Нынешнее состояние программы «Стартап как диплом» в разных вузах еще достаточно неидеально. Остаются обозначенные выше вопросы, связанные с компетенциями и мотивацией преподавателей, привлечением студентов. Кроме того, новое направление развития университета требует уточнения и расширения нормативной базы, подготовки соответствующей документации и, конечно, разработки программ дисциплин.
Много говорится и о поддержке программ по развитию предпринимательских компетенций и навыков на уровне государства. Так, на прошедшем летом 2021 года XXIV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ
–2021) этому вопросу уделили внимание на нескольких мероприятиях. Одно из них — паблик-ток Валерия Фалькова «
От вдохновения к бизнес-идее. Паблик-ток министра науки и высшего образования РФ». На мероприятии студенты и выпускники рассказывали о своих идеях технологического и социального предпринимательства, многие из которых уже начали реализовываться. Примеры таких проектов — антимикронаушник, заживляющая мазь,
умный улей,
умная одежда,
умная гитара и многое другое.
Министру были представлены успешные проекты стартапов. Станут ли таковыми абсолютно все работы, защищаемые в новом, альтернативном стандартной ВКР формате?...
Это однозначно риторический вопрос. «
“Стартап как диплом” имеет отношение, прежде всего, к потенциалу выпускной идеи для дальнейшего ее развития в качестве проекта, а как уже он развивается —
это рыночная сфера, со своей нормативной базой, правилами и особенностями», — считает Надежда Терлыга.
По ее мнению, не стоит забывать, что после защиты стартап уходит в бизнес, который живет по своим законам, не имеющим отношения к вузу, административным структурам, поэтому прогнозировать что-то на этапе проектной работы выпускника невозможно. Но университет, который предоставляет возможность заняться разработкой стартапа, дает то, что не всегда доступно будущим предпринимателям в обычных условиях: он предоставляет начинающим инноваторам технологическую и научную базу, помогает овладеть бизнес-компетенциями, может «задать» направление работы и оказать разнообразную поддержку.
«
Если обобщить вышесказанное, то “Стартап как Диплом” —
правильный тренд, — рассуждает начальник управления инновационной деятельности УрФУ, —
потому что любой студент должен иметь возможность протестировать траекторию технологического предпринимателя, и лучше всего это сделать во время учебы в вузе. Человек получит свой первый бизнес-опыт и выйдет в мир с новым багажом. Я убеждена, что мы должны поощрять молодых технологических предпринимателей и их инициативу»
. Не стоит забывать, что университет, особенно в его современном понимании, — это множество возможностей для самых разных людей, собранных в одном месте. Удастся ли реализовать все их них — неизвестно, но получить такую возможность особенно важно. «
Да, возможно, первый опыт студенческого стартапа будет провальным, но зато этот бесценный опыт будет получен в юные годы, когда у каждого есть шанс проработать ошибки с помощью профессионалов», — убеждена Надежда Терлыга.