Сегодня среди множества показателей эффективности работы вуза выделяется работа с выпускниками. Во многих университетах ведется подсчет количества трудоустроенных выпускников, а также фиксируются данные о месте работы вчерашних студентов. Такая статистика позволяет в том числе оценить эффективность обучения и востребованность преподаваемых дисциплин на рынке труда.
«К нам в Технологический университет ребята приходят целенаправленно, точно зная, кем они хотят работать после выпуска. Начиная со второго курса наши студенты проходят практику непосредственно на производстве у своих будущих работодателей, по тематике предприятий они работают над дипломными проектами. Там к ним присматриваются, и многим нашим студентам предлагают трудоустройство уже во время учёбы. Поэтому процент трудоустроенных ребят у нас очень высок», — рассказывает ректор Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова Щиканов Алексей Юрьевич.
Согласно данным внутреннего мониторинга, 100% выпускников Технологического университета находят работу в первый год после выпуска. «Многих из них, как я уже сказал, работодатели забирают к себе уже на старших курсах, — объясняет такой весомый результат Алексей Щиканов. — Поскольку предприятия фактически сами ведут ребят в профессию (специалисты предприятий читают для них лекции, проводят практику, становятся научными руководителями курсовых и дипломных проектов), то и процент трудоустроенных по специальности также высокий — более 70%».
Значительное число выпускников другого исследовательского вуза — Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники — также работают именно по специальности. «Более 50% выпускников ТУСУРа трудоустраиваются по специальности (при этом 40% от общего числа продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре), а на одного выпускника IT-направлений в среднем приходится до 10–12 вакансий», — рассказывает ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Рулевский Виктор Михайлович.
Одним из инструментов оценки востребованности вчерашних студентов на рынке труда являются различные рейтинги. В этом плане любопытны, например, результаты рейтинга SuperJob — сервиса по поиску работы, объединившего российские вузы, готовящие специалистов в IT-сфере. Среди учебных организаций, чьи выпускники получают одни из самых высоких в России зарплат при трудоустройстве в области, ТУСУР занимает в списке 15 место. «Окончившие наш вуз IT-специалисты получают среднюю зарплату в 105 тысяч рублей», — добавляет Виктор Рулевский.
Не менее показательным является и внутренний мониторинг. Так, опросы работодателей, которые проводятся вузами, позволяют выявить степень соответствия представленных в вузе направлений подготовки тем потребностям, которые есть у рынка труда уже сейчас и появятся через 4–6 лет. В МГТУ им. Г. И. Носова, во многом ориентированном на тесную взаимосвязь с предприятиями региона, такие опросы проводятся регулярно. В этом году, по словам ректора, работодатели дают высокие оценки теоретическим знаниям и средние оценки практическим умениям и навыкам выпускников. «Больше половины опрошенных работодателей отметили полное соответствие выпускников, что в целом дает высокий показатель — 91,1%», — отмечает ректор Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова Чукин Михаил Витальевич.
Он же добавляет: «Наши выпускники трудоустраиваются в различных областях. Об их востребованности можно судить по стартовой сумме заработной платы. Например, выпускникам института горного дела и транспорта работодатель предлагает не менее 100 тысяч рублей. Думаю, что это подтверждение того, что молодой специалист с дипломом МГТУ им. Г. И. Носова, ценится на рынке труда».
За всеми процентами, цифрами и показателями стоят люди, полученные ими знания, годы учебы и труда. Однако вопрос трудоустройства и в целом вопрос профориентации — это вопросы для многих студентов болезненные. Решением внутри организации часто являются Центры содействия трудоустройству выпускников — такие центры есть и в МГТУ им. Г. И. Носова, и в ТУСУРе, и в Технологическом университете. Впрочем, ими не ограничивается перечень оказываемых мер поддержки — создаются ассоциации, эндаумент-клубы, форматы групповой и проектной работы для студентов.
Так, например, в МГТУ им. Г. И. Носова созданы эндаумент-фонд и Ассоциация выпускников университетов Магнитки. «Мы хотим, чтобы сохранялась связь между университетом, выпускниками, студентами и партнерами. С этой целью и создали Ассоциацию и эндаумент-фонд. Это некая платформа для сотрудничества, основанная на обмене ресурсами, идеями и контактами, что способствует реализации частных и совместных проектов. Благодаря такому взаимодействию выпускники и нынешние студенты могут устанавливать и расширять деловые связи», — рассказывает Михаил Чукин.
С такой логикой включения студента и выпускника в деятельность вуза и предприятий региона согласны и ректоры ТУСУРа и Технологического университета.
«В Технологическом университете совместно с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли и сферы IT выстроена и проверена временем система подготовки специалистов “от школы до производства”, которая позволяет растить кадры со школьной скамьи», — рассказывает Алексей Щиканов, ректор вуза.
«Мы также уделяем этой работе большое внимание и развиваем несколько направлений, — добавляет Виктор Рулевский, говоря о ТУСУРе. — Например, наши партнеры — компании реального сектора — «заходят» в университет на кафедры, в институты, лаборатории предлагают студентам кейсы, идеи и темы новых проектов. Объединяясь в межкафедральные, межфакультетские группы, ребята выполняют эти проекты в рамках группового проектного обучения. В нашем университете это происходит системно, массово — за год более 300 таких проектов. После этой практической работы студенты становятся сотрудниками высокотехнологичных компаний. Но, гораздо важнее, что через проектную работу в командах, в лабораториях, наши студенты могут создать собственную инновационную компанию. Кроме того, компании очень активно приглашают наших студентов на стажировки и практики, где они вовлекаются в реальные производственные процессы, а после успешного прохождения — трудоустраиваются».
Не менее актуален и вопрос о том, в какой среде более всего востребованы выпускники. Чуть выше уже упоминались IT-специальности, преподаваемые в ТУСУРе. Они же пользуются особым интересом и среди абитуриентов — а в дальнейшем и работодателей — Технологического университета: «Сегодня в условиях глобальной цифровизации особо востребованы и наши выпускники IT-специальностей: “Прикладная информатика”, “Информационная безопасность”, “Информационные системы и технологии”. К слову, в этой сфере Технологический университет занимает 17 место в ТОП-20 IT-вузов страны», — отмечает Алексей Щиканов.
Специалистов в сфере информационных технологий готовят и в МГТУ им. Г. И. Носова: «Мы сегодня видим большой спрос на специалистов в педагогической сфере, а также в сфере информационных технологий. В МГТУ им. Г .И. Носова готовят и учителей-предметников, и будущих программистов, разработчиков различных программ и приложений, бизнес-аналитиков и других. Конкурс на эти направления подготовки неизменно высок, и уже к окончанию университета большинство студентов имеют предложения о работе», — объясняет Михаил Чукин.
Несмотря на реалии времени — разумеется, времени цифрового с его высоким спросом на IT-специалистов — не менее востребованными на рынке труда являются и кадры, которые вузы готовят по своему базовому профилю. Например, в МГТУ им. Г. И. Носова востребованы и профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности, — сервисные инженеры, строители, инженеры-горняки и мастера-электрики, а в Технологическом университете это такие специальности, как “Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов”, “Управление в технических системах”, “Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств”, “Мехатроника и робототехника”».
«Поскольку наш университет расположен в наукограде Королёве, то мы ориентированы, в первую очередь, на подготовку квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли, — поясняет ректор Технологического университета Алексей Щиканов. — Подготовка по этим направлениям у нас очень сильная, что подтверждается в частности и тем, что в этом году наш университет занял 32 место в ТОП-70 вузов России в инженерно-технической сфере, по данным рейтингового агентства RAEX».