— В аналитическом докладе Высшей школы экономики приводятся результаты опроса преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках мониторинга 2021 г. За последние три года почти половина преподавателей обучались на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Стажировки на предприятиях прошли 16% педагогов. Как Вы прокомментируете эти показатели? Их необходимо увеличивать или поддерживать на том же уровне?— Повышение квалификации любой преподаватель обязан проходить регулярно. То, что половина сотрудников за анализируемый период прошли соответствующие курсы, это отражение системной работы, и это должно продолжаться. Вопрос в качестве этих программ.
А вот долю прошедших стажировки, на мой взгляд, нужно увеличивать. Помимо освоения методических подходов, расширения педагогического кругозора, важно знать индустрию, для которой готовишь будущих специалистов.
— А с педагогическими университетами у Вас есть какие-то совместные программы?— Траектории прихода педагогов в СПО разные. На общеобразовательные дисциплины идут в основном выпускники пединститутов. На спецдисциплины — практики из профессий: после программ переподготовки либо получения дополнительной квалификации.
Значительное количество специалистов — это выпускники того же колледжа, которые остались там работать сначала мастерами производственного обучения, а затем стали преподавателями.
— В интервью с ректорами вузов мы неоднократно обсуждали тему возросшей популярности СПО у школьников. Среди причин чаще всего называют нежелание сдавать ЕГЭ, стремление быстрее получить профессию, с которой можно сразу выходить на рынок труда. Меняется в целом отношение к СПО: прежнее представление, что в техникумы идут те, кто не смог поступить в университет, уже не состоятельно. А как Вы со своей стороны объясняете востребованность СПО?— Главной причиной я всё же считаю стремление поскорее получить профессию. Современное молодое поколение очень прагматично. СПО для них — это быстрый выход на рынок труда с профессией, которая гарантированно накормит. Мы видим тенденцию, что даже люди с высшем образованием получают еще одну прикладную профессию для того, чтобы иметь дополнительный источник заработка и чувствовать себя увереннее в карьере.
Постоянное сравнение — что лучше: СПО или высшее образование — мне кажется некой игрой. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе.
Сегодня если молодой человек изучает в колледже станки с числовым программным управлением, то после выпуска он в принципе может работать на одном уровне с младшим инженером. Другое дело, что в сфере труда есть определенные ограничения, и без высшего образования он не сможет подняться на ступень выше в должности. Поэтому многие идут работать сразу после колледжа, а высшее образование получают заочно.
— На Ваш взгляд, в каких пропорциях обществу нужны люди с высшим образованием, с профессиональным и, может быть, даже только со средним? Нужно ли увеличить количество колледжей или, наоборот, уменьшить?— Вообще в каждом регионе должна вестись аналитика: какие специалисты нужны в той или иной отрасли, и на основе этих цифр приниматься решения в сфере образования.
Любое образование — это не только получение профессии, это вообще уже образ жизни. Люди идут за вторым, третьим дипломом, потому что у них меняются интересы и мир динамичен. Нужно быть постоянно на гребне той сферы, в которой ты хочешь развиваться, и выстраивать свою образовательную стратегию.
Получение базового первого образования — это выбор способа зайти на рынок труда. Кто-то хочет начать с прикладной профессии, и тому могут быть разные причины. Значительная часть учащихся в СПО — из семей с доходом ниже среднего. Для них это возможность поскорее получить профессию и зарабатывать деньги. Вместе с тем, увеличивается доля ребят из семей со средним и высоким доходом — в большей степени на специальностях, которые связаны с информационными технологиями, программированием. Это те сферы, где достаточно среднего профессионального образования, чтобы получить работу, например, в креативной индустрии, в дизайне или в разработке компьютерных игр.
Мы, кстати, с прошлого года реализуем пилотный проект по внедрению модели колледжа креативных индустрий. Сферу культуры составляют не только певцы, актеры, музыканты и художники. В креативных индустриях большое количество высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых, востребованных специалистов: операторы, режиссеры монтажа, аниматоры, дизайнеры, специалисты по созданию компьютерных игр. Образовательная модель колледжа креативных индустрий направлена на развитие навыков выхода в профессиональную сферу и создания творческих продуктов в команде, что особенно важно, потому что любой фильм, реклама или игра — это проект, который делает множество людей.
Кроме того, сегодня растет востребованность образовательных онлайн-платформ, которые выступают серьезными конкурентами на рынке образования. А всё потому, что на рынке труда, особенно в негосударственном секторе, меньше требований к наличию диплома. Там спрашивают не корочки, а что ты умеешь делать. Мир вообще становится всё менее и менее формализованным.