На пленарном заседании Михаил Асланович Погосян представил доклад «Повышение эффективности авиационных композитных конструкций».
– Более широкое внедрение композиционных материалов требует новых подходов к решению комплексных задач. На сегодняшний день используются достаточно консервативные подходы к определению базовых значений характеристик материалов, дополнительных коэффициентов, учитывающих ухудшение свойств материалов под влиянием различных факторов. Всё это существенно снижает тот эффект, который мы можем получить от применения новых конструкций с использованием композиционных материалов, – отметил Михаил Асланович. – С моей точки зрения, стратегическим путём решения этих задач является подтверждение результатов испытаний большим объёмом исследований. Современные технологии позволяют сделать качественно новый шаг в анализе и внедрении композитных конструкций в авиационную отрасль. Развитие расчётных методов является одним из ключевых факторов повышения эффективности использования таких конструкций.
В своём докладе ректор МАИ подчеркнул, что сегодняшние возможности расчётных методов позволяют существенно продвигаться с точки зрения прогнозирования поведения конструкций из композиционных материалов и решать весь спектр задач на разных этапах проектирования.Исследования в области композиционных материалов – одно из приоритетных направлений работы МАИ. Под непосредственным руководством Михаила Аслановича Погосяна в МАИ была открыта лаборатория «Композиционные материалы и прочность конструкции» и создаётся центр компетенций в области комплексного проектирования и сертификации композиционных конструкций.
– Результаты наших работ по проектированию крыльев большого удлинения говорят о том, что за счёт использования междисциплинарных подходов мы можем добиться снижения максимальных нагрузок в конструкции крыла на 7–10%. Это исключительно результат использования расчётных методов и решения комплексной задачи, учитывающей аэродинамику, упругие характеристики, прочность конструкции и другие факторы, – подчеркнул ректор МАИ.
Не менее важной темы касался доклад Брайана Фальзона. Эксперт рассказал о стратегии многоуровневого моделирования образцов и конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) при ударных воздействиях и повреждениях, а также о проблемах, возникающих на разных уровнях моделирования, а именно микро-, мезо- и макроуровне. Данный подход экономит время и расчётные мощности при моделировании и позволяет рассчитать, например, стойкость к эксплуатационным повреждениям крыла и фюзеляжа пассажирского самолёта.
Также на пленарном заседании были затронуты такие темы, как решение задач динамической прочности в среде Abaqus и многоуровневый расчётно-экспериментальный подход в разработке авиационных конструкций из ПКМ по заданным характеристикам прочности и усталостной долговечности.
В основной части конференции прошли заседания по трём секциям: «Методы проектирования, расчёта и оптимизации конструкций из ПКМ», «Перспективные технологии переработки ПКМ для изготовления конструкций на их основе», «Полимерные композиционные материалы для авиастроения, строительства и энергетики, методы исследования и испытаний ПКМ».
Конференция объединила на площадке МАИ и онлайн более 100 человек из 60 организаций, позволив экспертам из разных стран обменяться опытом и результатами передовых исследований в области композиционных материалов и конструкций из них.