в формате, близком проекту «Стартап как диплом». Однако и безотносительно к этой инициативе многие учебные организации движутся, причем самостоятельно и уже давно, в направлении к поощрению предпринимательских компетенций у студентов.

Яркий пример — ТУСУР:

«Наш университет последние 20 лет развивается именно как исследовательский предпринимательский. Для этого в ТУСУРе была даже внедрена собственная технология группового проектного обучения», — рассказывает ректор Виктор Рулевский.

Он отмечает, что предпринимательский трек в университете, конечно, отличается от классической бизнес-школы: «Мы больше сосредоточены не на теории, а на практике — реализации студентами проектов, идеи для которых идут от компаний-партнеров».

ТУСУР уже участвует в программе «Стартап как диплом», однако к студентам, выходящим на защиту, и их проектам предъявляются довольно жесткие требования: «Например, для нас важно, чтобы под проект уже было привлечено финансирование. Для наших студентов таким первым финансированием зачастую выступает грантовая поддержка в рамках конкурса “УМНИК” Фонда содействия инновациям», — объясняет ректор.

Принять участие в программе «Стартап как диплом» с несколькими проектами планирует и МГТУ им. Г. И. Носова. Однако уже сейчас в университете есть два блока дисциплин, которые связаны с развитием молодежного предпринимательства. В рамках сотрудничества с Российской венчурной компанией по программам бакалавриата и специалитета студенты технических направлений подготовки проходят курс «Технологическое предпринимательство», а магистры проходят курс «Инновационное предпринимательство».

«В рамках курса “Технологическое предпринимательство” бакалавры создают свои проекты, выдвигают их на конкурс, лучшие из них потом защищают перед независимыми экспертами, представителями крупных предприятий», — комментирует ректор университета Михаил Чукин.

Он продолжает:
«Курс “Инновационное предпринимательство” для магистров направлен на формирование у студентов бизнес-идей, направленных на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли.

Сегодня однозначно это те компетенции, которые пригодятся студенту вне зависимости от направления его подготовки или специальности.

«Такая инициатива, как минимум, развивает у молодых людей предпринимательскую жилку, которой найдётся применение абсолютно в любой профессиональной деятельности, а как максимум — подтолкнет их к открытию собственного бизнеса, что, безусловно, только на пользу экономике нашей страны», — уверен Алексей Щиканов.

26 октября / 2021
Автор: Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.