Новости вузов

2022 год открывает новые перспективы для научной реставрации

День российского студенчества в Санкт-Петербурге для преподавателей и студентов начинается с молебна в Воскресенском Смольном соборе, где проходит вручение награды за особые достижения в просветительской и социальной деятельности среди молодежи – Знака Святой Татианы.  


В течение 2021 года кафедра живописи и реставрации Академии Штиглица выполнила значительный объем работ для Российской православной церкви: в Александро-Невскую лавру передана отреставрированная картина «Крещение Христа», что отмечено благодарностью Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Работу выполнили магистранты кафедры живописи и реставрации под руководством профессора Татьяны Поцелуевой. Незадолго до этого Татьяна Леонидовна и ее ученики восстановили портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического для Государственного мемориального музея А.В. Суворова. В процессе исследования было обнаружено, что картина принадлежит кисти известного художника второй половины XVIII века Франческо Казановы, брата знаменитого Джакомо Казановы.


В сентябре на выставке «Иконостас» были представлены копии икон, выполненные по заказу Новгородского объединённого музея-заповедника. Мастерство студентов по достоинству оценили искусствоведы и реставраторы музея «Витославлицы», Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа, а также посетивший выставку председатель Комитета по культуре СПб Константин Сухенко.

Более 10 лет студенты под руководством доцентов Анастасии Большаковой и Анны Лельчук трудились над восстановлением икон XVIII века из церкви святого Николая Мирликийского в селе Варзуга Мурманской области. В декабре 2021 года отреставрированные иконы были переданы митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану.

На конкурсе Государственного научно-исследовательского центра реставрации при поддержке Министерства культуры РФ в 2021 году лучшей была признана работа студентки Академии Штиглциа Дарьи Пестовой. Исследовательская работа по реставрации иконы XVIII века «Образ св. Николая Чудотворца» из церкви Живоначальной Троицы в селе Арефино Нижегородской области проводилась с использованием рентгеновских и инфракрасных лучей, ультрафиолета, включала химические исследования грунта, пигментов красочного слоя и покровного лака разных участков иконы, а также исследования микрошурфами, исследования микрошлифов, рентгено-флуоресцентный анализ пигментов. Также в 2021 году студентка кафедры живописи и реставрации Черубин Борг стала серебряным призером Соревнований молодых реставраторов в рамках международного форума «Denkmal. Россия, Москва», где кафедра представила академию как участника, экспонента и эксперта.


В 2021 году Академия Штиглица активно включилась в повестку Года науки и технологий. Академией были организованы научные форумы и научно-практические конференции, в том числе III Международный форум реставраторов «Реставрация: обучение, теория, практика» и  IV Научно-практическая студенческая конференция «Реставрация. Наш взгляд».

В реставрации монументальной живописи Ленинградская реставрационная Школа справедливо признана сильнейшей. «Академия продолжает развиваться, - рассказала ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Анна Кислицына, – наряду с реставрацией темперной и масляной живописи открыто направление обучения «Реставрация декоративно-прикладного искусства». В 2021/2022 учебном году, вдохновившись сотрудничеством с Институтом восточных рукописей РАН и Центральным государственным архивом литературы и искусства, мы запустили совершенно уникальное для России направление «Реставрация графических произведений искусства и книги».


Наступивший 2022 год, объявленный Президентом РФ Годом культурного наследия народов России, открывает перед реставраторами новые перспективы и обещает много плодотворной работы, ведь одной из поставленных целей является «сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры».