— Янина Александровна, в отчете о самообследовании Короленковского университета отмечено, что его миссия состоит в подготовке специалистов нового типа в области образования и социальной сферы. Какой он, этот новый тип специалистов, какими профессиональными и «мягкими» навыками обладает? Какие инновации в педагогической сфере необходимо учитывать при подготовке учителей будущего?
— Думаю, стоит начать с «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» — основного документа, которым мы руководствуемся в своих образовательных программах. В нем отражены принципы российской государственной политики в области подготовки кадров для всех ступеней системы образования. Помимо главных тезисов — формирования единого образовательного пространства, единых подходов в подготовке будущих учителей во всех вузах страны и системы непрерывного педагогического образования — в этой концепции также обозначено включение российской педагогики в инновационную среду. Что это означает на практике?
В педагогических вузах появились новые образовательные пространства, которых до этого никогда не было: кванториумы, технопарки универсальных педагогических компетенций, площадки для проведения демонстрационного экзамена. Это большой рывок в плане того, что все участники образовательного пространства вынуждены пересмотреть свои традиционные взгляды на подготовку кадров и освоить новые компетенции, чтобы в этих пространствах чувствовать себя полноправными участниками.
Все наши студенты и ученики психолого-педагогических классов вовлечены в эти пространства, проводят в них научно-исследовательские, творческие работы, учатся разрабатывать проекты и воплощать их на практике.
Надо сказать, что среди профессорско-преподавательского состава поначалу не все с доверием отнеслись к новым образовательным пространствам, были те, кто считал всё это ненужным. А теперь преподаватели сами записываются в аудитории технопарков и предлагают для них новые интересные формы работы, в том числе с оборудованием. Все уже знают, что такие же уникальные пространства появляются в школах, и если по окончании вуза выпускник придет работать учителем и впервые всё это увидит, не зная, что с этим делать, — это большой минус, прежде всего, качеству подготовки в том педагогическом вузе, где он обучался.
Другой пример — виртуальная реальность, технология, которая становится все более популярной в образовании. Она позволяет создавать окружение, в котором дети могут учиться, пробовать свои навыки, влюбляться в ту или иную область знания, при этом не покидая класса. Наши преподаватели тоже с нуля осваивали эту технологию, а сегодня у них уже разработано несколько форм применения VR в образовательном процессе. Аудитория, где ведется обучение с использованием технологий виртуальной реальности, занята всегда.
У нас есть интересный опыт в создании цифрового образовательного контента: онлайн-лекций, видео-мастер-классов, инструкций. Мы знакомим с ними всех педагогов и студентов. Для будущих учителей, особенно из сельской глубинки, это возможность существенно расширить знания в сфере цифрового образования.
Вернулись мы и к хорошо забытому старому — к функции воспитания. Вернее наш вуз, благодаря моим предшественникам-руководителям, никогда и не вытеснял эту функцию из образовательной деятельности. Сегодня педагог превращается в фигуру, которая определяет качество личности своих учеников и студентов. А значит, новые требования выдвигают и к личности учителя, его знаниям и нравственным качествам. Современный педагог должен быть, безусловно, патриотом, лидером, примером, наставником. Его урок должен быть интереснее соцсетей, убедительнее фейков. Учитель должен быть постоянно готов к изменениям, к получению новых знаний и уметь критически их оценивать.
Всё это мы хорошо понимаем, а вот как это привить, как развить в личности будущего учителя? По моему мнению, уделять много внимания той образовательной среде, в которой находится наш студент. Развивать в нем стремление к саморазвитию, обучаемость. Мы готовим специалиста, который будет работать с умами и душами детей, а это колоссальная ответственность. Учить учителей — это вообще достаточно трудная задача.
— Вы говорите о патриотическом воспитании будущего учителя. Что Вы вкладываете в это понятие? И как вузу измерить свой вклад в патриотическое воспитание? Это же ни в граммах, ни в секундах не выразить.
— Однозначно это никак не измерить! Патриотизм — это не только про любовь к Родине. Для меня быть патриотом, в широком смысле, — быть человеком с устойчивыми нравственными ценностями, любить свою семью, свое дело, служить ему честно.
— Короленковский университет ставит перед собой задачу «позитивно изменить педагогическое мировоззрение личности, стереотип выпускника института». Что именно Вы считаете важным изменить в мировоззрении педагогов и в стереотипных представлениях о них? Каким образом этого добиться?
— Это такая амбициозная задача, потому что мы понимаем, что по крайней мере в своем регионе мы как вуз ответственны за все образование, да и не только, кстати, за образование. Наши выпускники работают не только в педагогике, хотя больше всего сложностей мы видим именно в учительской профессии.
Молодому учителю волей-неволей придется решать вопросы дисциплины, отчетности, при этом справляться с высокой нагрузкой и постоянной коммуникацией. В преодолении этих трудностей в том числе заключается смысл профессии учителя. Миссия педагогических университетов не сводится только лишь к подготовке профессионалов, которые будут выполнять эти задачи, она в любом случае шире и заключается также в формировании педагогической культуры, общего педагогического мировоззрения. Сегодня профессия учителя должна воплощать в себе национальные идеалы, а его мировоззрение — еще и профессиональные смыслы.
Как этого добиться? На мой взгляд, высоким профессионализмом преподавателей в вузе, а также системой воспитательной, творческой работы, в которую мы погружаем студентов. Сегодня, когда мы анализируем, как нам удалось сохранить нашу воспитательную работу, в первую очередь, в сложные 1990-е годы, становится ясно, что мы в свое время не избавились бездумно от всего того, что было в советской системе образования, а постарались все это преобразовать.
— Какие результаты научной деятельности университета Вы планируете коммерциализировать и как?
— Я вижу тут два наиболее перспективных направления, в которых мы уже имеем опыт. Первое — это прикладные и экспертные исследования по заказам организаций реального сектора экономики или общественных организаций. У нас есть опыт проведения социологических исследований, исследований, посвященных развитию общественных явлений, опыт лингвистической экспертизы. Потенциал для развития этого направления у научного сообщества вуза огромный.
Второе направление — развитие инновационных программ дополнительного образования для детей и взрослых на основе серьезных научных исследований. Приведу пример: недавно наш вуз реализовал программу дополнительного образования для сотрудников заводов Госкорпорации «Росатом». Разработка программы потребовала не только обращения к педагогике и психологии, но и к андрагогике, необходим был серьезный научный анализ подготовки к педагогической деятельности сотрудников непедагогической сферы, которые готовы делиться своими знаниями в школах, СПО, вузах.
Еще один пример — инновационный технопарк дошкольного и начального образования, где команда педагогов ведет исследования в области дошкольной психологии и дефектологии, подготовки будущего воспитателя детского сада, развития воспитательного потенциала семьи. Результаты исследований применяются для организации обучения в вузовских центрах «Дошкольник» и «Росток».