«Университет делит ответственность за положение дел в отрасли со своим регионом»

Интервью с ректором Нижегородского государственного агротехнологического университета Игорем Воротниковым.
Ректор Нижегородского ГАТУ делится своим опытом взаимодействия с региональными агропредприятиями, органами власти и другими вузами и размышляет о будущем цифровой аграрной экономики.

Игорь Леонидович, мы встречались с Вами года три назад, в Саратове, когда Вы были проректором по научной и инновационной работе в Вавиловском университете, а теперь беседуем с Вами в Вашей новой должности — ректора Нижегородского ГАТУ.

Да, так получилось, что в начале 2023 года я приехал на нижегородскую землю, о чем не жалею ни секунды. Работаю с хорошим коллективом, в хорошем вузе с большими перспективами.

— С этого и предлагаем начать. В программе развития Нижегородского ГАТУ отмечена «необходимость осуществления качественных трансформаций». Что Вы считаете нужным в первую очередь изменить в вузе?

— Прежде всего мы трансформируем образовательную составляющую нашей деятельности. Открываем новые междисциплинарные направления, развиваем непрерывное аграрное образование, СПО и ДПО.

Задача — сохранить базовые процессы, всё, что накоплено в университете годами, и прибавить к ним новые направления работы, связанные с генерацией знаний, их апробацией и тиражированием. Уже есть результаты — мы одними из первых в России включили в свой состав в качестве структурного подразделения НИИ сельского хозяйства Нижегородской области.

И, конечно, чтобы стать полноценным агроуниверситетским комплексом, нам нужна цифровая трансформация.

— Лозунг Нижегородского ГАТУ: «Мы строим университет агробизнеса будущего!» Есть мнение, что в условиях современного рынка университетам практически нереально выпускать полностью готовых к работе специалистов. Вузам с их многолетними программами обучения тяжело угнаться за появлением всё новых навыков и микронавыков, необходимых бизнесу и производству. И всё же, судя по выбранному лозунгу, Вы к этому стремитесь. Как Вы достигните этой цели?

— Мы ориентированы на сельские территории, на сельскую молодежь, поэтому плотно сотрудничаем с местными предприятиями отрасли. В Нижегородской области порядка 50 мощных агропроизводств, и они заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с вузом, участвовать в формировании компетенций у будущих специалистов отрасли, открывать в регионе агроклассы. Особенно у нас силен птицеводческий кластер, поэтому с тремя крупными локальными птицефабриками мы открыли базовую кафедру птицеводства и намерены дальше двигаться в этом направлении в сотрудничестве с другими предприятиями местного агробизнеса.
«...убежден, что в условиях глобальной цифровизации важно сохранить многоукладность аграрной экономики, сберечь фермерство, потому что это залог развития сельских территорий и в целом российской глубинки».
— А вообще агробизнес будущего, он какой?

Это сельхозорганизации с цифровым биотехнологическим укладом, где на смену автоматизированным системам прошлых поколений должны будут прийти роботизированные ресурсосберегающие интеллектуальные технологии.

Один из таких проектов мы уже реализуем в нескольких регионах — вместе с нижегородской компанией создаем роботов для молочных ферм.

Вместе с тем, я убежден, что в условиях глобальной цифровизации важно сохранить многоукладность аграрной экономики, сберечь фермерство, потому что это залог развития сельских территорий и в целом российской глубинки.

— Как в сотрудничестве с индустриальными партнерами Вы формулируете цели вуза так, чтобы они работали на развитие университета?

— Цель у нас вполне «земная»: мы должны разделить ответственность за положение дел в отрасли с нашим регионом, а если смотреть шире, то и со всем Приволжским федеральным округом. Университет отвечает не только за кадровое обеспечение, но и за научное сопровождение, за технологический мониторинг, и должен содействовать социально-экономическому развитию своего региона.

Нижегородский ГАТУ не отделяет себя от Нижегородской области: наши эксперты работают в составе аграрного комитета Законодательного собрания региона, общественного совета при Министерстве сельского хозяйства, включены в комиссию по грантовой поддержке начинающих фермеров. Мы и дальше продолжим участвовать в подобных инициативах и объединениях.

— Вы отметили, что планируете развивать совместно с предприятиями-партнерами базовые кафедры. Вполне вероятно, в дальнейшем там могут появиться перспективные исследовательские и образовательные направления. Как в Вашем университете происходит выбор лидера проекта или структурного подразделения, у которого есть потенциал стать флагманским для всего вуза?

— Нижний Новгород — один из крупнейших городов-миллионников в Поволжье, центр притяжения для многих специалистов из регионов, которые приезжают к нам реализовать свой потенциал. И мы, конечно, присматриваемся к их кандидатурам.

Потенциальных лидеров, которые бы смогли возглавить наши проекты, мы находим и отбираем на базе регионального корпоративного университета, где проводятся всевозможные карьерные тренинги.

В то же время, я сторонник того, что лидеров нужно взращивать из своих молодых специалистов, поэтому большое внимание мы уделяем формированию кадрового резерва, политике наставничества.

— А где ректору вовне искать кадры для управленческого корпуса? Как определить, кого из сотрудников стоит отправить учиться, повышать квалификацию?

— Всё зависит от стоящей перед университетом задачи. Например, сейчас мы активно занимаемся генотипированием сельскохозяйственных животных, и под это направление наши заведующие кафедрами и проректоры проходят программы повышения квалификации на базе Национального центра генетических ресурсов сельскохозяйственных животных во Всероссийском институте животноводства имени Л. К. Эрнста в Подольске.

То же самое по растениеводству. Руководители подразделений проходят обучение на базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова в Санкт-Петербурге.

Плюс у нас развиты сетевые формы взаимодействия с нижегородскими вузами. Есть интересные проекты по повышению квалификации по агробио- и, медицинским технологиям и питанию с медицинским университетом, в которых мы тоже участвуем, причем бесплатно в рамках программы «Приоритет 2030».

— Поговорим об образовательном процессе в агротехнологическом университете. В числе недавно утвержденных приоритетных направлений научно-технологического развития значится высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство. Что именно аграрные вузы могут привнести для достижения этой цели? Что наиболее важно в этом сегменте?

— В соответствии с этим указом мы уже начали менять магистерские программы по агрономии и устойчивому земледелию, добавляем в их содержание модули, связанные с устойчивостью к изменениям климата и природной среды, к проблемам почвенного плодородия. Запустили магистерскую программу по селекции, племенному животноводству для формирования высокопродуктивных молочных стад крупного рогатого скота. Сейчас это приоритет всей нашей системы образования, которую мы скорректировали с учетом междисциплинарного подхода и актуальных требований. На первое место у нас выходят агробиотехнологии, селекция и семеноводство, формирование продуктивных качеств сельскохозяйственных животных с помощью генотипирования и других современных технологий.

Большое внимание уделяется такому направлению, как устойчивость к заболеваниям сельскохозяйственных животных. У нас есть хорошая научная школа, связанная с системами управления заболеваниями в ветеринарном обеспечении, и мы, разумеется, продолжим развивать это направление.

Еще из актуальных целей — создание персонифицированного лечебного и функционального питания. В этом году мы открыли программу подготовки по пищевым биотехнологиям с учетом требований к качеству и специфике питания для разных групп населения.
«Мы занимаемся созданием цифрового двойника поля...»
— Нижегородский ГАТУ в статусе опорного образовательного центра по направлениям цифровой агроэкономики участвует в Консорциуме образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования на базе Университета Иннополис. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом сотрудничестве.

Мы занимаемся созданием цифрового двойника поля, что позволит управлять работающей там сельхозтехникой, видеть, какие процессы идут на земле, где имеются потери, простои. Считаю, идем хорошими темпами, в том числе благодаря сотрудничеству с организацией, которая создает полностью цифровизированные фермы 4.0 — сейчас это тренд в аграрной роботизации.

Цифровое управление процессами в сельском хозяйстве экономит время и ресурсы, и за ним будущее отрасли, а значит, наш выпускник, помимо основных базовых дисциплин, должен владеть еще и цифровыми технологиями. Для этого в этом году мы открыли программу «Прикладная информатика в аграрной экономике» с приемом на бюджетное обучение.

— А что насчет создания модели «Цифрового университета» внутри самого Нижегородского ГАТУ? В Вашем вузе внедрены некоторые цифровые сервисы, такие как LMS, личный кабинет абитуриента и студента, однако в программе развития отмечено, что цифровой среде университета есть, куда расти. К чему вы стремитесь? Что в идеале сможет сделать в вузовской цифровой среде ваш студент или преподаватель через пару лет?

Студент получит доступ ко всем методическим и учебным разработкам и кейсам, созданным на наших кафедрах, к типовым агро-стартапам, чтобы быть готовым к выходу на собственный дипломный проект. Там же сможет найти свежую актуальную информацию обо всем, что происходит в отрасли, задать сопутствующий вопрос и получить на него ответ. Преподаватель сможет в онлайн-режиме анализировать и оценивать успеваемость студентов.

— Эксперты высшего образования отмечают, что прямо сейчас происходит смена технологического уклада в преподавании, а значит, преподавателей важно стимулировать к тому, чтобы они осваивали ранее не свойственные им компетенции, в том числе разработку цифрового образовательного контента, а не только вели монолог за кафедрой. Насколько это актуально для аграрного образования?

— А мы никак не сможем этого избежать — ни аграрные вузы, ни любые другие. К нам поступают люди, которые живут в цифровом мире с детства и привыкли получать информацию именно оттуда, поэтому наша задача — насыщать образовательную среду электронным контентом. Пока темпы этой работы еще недостаточно высоки, но дорогу осилит идущий.

Другой вопрос, что никакая «цифра» не заменит личного контакта студента аграрного вуза с преподавателем, не заменит выезд на поле, ферму или предприятие переработки. Качественное практическое обучение — основа образовательной деятельности аграрного университета. Пока мы не походим по полю, не поработаем своими руками на ферме, мы не освоим навыки ни агронома, ни агроинженера, ни механизатора.

— Игорь Леонидович, в завершение нашего разговора вопрос лично к Вам как к ректору. Если бы в резюме в графе «Достижения» Вам нужно было указать только один наиболее значимый для Нижегородского ГАТУ результат, что бы отметили Вы?

— Хотелось бы вместе со своей командой достичь простых, но, на мой взгляд, важнейших целей — быть полезными нижегородской земле, развиваться так, чтобы достойно звучать на региональном и федеральном уровнях.

Из значимых шагов, которые мы уже сделали для этого, я бы отметил включение в структуру университета регионального НИИ сельского хозяйства, о чем я говорил в начале. Надеюсь, в дальнейшем на его базе при поддержке Правительства РФ и благодаря выделенному гранту появится агробиотехнопарк.
P. S.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.08.2024 № 530 НГАТУ переименован в Нижегородский государственный агротехнологический университет имени Л. Я. Флорентьева.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.