«СПО и вузы: вместе сильнее»

Интервью с и. о. ректора Института развития профессионального образования Наталией Золотаревой.
На портале «Ректор говорит» мы обсуждаем проблемы высшего образования, однако вопросы, связанные со средним профессиональным образованием, так или иначе возникают практически в каждом интервью с ректорами вузов. Это и развитие колледжей в университетах, конкурентоспособность выпускников СПО по сравнению с выпускниками вузов на рынке труда, разница в соотношении часов теоретического и практического обучения, и многое другое.

СПО завоевывает всё большую популярность среди школьников. Первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев заявил, что 60% выпускников 9-х классов и значительная часть выпускников 11-х классов для продолжения своего образования выбирают именно учреждения СПО.

Что сейчас происходит в этой сфере? Почему сотрудничество с высшей школой для нее гораздо важнее конкуренции? Об этом мы поговорили с и. о. ректора Института развития профессионального образования (ИРПО) Наталией Золотаревой.

5 актуальных навыков преподавателей СПО
«Прежде всего надо знать свой предмет на актуальном уровне. Это вообще дело чести педагога. Будь это преподаватель специальной или общеобразовательной дисциплины — хороший педагог всегда в контексте своего предмета и постоянно отслеживает всё новое, что с ним связано».
— Наталия Михайловна, расскажите, пожалуйста, немного об ИРПО: какую роль играет институт в развитии системы СПО?

— Сразу же сделаю акцент на том, что ИРПО — не просто институт повышения квалификации. Мы под руководством Министерства просвещения реализуем все проекты развития системы среднего профессионального образования в России.

Первое и основное наше направление деятельности — это содержание и оценка качества СПО, разработка федеральных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, контрольно-оценочной документации базового уровня, методических материалов, работа с федеральными учебно-методическими объединениями. Также с этого года институт сопровождает проведение демонстрационного экзамена в организациях СПО.

Следующее большое направление — это развитие инфраструктуры.

ИРПО выступает оператором федерального проекта «Профессионалитет»*, который стартовал в прошлом году, и сейчас это локомотив развития системы среднего профессионального образования. Думаю, о нем мы с вами поговорим отдельно.

Наконец, еще одно значимое для нас направление — это чемпионаты профессионального мастерства. До прошлого года мы организовывали «Абилимпикс», а с этого запускаем проект «Профессионалы» — новый чемпионат для массовых профессий. Его задача — обеспечить подготовку специалистов для российских предприятий с учетом их кадровых потребностей.

— Фактически ИРПО задействован во всех направлениях развития среднего профессионального образования в России и вообще за последний год заметно вырос.

— Это правда, и это очень вдохновляет. Добавлю, что институт ведет всю аналитику по системе среднего профессионального образования: у нас собираются все аналитические материалы и статистика по СПО. Плюс, мы проводим консалтинг по организации систем СПО для регионов.

Кроме того, на нашей площадке действует федеральный методический центр инклюзивного образования. Ежегодно коллеги готовят необходимые учебно-методические материалы и разрабатывают образовательные программы, адаптированные для лиц с инвалидностью и ОВЗ, проводят для них чемпионаты профмастерства.

Для участников чемпионатов это не просто место для профессиональной реабилитации, это сообщество, где они видят, что люди с аналогичными особенностями здоровья смогли освоить профессию на высоком уровне.

Инклюзивное обучение очень актуально. Сейчас в колледжах учатся около 40 000 человек с инвалидностью или с ограничениями здоровья, и их количество растет год от года. Увеличивается доля студентов с ментальными нарушениями, а значит, педагогам нужно осваивать методики работы с различными нозологиями. Помимо этого, мы сейчас прорабатываем возможные направления поддержки людей с приобретенной инвалидностью из числа участников специальной военной операции.

— То, что Вы говорите о дополнительных навыках инклюзивного обучения, перекликается с темой соответствия образовательного процесса требованиям экономики, которую мы активно обсуждаем с ректорами практически в каждом интервью. Какие еще компетенции необходимо совершенствовать преподавателям и мастерам производственного обучения, чтобы готовить востребованных специалистов?

— Прежде всего надо знать свой предмет на актуальном уровне. Это вообще дело чести педагога. Будь это преподаватель специальной или общеобразовательной дисциплины — хороший педагог всегда в контексте своего предмета и постоянно отслеживает всё новое, что с ним связано.

Второе, с чем необходимо работать, — это методики преподавания. Они должны быть отточены до уровня мастерства, в этом залог успешности проведения каждого занятия. Сегодня, когда СПО стало очень востребованным, в колледжах обучаются студенты с разным стартовым уровнем. Есть поступившие со средним баллом 4 и даже от четырех до пяти, особенно на популярных специальностях. Но есть и троечники. Преподаватель должен уметь работать и с теми, и с другими.

Следующее важное требование — преподаватель СПО должен понимать сферу деятельности, к которой он готовит студентов, чтобы давать им контекстные задачи. В прошлом году в рамках проекта «Профессионалитет» мастера производственного обучения и преподаватели посещали предприятия, куда пойдут работать их выпускники. На мой взгляд, этот опыт следует распространять в целом на всю систему среднего профессионального образования.

Наконец, педагогу необходимо владеть гибридными формами проведения занятий с применением различных цифровых средств, виртуальных тренажеров и симуляторов.

«В СПО нет имитации деятельности»
— Про повышение квалификации преподавателей Вы рассказали, еще хочется спросить про обучение управляющих команд колледжей. Планируете ли Вы что-то наподобие «Школы ректоров» в Сколково для директоров СПО?

— Такие программы уже реализуются. Ежегодно при федеральной поддержке проходит курс повышения квалификации руководителей организаций СПО. В прошлом году такую программу организовал наш институт вместе с мастерской управления «Сенеж».

— Большой спрос на эти программы?

— Смотрите, входя в программу «Профессионалитет», колледж берет на себя обязательство измениться «под ключ»: начиная от стен здания и оборудования, заканчивая педагогическим и руководящим составом, который должен в обязательном порядке пройти переподготовку. И педагоги, и мастера производственного обучения, и члены управленческих команд с удовольствием принимают участие в этих программах.

Я недавно вернулась с семинара на Алтае, где заезжала в новый кластер на базе Алтайской академии гостеприимства. Колледж преобразился до неузнаваемости: от внешнего вида до работы педагогов и качественно другого взаимодействия с работодателями. А всё благодаря участию в программе «Профессионалитет».

— Гостеприимство — довольно широкая сфера. А вот если колледж готовит узких специалистов для конкретного промышленного предприятия, как застраховаться от того, чтобы выпускник не остался без работы, если у предприятия снизится потребность в таких специалистах?

— В колледже студента учат выполнять все виды деятельности, которые предполагает его специальность в федеральном государственном образовательном стандарте. Если он освоил базовую профессию, то всегда сможет получить дополнительную квалификацию. СПО максимально практико-ориентированно, здесь нет имитации деятельности.

Кроме того, государство реализует программу содействия занятости населения, и, если человек находится под угрозой увольнения или решил сменить место работы, он может бесплатно пройти программу профессиональной переподготовки и получить дополнительную квалификацию, которая повысит его ценность на рынке труда.

— Тогда еще один вопрос о «Профессионалитете». С одной стороны, эта модель предполагает ускоренное обучение и завязана на практику и взаимодействие с работодателем. С другой стороны, она предполагает серьезное сокращение часов на те предметы, которые проходят в школе. Как учить так, чтобы готовый специалист был широко образован, а не верил, что Земля плоская?

— На первом курсе колледжа преподавателям необходимо восстановить пробелы, которые остались у обучающихся со школы, и обеспечить их подготовку до того уровня, чтобы они были в состоянии воспринимать общепрофессиональные дисциплины.

Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах.

«СПО и высшее образование — это просто разные траектории захода на рынок труда»
«Постоянное сравнение — что лучше: СПО или высшее образование — мне кажется некой игрой. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом».
— В аналитическом докладе Высшей школы экономики приводятся результаты опроса преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках мониторинга 2021 г. За последние три года почти половина преподавателей обучались на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Стажировки на предприятиях прошли 16% педагогов. Как Вы прокомментируете эти показатели? Их необходимо увеличивать или поддерживать на том же уровне?

— Повышение квалификации любой преподаватель обязан проходить регулярно. То, что половина сотрудников за анализируемый период прошли соответствующие курсы, это отражение системной работы, и это должно продолжаться. Вопрос в качестве этих программ.

А вот долю прошедших стажировки, на мой взгляд, нужно увеличивать. Помимо освоения методических подходов, расширения педагогического кругозора, важно знать индустрию, для которой готовишь будущих специалистов.

— А с педагогическими университетами у Вас есть какие-то совместные программы?

— Траектории прихода педагогов в СПО разные. На общеобразовательные дисциплины идут в основном выпускники пединститутов. На спецдисциплины — практики из профессий: после программ переподготовки либо получения дополнительной квалификации.

Значительное количество специалистов — это выпускники того же колледжа, которые остались там работать сначала мастерами производственного обучения, а затем стали преподавателями.

— В интервью с ректорами вузов мы неоднократно обсуждали тему возросшей популярности СПО у школьников. Среди причин чаще всего называют нежелание сдавать ЕГЭ, стремление быстрее получить профессию, с которой можно сразу выходить на рынок труда. Меняется в целом отношение к СПО: прежнее представление, что в техникумы идут те, кто не смог поступить в университет, уже не состоятельно. А как Вы со своей стороны объясняете востребованность СПО?

— Главной причиной я всё же считаю стремление поскорее получить профессию. Современное молодое поколение очень прагматично. СПО для них — это быстрый выход на рынок труда с профессией, которая гарантированно накормит. Мы видим тенденцию, что даже люди с высшем образованием получают еще одну прикладную профессию для того, чтобы иметь дополнительный источник заработка и чувствовать себя увереннее в карьере.

Постоянное сравнение — что лучше: СПО или высшее образование — мне кажется некой игрой. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе.

Сегодня если молодой человек изучает в колледже станки с числовым программным управлением, то после выпуска он в принципе может работать на одном уровне с младшим инженером. Другое дело, что в сфере труда есть определенные ограничения, и без высшего образования он не сможет подняться на ступень выше в должности. Поэтому многие идут работать сразу после колледжа, а высшее образование получают заочно.

— На Ваш взгляд, в каких пропорциях обществу нужны люди с высшим образованием, с профессиональным и, может быть, даже только со средним? Нужно ли увеличить количество колледжей или, наоборот, уменьшить?

— Вообще в каждом регионе должна вестись аналитика: какие специалисты нужны в той или иной отрасли, и на основе этих цифр приниматься решения в сфере образования.

Любое образование — это не только получение профессии, это вообще уже образ жизни. Люди идут за вторым, третьим дипломом, потому что у них меняются интересы и мир динамичен. Нужно быть постоянно на гребне той сферы, в которой ты хочешь развиваться, и выстраивать свою образовательную стратегию.

Получение базового первого образования — это выбор способа зайти на рынок труда. Кто-то хочет начать с прикладной профессии, и тому могут быть разные причины. Значительная часть учащихся в СПО — из семей с доходом ниже среднего. Для них это возможность поскорее получить профессию и зарабатывать деньги. Вместе с тем, увеличивается доля ребят из семей со средним и высоким доходом — в большей степени на специальностях, которые связаны с информационными технологиями, программированием. Это те сферы, где достаточно среднего профессионального образования, чтобы получить работу, например, в креативной индустрии, в дизайне или в разработке компьютерных игр.

Мы, кстати, с прошлого года реализуем пилотный проект по внедрению модели колледжа креативных индустрий. Сферу культуры составляют не только певцы, актеры, музыканты и художники. В креативных индустриях большое количество высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых, востребованных специалистов: операторы, режиссеры монтажа, аниматоры, дизайнеры, специалисты по созданию компьютерных игр. Образовательная модель колледжа креативных индустрий направлена на развитие навыков выхода в профессиональную сферу и создания творческих продуктов в команде, что особенно важно, потому что любой фильм, реклама или игра — это проект, который делает множество людей.

Кроме того, сегодня растет востребованность образовательных онлайн-платформ, которые выступают серьезными конкурентами на рынке образования. А всё потому, что на рынке труда, особенно в негосударственном секторе, меньше требований к наличию диплома. Там спрашивают не корочки, а что ты умеешь делать. Мир вообще становится всё менее и менее формализованным.

Внутренний огонь
«Мне всегда было интересно искусство, оно прекрасно сопрягается со всеми профессиями и может стать частью жизни вне зависимости от того, чем ты занимаешь».
— Наталия Михайловна, Вы всегда были связаны со сферой образования, сами преподавали. Если бы у Вас было время и все остальные возможности пройти обучение на любой программе, на любом курсе, в любом университете мира, — для себя, ради собственного интереса или увлечения, где бы Вы хотели учиться?

— Я уже учусь — играть на пианино. Занимаюсь с преподавателем и даже в командировку беру с собой складной инструмент, потому что мой педагог сказала, что для формирования навыка нужно играть каждый день хотя бы 15 минут.

Еще очень хотела бы пойти учиться на театрального художника по костюмам. Мне всегда было интересно искусство, оно прекрасно сопрягается со всеми профессиями и может стать частью жизни вне зависимости от того, чем ты занимаешь. Потому что в процессе создания творческого продукта человек пребывает в состоянии счастья. Я восхищаюсь людьми, которые научились сочетать творчество с другими видами деятельности.

Поделюсь историей, которую я услышала от нашего переводчика — китайца во время командировки по восточным странам. Я спросила его: в чем секрет китайского здоровья и долголетия? Думала, он скажет что-то про физическую активность, про медицину. Ничего подобного. Он сказал: у нас у всех есть какое-то творческое увлечение, то, что зажигает внутренний огонь, который можно направить куда угодно.

— А как Вы зажигаете огонь в сотрудниках команды ИРПО?

— У нас большой коллектив, поэтому дотянуться до каждого бывает сложно, но всё-таки стараюсь — поддерживать, вдохновлять. Иногда нужно просто обнять человека и сказать, что мы обязательно справимся.

В нашем общем чате в Телеграме я каждую неделю публикую короткие видео с какими-то своими размышлениями, вдохновляющими словами. Я абсолютно уверена, что руководителю очень важно доносить до каждого сотрудника ценности и смыслы, которые он разделяет.

Профессионалитет* - федеральный проект, направленный на модернизацию системы среднего профессионального образования, где подготовка специалистов ведется по практико-ориентированным и гибким образовательным программам, разработанным совместно с индустриальными партнерами-работодателями под запрос реального сектора экономики.

Беседовали: Дмитрий Кудинов, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.


[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.