Старт для стартапа: опыт УрФУ

Формат «Стартап как диплом» знаком если еще не всем вузам, то уже многим: первые эксперименты по его внедрению в повседневную вузовскую практику начались еще в 2017 году. Спустя четыре года, когда программа из перечня пилотных проектов переходит в число тиражируемых инициатив, да еще и при поддержке Министерства науки и высшего образования, можно уже подводить промежуточные итоги и просить вузы, ставшие пионерами развития молодежного предпринимательства, поделиться своим опытом.

Особенно актуальным такой обмен опытом становится с учетом увеличения числа вузов-участников: планировалось, что в 2021 году к программе «Стартап как диплом» присоединятся еще 48 университетов. По данным позапрошлого учебного года, в 2019–2020 гг. было защищено в формате стартапа уже 308 ВКР, из которых 117 действительно реализуются (причем в 46% этих проектов удалось привлечь инвестиции). Планируется, что эти цифры будут только расти.

Некоторые университеты движутся в заданном направлении, переосмысливая его: меняя название программы, уточняя ее концепцию, формируя внутри организации экспертные комиссии и свои требования к выпускникам. Так появляются «ВКР как бизнес-проект», #СтартапДиплом и другие варианты.

Мы побеседовали с представителями университета, активно приобретающего свой опыт в курировании процесса подготовки студентов — будущих предпринимателей, в организации их выхода на защиту.

Заместитель первого проректора, начальник управления инновационной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Надежда Терлыга рассказывает об особенностях программы «Стартап как диплом» и о том, как вузу удалось наладить взаимодействие с потенциальными инвесторами, переформатировать работу преподавателей и студентов и придать необходимый импульс к развитию самых перспективных студенческих бизнес-проектов.



Спикер — Надежда Терлыга, кандидат экономических наук, доцент,

заместитель первого проректора УрФУ, начальник управления инновационной деятельности

«Любая новая инициатива порой сталкивается с

 отсутствием энтузиазма людей, но это естественно,

и мы пытаемся преодолеть трудности»



Опыт масштабируется
Программа «Стартап как диплом» была запущена в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в 2020 году.

Как отмечает Надежда Терлыга, заместитель первого проректора УрФУ, начальник управления инновационной деятельности, к этому времени существовали все необходимые составляющие для ее успешной реализации, которые формировались в течение десяти лет.

Основой для реализации программы «Стартап как диплом» в УрФУ стала платформа «Инновационный дайвинг» («Иннодайвинг»). Это образовательный бизнес-интенсив для студентов, который предполагает «глубокое погружение» в предпринимательство. Платформа организована инновационной инфраструктурой УрФУ и помогает студентам разрабатывать технологические проекты, реализованные впоследствии в виде бизнеса.

«Один из примеров таких бизнес-проектов — инновационная компания “Биомикрогели” Андрея Елагина, разработавшая уникальную технологию очистки воды и твердых поверхностей от масел, нефтепродуктов и загрязнений,— рассказывает Надежда. — Эта история успеха — фактически история студента, который в ходе “Иннодайвинга” сформулировал идею, ставшую впоследствии эффективным российским бизнесом».


Отбор проектов
За время реализации программы «Стартап как диплом» в УрФУ защитились 22 студента: в 2020-м — трое из шестерых, в 2021 году — десять из шестнадцати.
Количество желающих небольшое: «Пока это единицы, так как новый формат достаточно сложен», — соглашается Надежда Терлыга.

Она продолжает: «Такие дипломы не пишутся за месяц-два, они являются итогом большой работы, которая длится порой более года, и только тогда данная история выливается в формат “Стартап как диплом”».

Сложность программы «Стартап как диплом» для студентов связана не только с новизной формата и кропотливой работой, предшествующей защите, но и с необходимостью проходить многоступенчатый отбор. Так, студенты, готовые выйти на защиту ВКР в формате стартапа, на предварительном отборе представляют описание проекта с его презентацией. Ближе к концу учебного года тоже проходит отбор: на нем принимается решение о допуске к защите.

По каким критериям в УрФУ отбирают бизнес-проекты?

Во-первых, это наличие команды проекта: при том что каждый студент получает диплом индивидуально, сама идея стартапа призвана объединять учащихся в команды.

Во-вторых, это демонстрация результата работы. В качестве такого результата экспертная комиссия принимает прототип, минимально жизнеспособный продукт, конструкторско-технологическую документацию. Если речь идет об уже сложившимся, готовом стартапе, то результатом работы может быть и факт продажи продукта, привлечение инвестиций в проект, внедрение продукта, проведение исследований.

В-третьих, важна аналитическая работа, сопутствующая разным этапам развития бизнес-проекта: это и анализ в сфере интеллектуальной собственности, и экономическая модель развития стартапа.

Многоаспектность такой деятельности и предполагает необходимость командной работы. «Для студентов, которые обучаются и проводят время вместе, формирование команды — задача трудная, но порой более понятная, чем соответствие сложным профессиональным критериям», — считает Надежда Терлыга.

Мотивация для преподавателей
Еще одна трудность, связанная с новым форматом, — вопрос мотивации, но уже не студентов, а преподавателей. «Любая новая инициатива порой сталкивается с отсутствием энтузиазма людей, но это естественно, и мы пытаемся преодолеть трудности», — делится Надежда Терлыга.

Недостаток мотивации обыкновенно связан с неуверенностью в собственных силах, нехваткой компетенций — или отсутствием соответствующей финансовой поддержки, которая бы компенсировала затраты времени и сил. В «умных» университетах эти проблемы пытаются решать.

В УрФУ, например, обучают не только студентов, заинтересованных в защите ВКР в формате стартапа, но и педагогов. Инновационная структура УрФУ разработала серию образовательных форматов, в том числе дистанционных, которые помогают преподавателям и студентам совершенствовать экономическую сторону проектов, создать эффективную бизнес-модель, развить направление интеллектуальной собственности.

Кроме того, в правилах вуза, по словам заместителя первого проректора УрФУ, зафиксированы финансовые поощрения для педагогов, чьи воспитанники решаются на защиту в формате «Стартап как диплом».

Какие еще сложности реализации программы отмечают в вузе? Часто это трудности административного регулирования, организационного процесса, создания регламента, информирования студентов, которые всегда сопровождают внедрение новых проектов в крупных организациях.

Уральский федеральный университет

Не только защита, но и сопровождение

О стартапах, взращиваемых в стенах университетов, с каждым годом говорится все больше. Приобщение вуза к программе, нацеленной на подготовку технологических и социальных предпринимателей , в том числе демонстрирует его готовность меняться и развиваться — и обучать новым, актуальным для современных молодых людей, навыкам и компетенциям.

Однако до сих пор нет ясного представления о том, где заканчиваются обязанности и полномочия вуза: должен ли он только лишь обеспечить альтернативный формат защиты ВКР и выпустить энное количество студентов, чтобы отчитаться перед Минобрнауки? Или развитие технологического предпринимательства не заканчивается с получением диплома, и в вузе это понимают? 

В УрФУ студенческий бизнес-проект сопровождается и после защиты: он проходит двухмесячную деловую программу в Акселераторе УрФУ, где помимо прохождения мастер-классов и тренингов, получения экспертной оценки бизнес-моделей и технологических разработок студенческие команды могут выиграть грант на дальнейшее развитие своего проекта.

После успешного прохождения Акселератора лучшие стартапы могут претендовать на поддержку университетского Фонда развития инноваций и получить доступ ко всем сервисам университетской Инновационной инфраструктуры.

Взаимодействие с инвесторами — важный пункт дальнейшего эффективного развития студенческого проекта. В УрФУ студенты могут встретиться с инвесторами и заключить контракт не только во время акселерационной поддержки, но и на защите, на которой присутствуют представители бизнеса и потенциальные инвесторы. «В ходе защиты эксперты рассматривают разработку на предмет ее потенциала, если он есть, то проект «доращивают» до инвестиционной стадии», — рассказывает Надежда Терлыга.

Это связано с тем, что часто на защите ВКР студенты представляют достаточно «сырой», «незрелый» проект, при том что крупного инвестора, по  словам Надежды Терлыга, привлекает обычно проект уже состоявшийся и способный принести прибыль.

Эта инвестиционная привлекательность, как и будущий успех стартапа, совершенно не связаны с форматом оценки по пятибалльной шкале, которую получает выходящий на защиту студент. «Балл, полученный на экзамене, и успех проекта разные вещи, — уточняет Надежда. — Балл характеризует компетенции человека по определенному направлению, а успех проекта это результат использования этих компетенций, результат большого труда. Наличие компетенций не гарантирует успех».

Источником финансирования для технологического и социального предпринимательства могут стать не только компании и индустриальные партнеры, но и государство, в связи с чем студентов учат грамотному оформлению заявок на гранты.

От замысла к бизнес-проекту
Нынешнее состояние программы «Стартап как диплом» в разных вузах еще достаточно неидеально. Остаются обозначенные выше вопросы, связанные с компетенциями и мотивацией преподавателей, привлечением студентов. Кроме того, новое направление развития университета требует уточнения и расширения нормативной базы, подготовки соответствующей документации и, конечно, разработки программ дисциплин.

Много говорится и о поддержке программ по развитию предпринимательских компетенций и навыков на уровне государства. Так, на прошедшем летом 2021 года XXIV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ2021) этому вопросу уделили внимание на нескольких мероприятиях. Одно из них — паблик-ток Валерия Фалькова «От вдохновения к бизнес-идее. Паблик-ток министра науки и высшего образования РФ». На мероприятии студенты и выпускники рассказывали о своих идеях технологического и социального предпринимательства, многие из которых уже начали реализовываться. Примеры таких проектов — антимикронаушник, заживляющая мазь, умный улей, умная одежда, умная гитара и многое другое.

Министру были представлены успешные проекты стартапов. Станут ли таковыми абсолютно все работы, защищаемые в новом, альтернативном стандартной ВКР формате?...

Это однозначно риторический вопрос. «“Стартап как диплом” имеет отношение, прежде всего, к потенциалу выпускной идеи для дальнейшего ее развития в качестве проекта, а как уже он развивается это рыночная сфера, со своей нормативной базой, правилами и особенностями», — считает Надежда Терлыга.

По ее мнению, не стоит забывать, что после защиты стартап уходит в бизнес, который живет по своим законам, не имеющим отношения к вузу, административным структурам, поэтому прогнозировать что-то на этапе проектной работы выпускника невозможно. Но университет, который предоставляет возможность заняться разработкой стартапа, дает то, что не всегда доступно будущим предпринимателям в обычных условиях: он предоставляет начинающим инноваторам технологическую и научную базу, помогает овладеть бизнес-компетенциями, может «задать» направление работы и оказать разнообразную поддержку.

«Если обобщить вышесказанное, то “Стартап как Диплом” правильный тренд, — рассуждает начальник управления инновационной деятельности УрФУ, — потому что любой студент должен иметь возможность протестировать траекторию технологического предпринимателя, и лучше всего это сделать во время учебы в вузе. Человек получит свой первый бизнес-опыт и выйдет в мир с новым багажом. Я убеждена, что мы должны поощрять молодых технологических предпринимателей и их инициативу»

Не стоит забывать, что университет, особенно в его современном понимании, — это множество возможностей для самых разных людей, собранных в одном месте. Удастся ли реализовать все их них — неизвестно, но получить такую возможность особенно важно. «Да, возможно, первый опыт студенческого стартапа будет провальным, но зато этот бесценный опыт будет получен в юные годы, когда у каждого есть шанс проработать ошибки с помощью профессионалов», — убеждена Надежда Терлыга.
16 ноября / 2021
Автор — Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.