Екатерина Целикова, ректор Череповецкого государственного университета поделилась опытом трансформации образовательного процесса в вузе: Успешность нашего кейса связана и с региональной спецификой и поддержкой губернатора области.Вологодская область – это регион особенный - промышленный, технологический, в г. Череповце расположены 2 компании мирового уровня – металлургический комбинат «Северсталь» и химическое производство АО «Апатит». Предприятиям нужны не просто инженеры, а инженеры-разработчики.
Перед началом трансформации образовательного процесса, мы анализировали распределение выпускников вуза по занимаемым позициям: на тот момент более 90% выпускников - это технологи, эксплатуатационщики, доля разработчиков и проектировщиков составляла 3-5 %. В первую очередь процесс трансформации потребовал изменений образовательной деятельности. Каждая образовательная программа должна иметь два ядра: ядро фундаментальной подготовки и проектное ядро. В основе проектного ядра лежит выполнение реального профессионального проекта, при этом работа идет в командах, каждая команда имеет наставника, работа над проектом формирует у студентов образовательный запрос, который реализуется в различных форматах, а фундаментальная подготовка выступает знаниевой основной для выполнения проекта.
Внедрение проектного обучения в вузе стартовало в апреле 2019 года в рамках совместного с Университетом НТИ 20.35 образовательного интенсива «Фабрика разработок ЧГУ», где мы апробировали проектно-ориентированной образовательной модели по решению сложных инженерных и IT задач для высокотехнологичного бизнеса.
Второй этап внедрения проектного обучения пришелся на 2019-2020уч.год, там и была внедрена собственная проектно-ориентированная образовательная модель. 673 студента баклавриата, специалитета и магистратуры разработали 104 проекта, из них 40 проектов были успешно внедрены в работу предприятий. Спектр реализуемых проектов охватывал преимущественно инженерные и IT направления (около 90%), доля педагогических и гуманитарных проектов составляла около 10 %.
Третий этап внедрения проектного обучения был связан с массовым вхождением в него студентов второго курса бакалавриата всех направлений подготовки. В период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года в проектном обучении приняло участие 1354 студента, реализовано 262 проекта под руководством 113 наставником. Существенно расширился пул заказчиков, кураторами от предприятий-заказчиков в этот период времени выступили 208 человек. Спектр реализуемых проектов примерно в равной степени состоял из проектов инженерных и IT направлений (55 %) и педагогических и гуманитарных (45 %). На момент финальной защиты 125 проектов были внедрены в работу компаний-заказчиков.
Приведу некоторые примеры разработок студентов: разработка интеллектуальной системы для обнаружения людей с целью проверки использования средств индивидуальной защиты и нахождения в опасной зоне, разработка оптико-электронной системы количественной оценки отгружаемой продукции метизного производства, разработка программного обеспечения для прогнозирования механических свойств металлургической продукции по заданному химическому составу, разработка системы управления лущильной линией на основе цифрового двойника, исследование поверхности полимерных композитных материалов и отражения от нее электромагнитных волн, разработка альтернативных решений при производстве широких стальных полос.
В настоящий момент в нашем университете мы видим следующие направления развития проектного обучения: 1) разработка системы отборалучших проектов, их акселерации и вывода на коммерциализацию. 2) развитие трека «Предпринимательские проекты», внедрение нового формата защиты ВКР «Стартап как диплом», инициации и развитии собственных проектов 3) создание цифровой платформы проектной деятельности 4) создание центра методических компетенций руководителей проектного обучения Инновационное развитие страны невозможно без практико-ориентированной подготовки будущих специалистов. Наш опыт показывает эффективность внедрения проектного модуля в учебный процесс.
Внедрение проектного обучения в вузе стартовало в апреле 2019 года в рамках совместного с Университетом НТИ 20.35 образовательного интенсива «Фабрика разработок ЧГУ», где мы апробировали проектно-ориентированной образовательной модели по решению сложных инженерных и IT задач для высокотехнологичного бизнеса.
Второй этап внедрения проектного обучения пришелся на 2019-2020уч.год, там и была внедрена собственная проектно-ориентированная образовательная модель. 673 студента баклавриата, специалитета и магистратуры разработали 104 проекта, из них 40 проектов были успешно внедрены в работу предприятий. Спектр реализуемых проектов охватывал преимущественно инженерные и IT направления (около 90%), доля педагогических и гуманитарных проектов составляла около 10 %.
Третий этап внедрения проектного обучения был связан с массовым вхождением в него студентов второго курса бакалавриата всех направлений подготовки. В период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года в проектном обучении приняло участие 1354 студента, реализовано 262 проекта под руководством 113 наставником. Существенно расширился пул заказчиков, кураторами от предприятий-заказчиков в этот период времени выступили 208 человек. Спектр реализуемых проектов примерно в равной степени состоял из проектов инженерных и IT направлений (55 %) и педагогических и гуманитарных (45 %). На момент финальной защиты 125 проектов были внедрены в работу компаний-заказчиков.
Приведу некоторые примеры разработок студентов: разработка интеллектуальной системы для обнаружения людей с целью проверки использования средств индивидуальной защиты и нахождения в опасной зоне, разработка оптико-электронной системы количественной оценки отгружаемой продукции метизного производства, разработка программного обеспечения для прогнозирования механических свойств металлургической продукции по заданному химическому составу, разработка системы управления лущильной линией на основе цифрового двойника, исследование поверхности полимерных композитных материалов и отражения от нее электромагнитных волн, разработка альтернативных решений при производстве широких стальных полос.
В настоящий момент в нашем университете мы видим следующие направления развития проектного обучения: 1) разработка системы отборалучших проектов, их акселерации и вывода на коммерциализацию. 2) развитие трека «Предпринимательские проекты», внедрение нового формата защиты ВКР «Стартап как диплом», инициации и развитии собственных проектов 3) создание цифровой платформы проектной деятельности 4) создание центра методических компетенций руководителей проектного обучения Инновационное развитие страны невозможно без практико-ориентированной подготовки будущих специалистов. Наш опыт показывает эффективность внедрения проектного модуля в учебный процесс.