— А вообще агробизнес будущего, он какой? — Это сельхозорганизации с цифровым биотехнологическим укладом, где на смену автоматизированным системам прошлых поколений должны будут прийти роботизированные ресурсосберегающие интеллектуальные технологии.
Один из таких проектов мы уже реализуем в нескольких регионах — вместе с нижегородской компанией создаем роботов для молочных ферм.
Вместе с тем, я убежден, что в условиях глобальной цифровизации важно сохранить многоукладность аграрной экономики, сберечь фермерство, потому что это залог развития сельских территорий и в целом российской глубинки.
— Как в сотрудничестве с индустриальными партнерами Вы формулируете цели вуза так, чтобы они работали на развитие университета?— Цель у нас вполне «земная»: мы должны разделить ответственность за положение дел в отрасли с нашим регионом, а если смотреть шире, то и со всем Приволжским федеральным округом. Университет отвечает не только за кадровое обеспечение, но и за научное сопровождение, за технологический мониторинг, и должен содействовать социально-экономическому развитию своего региона.
Нижегородский ГАТУ не отделяет себя от Нижегородской области: наши эксперты работают в составе аграрного комитета Законодательного собрания региона, общественного совета при Министерстве сельского хозяйства, включены в комиссию по грантовой поддержке начинающих фермеров. Мы и дальше продолжим участвовать в подобных инициативах и объединениях.
— Вы отметили, что планируете развивать совместно с предприятиями-партнерами базовые кафедры. Вполне вероятно, в дальнейшем там могут появиться перспективные исследовательские и образовательные направления. Как в Вашем университете происходит выбор лидера проекта или структурного подразделения, у которого есть потенциал стать флагманским для всего вуза?— Нижний Новгород — один из крупнейших городов-миллионников в Поволжье, центр притяжения для многих специалистов из регионов, которые приезжают к нам реализовать свой потенциал. И мы, конечно, присматриваемся к их кандидатурам.
Потенциальных лидеров, которые бы смогли возглавить наши проекты, мы находим и отбираем на базе регионального корпоративного университета, где проводятся всевозможные карьерные тренинги.
В то же время, я сторонник того, что лидеров нужно взращивать из своих молодых специалистов, поэтому большое внимание мы уделяем формированию кадрового резерва, политике наставничества.
— А где ректору вовне искать кадры для управленческого корпуса? Как определить, кого из сотрудников стоит отправить учиться, повышать квалификацию? — Всё зависит от стоящей перед университетом задачи. Например, сейчас мы активно занимаемся генотипированием сельскохозяйственных животных, и под это направление наши заведующие кафедрами и проректоры проходят программы повышения квалификации на базе Национального центра генетических ресурсов сельскохозяйственных животных во Всероссийском институте животноводства имени Л. К. Эрнста в Подольске.
То же самое по растениеводству. Руководители подразделений проходят обучение на базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова в Санкт-Петербурге.
Плюс у нас развиты сетевые формы взаимодействия с нижегородскими вузами. Есть интересные проекты по повышению квалификации по агробио- и, медицинским технологиям и питанию с медицинским университетом, в которых мы тоже участвуем, причем бесплатно в рамках программы «Приоритет 2030».
— Поговорим об образовательном процессе в агротехнологическом университете. В числе недавно утвержденных приоритетных направлений научно-технологического развития значится высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство. Что именно аграрные вузы могут привнести для достижения этой цели? Что наиболее важно в этом сегменте?— В соответствии с этим указом мы уже начали менять магистерские программы по агрономии и устойчивому земледелию, добавляем в их содержание модули, связанные с устойчивостью к изменениям климата и природной среды, к проблемам почвенного плодородия. Запустили магистерскую программу по селекции, племенному животноводству для формирования высокопродуктивных молочных стад крупного рогатого скота. Сейчас это приоритет всей нашей системы образования, которую мы скорректировали с учетом междисциплинарного подхода и актуальных требований. На первое место у нас выходят агробиотехнологии, селекция и семеноводство, формирование продуктивных качеств сельскохозяйственных животных с помощью генотипирования и других современных технологий.
Большое внимание уделяется такому направлению, как устойчивость к заболеваниям сельскохозяйственных животных. У нас есть хорошая научная школа, связанная с системами управления заболеваниями в ветеринарном обеспечении, и мы, разумеется, продолжим развивать это направление.
Еще из актуальных целей — создание персонифицированного лечебного и функционального питания. В этом году мы открыли программу подготовки по пищевым биотехнологиям с учетом требований к качеству и специфике питания для разных групп населения.