«Менять систему образования - это самое сложное, что есть на свете. Как и помогать менять систему образования. Вуз - это система, в которой непонятно, что можно ломать и что нельзя, в этом надо тщательно разбираться. В свое время мы поняли, что есть такие макротренды, которые ломают высшее образование об колено. Первый тренд – это бегство в интернет. Такое образование заменяется подготовкой к быстрому зарабатыванию денег. А второе – это тренд мобильности: люди едут туда, где лучше, и что бы ни происходило в мире, даже несмотря на многоцивилизационность и так далее, эти тренды только нарастают. Что мы можем на другую чашу весов положить? Надо втянуть вузы в современные коммуникативные форматы. В вузе должно быть интересно - людям с людьми по поводу проблемы общаться должно быть интереснее, чем сидеть в интернете. Образование - очень сложная система, но именно гибкость дает ей возможность отвечать на вызовы. Со временем сложные сетевые программы победят вузы, и студент будет учиться одновременно во многих вещах, проходить через них насквозь, брать, где хочет и что хочет, собирать эти цепочки. Поскольку сложность мира растет, это неизбежно. Поэтому наша ИТ-платформа Modeus сразу федеральная, она внутри позволяет это делать. Среди слагаемых успеха современного университета я назову понимание образа своего будущего, или даже миссии университета, второе – это команда, которая работает в режиме единого рабочего тела, единых мыслей и защищает друг друга, и третье – это безопасность, так как ответственность управленцев высшего образования как государевых людей велика».
«Уже невозможно сказать: вот это чистое образование, а вот это чистое ИТ. И если мы говорим, что студенты должны быть междисциплинарными, осваивать междисциплинарное знание, так и нам нужно становиться междисциплинарными, - отметил Павел Музыка. - Дискуссия вокруг ИТ свелась к искусственному интеллекту, и к тому, что сейчас ключевой вызов на этом стеке стоит в новой дидактике, каким должно стать образование, как по-другому мы должны начать учить наших студентов, какими инструментами, чтобы с применением этих технологических новшеств развивать образование и студентов, чтобы они стали более зрелыми и подготовленными личностями».