—
Может ли искусственный интеллект стать помощником, например, для музыканта?— Безусловно. Уже сейчас ни одна образовательная программа по специальностям «Композиция», «Музыкальная звукорежиссура», «Музыкальное искусство эстрады» не обходится без использования искусственного интеллекта. Все известные современные композиторы работают в студиях звукозаписи с высокотехнологичным звуковым оборудованием.
Возможности генеративных нейросетей используются в основном при написании электронной музыки для кино, театральных постановок, мультфильмов — они могут помочь в поиске и синтезировании тембров, в наложении темброво-композиционных элементов.
Композиторы, которые работают в жанре академической музыки, вряд ли будут пользоваться искусственным интеллектом. Среди профессионалов, кто пишет акустическую музыку с реальными звуковыми музыкальными инструментами, это считается дурным тоном.
— Допускаете ли Вы, что в жанре академической музыки искусственный интеллект когда-нибудь, пусть не в ближайшие годы, научиться создавать произведения уровня Шостаковича и Свиридова?— Абсолютно отрицаю. В лучшем случае машина создаст копию или стилизацию под какой-либо музыкальный жанр. В творчестве высокого полета, особенно в академическом, акустическом, технология никогда не напишет произведения уровня великих композиторов.
— Что ж, время покажет. Новые технологии тем и интересны, что их потенциал пока не до конца известен. А пока давайте вернемся в прошлое. Ваш институт основан 90 лет назад. Как Вы считаете, сегодня вуз всё еще тот, каким его задумывали при создании, или цели изменились? — Жить в обществе и быть свободным от него нельзя, как мы знаем, а значит, и нашему институту нужно подстраиваться под потребности социума. Наше учебное заведение было основано в 1934 году как музыкальный техникум. Статус вуза мы получили 30 лет назад, из них около 15 лет мы были классическим музыкальным вузом, наподобие большинства консерваторий, с традиционным набором музыкальных специальностей.
Сегодня мы обучаем специалистов во всех видах искусств, плотно сотрудничаем с оперным и драматическими театрами, филармонией и работаем по конкретным заказам. К примеру, в этом году театр делает нам заказ на подготовку определенного количества артистов балета, в следующем году — снова заказ, и мы проводим еще один набор. Если труппы укомплектованы, у нас перерыв в наборе.
Почти каждый год мы открываем новые специальности высшего и среднего профессионального образования. В этом году впервые набираем на новую специальность «Мультимедийный дизайн и анимация». В ближайших планах — лицензировать направление звукорежиссуры.
— В Вашем институте действует система студенческих научно-исследовательских лабораторий. Расскажите, пожалуйста, об их работе.— Творческие люди не очень любят писать, они больше любят играть, танцевать, петь. Но поскольку институт все-таки должен поддерживать научную работу, мотивировать студентов к этому виду деятельности, мы придумали такую форму, как студенческие научно-исследовательские лаборатории. Их у нас больше 10. Самые популярные — «Герои Великой Отечественной войны в наших семьях», где студенты изучают историю страны через историю своего рода, и «Жизнь как творчество», лаборатория, которая посвящена биографии деятелей искусства в преломлении с их педагогической деятельностью. Есть лаборатории по фольклору, вокальному исполнительству, в которых студенты собирают научный материал, работают с архивами, фотодокументами, готовят доклады для научных конференций, публикуют статьи в журналах и таким образом приобретают компетенции в области исследовательской деятельности.
— Вы отметили, что творческие люди не очень любят писать — во всяком случае, им гораздо интереснее проявлять свои таланты на сцене или каким-то иным способом. А что насчет чтения? По результатам 2023 г. Ваш институт — в 10-ке самых читающих вузов культуры и искусств и в топ-20 вузов с самым востребованным контентом в «
Консорциуме сетевых электронных библиотек»
, проекте, который объединяет электронные библиотеки 394 образовательных организаций. Как Вы оцениваете эти итоги, как они могут влиять на образовательный процесс в институте? Важны ли они для Вас как для ректора? — Для меня это прежде всего показатель замечательной педагогической работы наших преподавателей, которые мотивируют студентов на чтение, побуждают их обращаться к электронным библиотекам, к цифровому научному и учебному контенту.
Это важный показатель уровня ценностных ориентиров наших студентов. Раз они предпочитают собирать информацию из проверенных источников, значит, им интересно в профессии, которую они осваивают, значит, они мотивированы на повышение профессионального мастерства, а это понятие широкое и включает не только творческие умения.
Мне как музыканту проще пояснить на таком примере: если пианист прекрасно играет пассажи, обладает хорошей техникой, но ему нечем поделиться со своими слушателями, — он никому не будет интересен. Музыка, как и любой вид искусства, — это в первую очередь художественная коммуникация, это желание донести художественную мысль до тех, кто тебя слушает, смотрит. Если у человека нет ничего за душой, в голове и в сердце, то и донести ему нечего, и это всегда заметно. Образованная чуткая публика сразу всё понимает.
Чтобы быть интересным для своих слушателей и что-то из себя представлять в профессии, нужно быть хорошо образованным человеком, разбираться не только в современной культурной жизни, но и в истории культуры. Посмотрите, как работает Владимир Теодорович Спиваков, один из самых известных дирижеров и скрипачей, художественный руководитель камерного оркестра «Виртуозы Москвы»: оркестранты ловят каждое его слово, потому что он не просто объясняет, как играть, он приводит множество музыкальных примеров и художественных ассоциаций, чтобы погрузить музыкантов в историческое прошлое и образный мир произведения, которое они исполняют, описывает жизненные обстоятельства композитора, вдохновившие его и послужившие импульсом к созданию музыки. Если дирижер этого не знает, а только показывает, какой лад зажимать, от него быстро разбегутся все музыканты.
То же самое мы говорим нашим студентам: если вы хотите стать действительно успешным исполнителем, вы должны быть в первую очередь личностью, человеком образованным, высокоинтеллектуальным, культурным, читающим и интересующимся.