Новости вузов

В ИОТ-университете стартует образовательное направление

ИОТ-университет открывает запись на программу повышения квалификации для проектных наставников, тьюторов и координаторов студенческих проектов, где они получат полезные инструменты организации проектного обучения. Также курс полезен руководителям курсовых работ, ВКР, проектной практики студентов для проектирования образовательного результата проектного обучения. Слушатели рассмотрят дидактику PBL (Projector/Problem Based Learning), изучат способы внедрения наставничества в педагогическую практику, различные модели и лучшие практики наставничества, разработают или уточнят модель наставничества для своего университета. Для действующих и опытных кураторов и наставников это возможность провести рефлексию своей практики, получить библиотеку материалов.

Тема проектного обучения активно обсуждается в повестке трансформации высшего образования, эксперты высшей школы обсуждали это на прошедшем ИОТ-слете и обсудят еще на предстоящей ИОТ-конференции в октябре. По мнению экспертов, далеко не все университеты понимают разницу между проектным обучением и проектной деятельностью. На самом деле, именно проектное обучение отвечает на основной запрос работодателей – запрос на выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и эффективно их решать, управляя командой либо работая в команде. В то же время не все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а проектная работа студентов зачастую никак не взаимосвязана с основной образовательной программой.
Несомненно, самим преподавателям необходимы особые знания по организации и сопровождению проектного обучения студентов. Именно об этом – курс ИОТ-университета «Наставник проектной команды: от идеи до результата», который пройдет с 7 ноября по 15 декабря (40 часов). Сам курс также устроен как проектное обучение, по окончанию курса выдается удостоверение о повышении квалификации.

Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка считает: «Наша консалтинговая практика показывает, что даже в топовых российских вузах есть большие проблемы с «проектным компонентом» учебных программ. Проблемы разные, но есть одна общая – в университетах нет достаточного количества эффективных и вдохновляющих наставников студенческих команд. Талантливый преподаватель совсем не обязательно будет столь же талантливым наставником, ведь наставничество – это отдельная практика, этому нужно учиться. Наш курс поможет начинающим и действующим наставникам оснаститься необходимыми инструментами для этой роли, а при достаточной мотивации – пересмотреть саму модель наставничества в своем университете».
Большинство вузов убеждено, что использует проектное обучение. На самом деле, как считают эксперты, подавляющее большинство либо вовлекают студентов в проектную деятельность (используют проекты в процессе обучения), либо пытаются обучить студентов управлению проектами.

Зачем проектное обучение университету, отметил на ИОТ-слете директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров: «Для университета основной выигрыш проектного обучения в том, что появляется возможность перейти от просто технической подготовки кадров к образовательному процессу, к образованию. Проектное обучение проектно и для тех, кто учится, и для тех, кто учит».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко подчеркивает, что с точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы: «Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета».
Проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета Алена Смыслова так оценивает ситуацию: «При реализации студенческих проектов в университете очень часто все заканчивается на уровне идеи. Будет ли проект реализован, доведен до внедрения в очень большой степени зависит от наставника проекта. Но в университетах традиционно работают преподаватели и научные сотрудники. Как правило, у них нет компетенций по управлению проектом, по работе с заказчиком, опыта работы в проектной методологии. В результате может возникнуть разочарование проектной деятельностью в вузе как таковой. Мы в ЧГУ проделали большую работу по подготовке наставников, и считаю, что только благодаря этому мы имеем успешный опыт реализации реальных проектов от реальных заказчиков. Я думаю, что курс «Наставник проектной команды» будет очень полезен всем преподавателям, которые руководят студенческими проектами».