Тема проектного обучения вызвала горячую дискуссию на недавно прошедшем Втором всероссийском ИОТ-слете, в продолжение дискуссии университеты поделились кейсами для совместной проработки общности модели проектного обучения.
В работе семинара приняли участие представители НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара – команда ИОТ-университета.
Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с 2019 года:
«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины «Основы проектной деятельности». Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка «Центр студенческой проектной деятельности», оснащенная современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».
В работе семинара приняли участие представители НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара – команда ИОТ-университета.
Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с 2019 года:
«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины «Основы проектной деятельности». Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка «Центр студенческой проектной деятельности», оснащенная современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».
![](https://static.tildacdn.com/tild3365-3139-4632-a365-333865366361/_tilda19801206.jpg)
Проректор по развитию основных образовательных программ СибГИУ Ольга Приходько поделилась опытом проектного обучения университета в рамках основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, которое ведется с 2016 года:
«У нас действует «Инженерный бакалавриат» – ориентированная на производственные процессы и проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и реализуемая СибГИУ совместно с экспертами ЕВРАЗа. В основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдет с первого семестра до выпуска. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с 1 курса; возможность выбора тематики проектов по направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3035-4731-b736-626332313536/_tilda19801200.jpg)
Директор Евразийской Политехнической школы УГНТУ Денис Гулин отметил, что на базе школы проектная деятельность запущена в виде междисциплинарных инженерных проектов студентов 1-2 курсов:
«Это проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от математики до софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар - отличное место для обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не только победами, но и совершенными ошибками – это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в вузе».
![](https://static.tildacdn.com/tild6335-3962-4536-b864-386639333963/_tilda19801210.jpg)
Ассистент кафедры «Электротехника и электрооборудование предприятий» УГНТУ Андрей Бодылев рассказал:
«При организации проектного обучения мы решили создать не просто предмет в рамках учебного процесса, а целую программу взаимодействия «Vproekte» - это программа взаимодействия студентов и преподавателей с руководством вуза и индустриальными партнерами, нацеленными на получение продуктового результата. В рамках интеграции проектного обучения в образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».
![](https://static.tildacdn.com/tild3463-3131-4933-a361-616162383664/_tilda19801236.jpg)
Заместитель проректора по образовательной деятельности ТПУ Елена Кабаева поделилась планами университета:
«Томский политех акцентирует внимание на том, что одной из составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. Совместно с Консорциумом «Новое инженерное образование» и ИОТ-университетом мы запускаем программу «Руководитель междисциплинарного проекта в Университете», которая направлена на развитие преподавательских навыков за пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А это означает, что подход к руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов».
![](https://static.tildacdn.com/tild3263-6238-4664-b338-316135666230/_tilda19801212.jpg)
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко поделился выводами по итогам семинара:
«Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и партнеров по производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов. С точки зрения практики ИОТ-Университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета. В противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а сама практика выродится до использования времени проектного обучения в других образовательных активностях».
![](https://static.tildacdn.com/tild6265-6539-4937-a433-386566636538/_tilda19801208.jpg)
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что проектное обучение является мощным образовательным инструментом, специально направленным на обучение в парадигме образовательной философии Социальной эффективности:
«Амбициозные планы по подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в которых прописаны обучение навыкам и метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и патриотизма — невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и тем самым, в качестве одного из условий, осознанного перехода вуза к образовательной философии Социальной эффективности».
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-3139-4665-a565-386365663038/_tilda19801202.jpg)
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слёте четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки РФ по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
Ч.Т.Д., как говорили и говорят университеты.
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
Ч.Т.Д., как говорили и говорят университеты.