Мы собираем cookies

«Уехать из Москвы за знаниями: как региональному вузу привлечь столичных абитуриентов»

Интервью с исполняющим обязанности ректора Тверского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ Александром Сонисом.

Почему столичные абитуриенты едут учиться в региональный вуз? Как сформировать интеллектуальный капитал будущего врача и почему без мягких навыков не обойтись в медицинской профессии? В интервью исполняющий обязанности ректора Тверского ГМУ Минздрава России рассуждает об образовательной миграции и вызовах медицинского образования на ближайшие годы. Александр Сонис поделился личным опытом работы в вузе и в системе практического здравоохранения и своим видением, почему сегодня врачам интереснее лечить, чем учить.


«...сегодня, в наш век конкуренции, близость столичного региона надо расценивать не как заведомо проигрышную позицию для себя, а как возможность развивать свои сильные стороны».
Александр Григорьевич, типичная сложность для вузов в регионах, территориально близких к Москве, — отток сильных абитуриентов в столицу. Существует ли для Тверского ГМУ такая проблема?

— Предстоящая приемная кампания в Тверском ГМУ будет для меня первой — я назначен исполняющим обязанности ректора в декабре 2024 года. Тем не менее, я уже ознакомился с данными и с удивлением узнал, что в Тверском государственном медицинском университете много студентов с московской пропиской или регистрацией.

Отток абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ из Твери в столичные вузы, безусловно, существует. И все же это движение, эта образовательная миграция идет в обе стороны: как тверские абитуриенты едут в Москву, так и московские выпускники едут на обучение в Тверь, особенно по тем направлениям подготовки, которые у нас традиционно сильны. Основные причины: нехватка баллов для поступления в столичные вузы, стремление к более спокойной жизни в небольшом городе, финансовые возможности семьи — в Москве далеко не все живут богато, а жизнь там дорогая. В Тверь из Москвы можно приехать на электричке меньше, чем за два часа. Многие так ездят работать или учиться в столицу и наоборот.

Мне кажется, что сегодня, в наш век конкуренции, близость столичного региона надо расценивать не как заведомо проигрышную позицию для себя, а как возможность развивать свои сильные стороны. Тогда к нам поедут и абитуриенты, и ординаторы, и преподаватели.
Миссия Тверского ГМУ заключается в формировании не только прочной базы теоретических и практических знаний, но и интеллектуального капитала. Поясните, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, составляет интеллектуальный капитал современного врача?

Современный врач лишь наполовину состоит из профессиональных компетенций. Все остальные компетенции — общежизненные.

Сегодня без должного уровня интеллекта невозможно на одном лишь авторитете врача убедить пациента в правильности или неправильности лечения. Особенно если вы работаете с продвинутым, хорошо информированным пациентом. Не говоря уже об организационных способностях врача, об умении быстро принимать решения, что тоже зависит от того, насколько хорошо в мозге функционируют нейронные связи. Плюс умение грамотно спланировать свое время, работать с электронными информационными системами. Все это компетенции современного врача, которые напрямую не связаны с его профессиональной деятельностью, но необходимы ему в работе.
— Поговорим подробнее от том, как закладываются эти компетенции. В сентябре 2023 года для подготовки будущих абитуриентов у Вас появилось новое структурное подразделение — гимназия. Расскажите, пожалуйста, для тех Ваших коллег, у кого есть планы по созданию собственной школы на базе медицинского университета, — к чему стоит быть готовыми?

— Гимназия как подразделение вуза была создана при предыдущем руководстве, и я как человек новый в университете могу лишь оценить это решение как очень важный шаг, результаты которого уже заметны.

Сейчас в гимназии обучаются 150 человек. У меня была возможность пообщаться с учащимися и с педагогами, хочу отметить, что гимназисты хорошо адаптированы к университетской среде. Они много времени проводят в зданиях университета, общаются со студентами, участвуют в научных и культурных мероприятиях университета. После такого подготовительного периода ребята, во-первых, гораздо легче адаптируются на первом курсе обучения в вузе, а во-вторых, имеют возможность понять, что медицина не их призвание. Это тоже важно, потому что по своему опыту работы в деканате и на кафедре я знаю, что в медицинском университете всегда есть студенты, которые воплощают амбиции своих родителей, а не следуют своему желанию. Лучше понять это в школе, честно признать, что вы не готовы работать в медицине, и выбрать другую специальность еще до поступления в вуз.
— По Вашим наблюдениям, какие последствия у того, что человек вопреки своему желанию все-таки остался в медицинском университете, потому что решил: раз уж поступил — надо учиться, закончить, получить диплом?..

— От этого выбора мучаются все: сам студент, его преподаватели, потому что учат человека без мотивации, родители, которым неприятно, что ребенок учится слабо, не успевает.

Бывает, люди поступают, неплохо учатся, но потом медицину как сферу деятельности не выбирают. Это тоже неплохой вариант, потому что медицинское образование предоставляет возможности работать в разных сферах.

Жизнь все равно все расставит по своим местам.
— Со многими ректорами мы говорим о таком вызове для образовательного процесса медицинских университетов, как быстрое устаревание обучающего контента. Медицина развивается быстрее, чем пишутся учебники. В Тверском ГМУ активно используются собственные методические и дидактические материалы. За счет чего удается сохранять их актуальными?

— Медицинская информация действительно быстро меняется, но основополагающие базовые знания остаются прежними. Со времен моего выпуска из вуза в начале 90-х не изменилась анатомия, гистология, практически не изменилась биохимия. Совершенствуются в основном технологии получения результатов анализов, способы и подходы к обучению, особенно в клинических дисциплинах, где многое зависит от оборудования и лекарств, в этих сегментах действительно все меняется быстро.

Чтобы успевать за этими изменениями, в университете действует редакционный издательский центр. Преподаватели регулярно разрабатывают актуальную методическую документацию и дидактические материалы как для российских, так и для иностранных студентов.

Доля учебного контента, созданного нашими преподавателями, составляет в библиотечном фонде вуза в среднем 20–25%. По фундаментальным дисциплинам эта цифра может доходить до 40%, по клиническим, наоборот, меньше — до 10%.
«...основная часть научных исследований должны быть прикладными и сразу идти в учебный процесс для студентов, ординаторов, либо в циклы ДПО».
Здесь стоит сослаться на исследование Высшей школы экономики, которое показало, что преподаватели, вовлеченные в научные исследования, часто не заинтересованы в том, чтобы упаковывать результаты своих прикладных исследовательских проектов в востребованный образовательный продукт — например, в новую программу ДПО. Как, на Ваш взгляд, можно поддержать сотрудников вуза совмещать два этих направления деятельности?

— Мой учитель, академик Геннадий Петрович Котельников, точно сформулировал: у медицинского университета есть три основные задачи — учить, лечить и заниматься наукой. Все эти три направления должны быть переплетены.

Занятия наукой ради науки тоже имеют место быть, потому что существуют исследования, целесообразность которых становится очевидной спустя 20–30 лет после их проведения. Но основная часть научных исследований должны быть прикладными и сразу идти в учебный процесс для студентов, ординаторов, либо в циклы ДПО.

Дополнительное профессиональное образование должно стать у нас одним из критериев эффективности любого преподавателя. Сейчас мы это направление перестраиваем. В предыдущий период вуз реализовывал курсы ДПО по госзаказу, исходя из потребностей практического здравоохранения. В планах сделать так, чтобы через 2–3 года университетский портфель курсов был насыщен короткими циклами ДПО, востребованными среди действующих врачей, которые бы те могли проходить без отрыва от основной работы. В таких небольших программах как раз можно будет активно показывать все актуальные прикладные научные разработки, а классические большие циклы повышения квалификации и переподготовки насыщать контентом, который разрабатывают ученые университета.
«Сейчас успешному врачу гораздо интереснее и выгоднее заниматься лечебной работой, чем педагогической деятельностью».
Александр Григорьевич, до назначения и. о. ректора Вы в течение 11 лет заведовали кафедрой общей хирургии, клиникой пропедевтической хирургии, возглавляли сеть многопрофильных медицинских клиник в Самарском регионе. Вы знаете медицину и со стороны подготовки кадров, и со стороны практического здравоохранения, в том числе частной медицины. Есть ли у Вас предположения по поводу того, что будет главным вызовом для медицинских университетов в ближайшие 2–3 года?

— Думаю, в первую очередь необходимо будет работать над организационными вопросами. Государство направляет много средств как на среднее профессиональное, так и на высшее медицинское образование, а процент трудоустройства и «доезда» выпускников до сельских территорий не такой высокий, как того требуют обстоятельства. Повышение этого показателя и будет главным вызовом для медицинских университетов. Для этого все больше внедряется целевое обучение. В Госдуме рассматривается вопрос о вариантах распределения бюджетных выпускников в систему практического здравоохранения, где они должны будут отработать несколько лет после окончания вуза. И, конечно, нацпроекты, на которые расходуются огромные средства. Университеты продолжат участвовать в этих проектах, развивать для этого свои клинические базы и медицинские центры.

Еще один вызов — это привлечение преподавателей в вуз. Я хорошо помню, что в советское время лучшие врачи стремились стать преподавателями. Им предоставлялась хорошая заработная плата, социальные блага. Лет 40 назад со мной на кафедре работал доцент, в прошлом — главный врач центральной районной больницы. После защиты кандидатской диссертации он оставил свой пост и стал ассистентом кафедры. В те времена это был огромный профессиональный рост: от главного врача ЦРБ до ассистента на кафедре института. Сейчас успешному врачу гораздо интереснее и выгоднее заниматься лечебной работой, чем педагогической деятельностью.
«Если вы меня спросите, кто я в первую очередь — ректор, преподаватель или врач, — я всегда отвечу, что прежде всего я врач.».
А как же желание передавать опыт следующему поколению?

— В медицинском университете обучаются на врача, и преподавательская деятельность не является продолжением врачебной. Вот есть, например, профессия «летчик-испытатель», а профессии «врач-преподаватель» — нет.

Если вы меня спросите, кто я в первую очередь — ректор, преподаватель или врач, — я всегда отвечу, что прежде всего я врач. Это моя основная профессия, которая обрастает административными, педагогическими и прочими обязанностями.

Передавать опыт важно, но сегодня врачи, оценивая свои перспективы в педагогической и лечебной работе, скорее выберут второе.
— А почему выпускники не доезжают в сельские медучреждения?

— Каждый выпускник хочет трудоустроиться на базу, где есть современное оборудование, комфортные площади, где работает опытный состав. Работа врачом в отдаленных районах — это всегда большая ответственность за жизни и здоровье пациентов, потому что там рядом может не оказаться нужной аппаратуры или коллеги, с которым можно посоветоваться по сложным случаям. С другой стороны, трудности заставляют глубже осваивать свою профессию, быть ответственнее.
— Что тогда может замотивировать выпускника поехать работать в отдаленный район? И какую роль в этом играет то самое призвание, понимание того, что его знания и умения особенно необходимы людям там, где нет современных клиник и именитых врачей?

— Надо делать ставку на тех выпускников, кто приехал учиться из этих регионов и районов. Законодательство предусматривает серьезные штрафные санкции за неисполнение условий целевого договора. Развивать при университетах центры карьеры и профориентации, где студентам будут объяснять, что вариант поехать в центральную районную больницу и поработать там несколько лет может дать им такой колоссальный опыт и профессиональный рост, какой они не получат за спинами коллег в большом лечебном учреждении.
20 мая / 2025
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.