— Планируете ли Вы трансформировать структуру университета?
— Да, причем как с формальной стороны, так и в части обновления роли институтов в деятельности вуза.
В ряде наших институтов кафедры располагаются в разных корпусах. Их нужно будет пересобрать так, чтобы все кафедры одного института находились в одном корпусе.
Мы намерены усилить роль институтов, чтобы они стали точками принятия решений, получили финансовые, управленческие и другие ресурсы. Что для этого нужно сделать? Рассчитать модель безубыточности под каждый институт. Для этого нужно понимать, какое там количество научных групп, какими исследованиями они занимаются, какое там количество студентов, чего мы ждем от института, на что делаем ставку. Подобная пересборка поможет понять, на что может претендовать университет в целом, и позволит спрашивать с каждого директора института как самодостаточной системы собственную стратегию развития. По такой модели работает Санкт-Петербургский Политех, и я считаю ее подходящей, особенно для больших вузов.
Как ректор я не скажу, как в университете развивать, например, архитектуру или геологию. Моя задача — вести архитекторов и геологов к индустриальным партнерам, помогать их находить, выстраивать контакты. Я должен все время своим подчиненным, своим структурам увеличивать возможности роста. Дальше каждый институт пусть сам находит свои модели развития, а его директор доказывает свою эффективность. Не доказал — меняем директора.
— Звучит очень конкретно и, прямо скажем, жестко. А как Вы планируете выстраивать кадровую политику, в особенности с преподавателями?
— Я считаю, нам нужно изменить привычку, уже ставшую идеологией, когда преподаватель берет максимальную преподавательскую нагрузку и при этом мало задействован в секторе науки и дополнительного образования. Давайте признаем честно: если преподаватель ведет больше трех пар в день, на четвертой качество его работы с аудиторией резко падает. Моя задача изменить эту парадигму и показать, что за счет грантов РНФ, за счет работы с индустриальным партнером преподаватель может зарабатывать больше, а его студенты, вовлеченные в грантовые проекты, могут привнести дополнительный ресурс для исследовательского материала.
Хотелось бы ввести в практику, что преподаватель посвящает несколько своих лекций теме собственной работы в рамках гранта РНФ или диссертационного исследования. Да, это выбивается за границы стандартного занятия, но это тот передовой материал, который студенты должны услышать. Если у лектора такого передового материала нет, значит он серьезно отстает.
Для преподавателей нефтегазового направления подготовки сейчас как раз хороший момент — Роснефть и другие компании организуют для них бесплатные курсы повышения квалификации. То же самое есть при Минстрое, где, помимо обучающей программы, можно получить доступ к соответствующему программному обеспечению.
Еще одна важная цель — изменить модель оценки работы преподавателя. Больше смотреть в сторону проверки остаточных знаний студентов и того, какие практические задачи для индустрии решает преподаватель — либо за счет грантовой системы, либо за счет взаимодействия с бизнес-партнером.
— У вас есть приглашенные преподаватели из числа сотрудников компаний индустриальных партнеров?
— Да, есть: в строительстве, компьютерных науках, нефтегазовом деле. Для нас важно, чтобы приглашенный преподаватель понимал, как работать с достаточно сложной аудиторией студентов.