«Университет — это звено в большой производственной цепочке»

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлией Антохиной.
Как ГУАП выбрал идеальную целевую модель на основе своих направлений деятельности — рассказывает ректор университета.

Правду легче реализовать
«Наша актуальная задача — готовить высококвалифицированных специалистов с навыками «четырех “К”»: умеющих работать в команде, коммуникабельных, с развитым критическим и креативным мышлением».
— Юлия Анатольевна, среди основных перемен в развитии ГУАП за последние годы — изменение методов ведения научной деятельности и выход на новые технологические рынки. Что Вы меняли в модели управления университетом, чтобы достичь этих результатов?

— За 82 года своей истории наш университет прошел все возможные этапы становления. Для того чтобы мы стали интересными студентам, полноценным игроком в цепочке бизнеса, в определенных отраслях экономики и производства, надо было пересмотреть и методики управления университетом, и содержательную часть его деятельности. Мы основывались в первую очередь на базисе, который есть в вузе, — ключевых компетенциях наших научных школ и образовательных программах.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов ГУАП, как и многие другие вузы, переживал колоссальную утрату заинтересованности молодежи и государства в инженерном образовании. Тогда университет расширил линейку образовательных программ за счет непрофильных направлений подготовки с коммерческим обучением: экономики, юриспруденции. Это дало возможность обеспечить себе финансовую подушку безопасности, устоять на ногах и вложить деньги в свое развитие, в обновление материально-технической базы.

После 2010 года, когда началось возрождение инженерной школы, стало очевидно, что пора возвращаться к своему предназначению и развивать потенциал инженерных, технических и технологических специальностей.

На современном этапе развития тех специальностей, что находятся в области наших компетенций, мы пересматриваем учебные планы и формируем их содержательную повестку совместно с работодателями. Для этого перестроили методы и форматы, создали новейшие лаборатории, собственную инженерную школу. Наша актуальная задача — готовить высококвалифицированных специалистов с навыками «четырех “К”»: умеющих работать в команде, коммуникабельных, с развитым критическим и креативным мышлением.

— В стратегических документах ГУАП вопрос о его будущем прописан максимально подробно и четко. То, каким Вы с командой стремитесь сделать университет к 2030 году в рамках программы «Приоритет 2030», — это не общие фразы, а поступательный план развития с конкретными показателями. Поделитесь, пожалуйста, как Вы его готовили? Приглашали ли Вы внешних экспертов в качестве консультантов?

— Благодарю вас за оценку нашей стратегии развития и хочу сказать, что всё, что написано в этой брошюре, — это то, чем действительно обладает университет. Мы четко понимаем свои проблемные зоны и вызовы, знаем, с кем мы конкурируем и куда движемся, поэтому этот документ получился таким ясным для понимания всему коллективу и заинтересованным лицам.

Над стратегией изменений вуз работал начиная с 2015 года. Мы действительно приглашали внешних экспертов, которые помогли нам посмотреть на себя со стороны, определить болевые точки и разработать дорожную карту для улучшения качества обучения и конкурентной устойчивости среди вузов не только Санкт-Петербурга, но и всей страны.

Особенно меня радует, что заинтересованность в подготовке этой стратегии проявили наши молодые сотрудники, выпускники ГУАП, достигшие к тому времени определенных карьерных успехов. Вместе мы представили свое видение, как нашему университету себя позиционировать.

Стратегия построена на четырех ядерных направлениях, которые целиком коррелируются с теми областями промышленности, где работают наши выпускники. Программа направлена на возвращение в университет исследовательской повестки, часть проектов которой до 2015 года была утеряна. Мы поставили цель возродить прикладную тематику в наших исследованиях.

Можно было просто что-то локально изменить, модернизировать, но мы взяли самую высокую планку и решились на трансформацию всего университета. Перестроили не только штатное расписание, но и стратегию коммуникации с работодателями. Для нас важно, чтобы студенты ГУАП были интересны им уже начиная с первого курса, а не на заседаниях выпускных экзаменационных комиссий.

— Целевая модель ГУАП строится на основе адаптации модели ромба Майкла Портера для современного университета. Почему Вы выбрали именно эту модель, а не пошли по пути определения статуса — допустим, исследовательского, опорного, предпринимательского вуза, как это делают многие университеты?

— Здесь всё просто: модель ромба Майкла Портера больше всего подходит нашему университету, она самая правдивая и понятная коллективу. Для нас это было очень важно, потому что если это будет правдой, то легко реализуется.

Чтобы прийти к этой концепции, мы провели большую аналитическую, статистическую и ознакомительную работу. Рассуждали так. Модель опорного вуза больше подходит региональному провинциальному университету, если он поддержан парой крупных производств. Для исследовательского университета важны большая доля фундаментальной науки и исследований, хороший процент аспирантов и их дальнейшая остепененность. Предпринимательский вуз предполагает существенное количество экономических специальностей.

Ни один из этих статусов не отражает в полной мере позицию ГУАП, у нас всего понемногу, и абсолютно все направления имеют право на развитие, ведутся как прикладные исследования, так и фундаментальные. Мы поняли, что можем тесно связать и переплести все эти факторы, и это запустит действительно трансформационные изменения в вузе.

— В качестве прототипов для целевой модели ГУАП Вы выбрали Университет Аалто и Делфтский технический университет. Как Вы анализировали опыт других вузов? По каким именно критериям определяли, чья концепция наиболее релевантна вашим целям?

— Два этих университета были выбраны по схожести направлений подготовки и характеру прикладных исследований. Мы определили это по анализу разработок, публикаций в научных изданиях и конференций, где вместе с ними присутствовал и ГУАП. Эти вузы схожи с нами по компетенциям, но на порядок успешнее с точки зрения финансирования, материально-технической базы и быстроты внедрения новых технологий в образовательный процесс. А отстаем мы потому, что не очень быстро двигались. Для того чтобы понять направление движения и набрать темп, нам нужны были опорные точки: на кого можно ориентироваться, к чьему уровню стремиться, с кем конкурировать. Причем важно было смотреть не только на профильные университеты в России, но и изучать мировой опыт.

Вызовы новой экономики
«Университет — это не самостоятельная единица в социогуманитарной сфере, это одно из звеньев большой производственной цепочки».
— Вернемся к четырем ядерным направлениям Вашего университета, о которых Вы упоминали и которые определят развитие вуза в ближайшие годы. К 2030 году ГУАП намерен стать локальным лидером в направлениях «Аэрокосмос», «Приборостроение», «Информационные технологии и искусственный интеллект», «Глобальные проблемы современности». Какие проекты внутри этих направлений Вы считаете наиболее приоритетными?

— Важнейшим для нас является проект «Aerospace R&D Centre» — центр компетенций мирового уровня по разработке высокоэффективных методик передачи, обработки, защиты и хранения данных для бортовых систем. Остальные стратегические проекты, которые описаны в программе развития университета, носят скорее сервисный характер и помогают качественно реализовывать приоритетный проект.

Для развития других направлений в ГУАП работает инженерная школа, которая базируется на проектном обучении. Сейчас там 11 лабораторий, которые созданы совместно с нашими партнерами. В них реализуется большое количество проектов, в основном магистерских — от создания электрозаправок и систем очистки электросетей до виртуальных игр.

Внедрение в учебные планы не только практик, но и чемпионатных линеек дало свои плоды с точки зрения быстрого освоения навыков и ознакомления студентов с новейшими технологиями.

Кроме того, в университете третий год работает акселератор технологического предпринимательства, где студенческие проекты оценивают не преподаватели, а внешние партнеры. Автор перспективного проекта получает возможность пройти стажировку на крупном производстве, а сам проект — уйти в разработку. В этом году в акселераторе приняли участие на 200 человек больше, чем в прошлом, что говорит о большом интересе к нему среди студентов.

— Вы планируете видоизменять модель образования по срокам обучения, переходить, к примеру, на схему 2+2+2?

— Новая модель подготовки кадров реализуется с 1 сентября 2022 года. Те студенты, кто сегодня заканчивает первый курс, следующие полгода будут обучаться по схеме 1,5 + 2,5 + 2. В течение следующего полугодия им необходимо будет выбрать один из трех треков, определиться, что их интересует, кем они себя видят: предпринимателем, инженером, технологом, ученым, исследователем. После индивидуального тестирования для каждого из них будет подобрана образовательная программа, по которой он будет двигаться дальше, к четвертому курсу.

Первокурсники, которые поступят к нам в приемную кампанию 2023 года, будут учиться по этой же схеме.

Что касается исполнения указа президента по внедрению новых форм обучения — общего базового образования и специализированной магистратуры — ГУАП не попал в перечень из шести университетов, которые должны разработать новую содержательную компоненту этих программ и укрупненных групп специальностей. Но мы сами проявляем инициативу и тоже пытаемся проложить себе этот путь по пяти программам. Среди них — «Робототехника» и «Авиационная и ракетно-космическая техника», которая включает в том числе подготовку специалистов для беспилотных мобильных систем. Это будет специалитет, или базовое основное образование, сроком до пяти лет, и магистратура с одним годом обучения.

По направлениям «Информатика, вычислительная техника», по всему, что связано с искусственным интеллектом, программированием, планируется пересмотреть учебный план. Скорее всего, это будет четырехлетнее обучение, потому что, как правило, программисты работают уже с третьего курса.

— Снова процитирую вашу программу развития: «В следующие 10–15 лет ожидается радикальная перестройка инженерно-технологических парадигм. Перед университетом встает вызов не только относительно подготовки специалистов, но и роли вуза в новой экономике». Какие вызовы готовит инженерному образованию новая экономика?

— Последние 20 лет мы были вовлечены в процессы глобализации экономики и производства. Когда мы принимали условия глобального мира, то предполагали свободный обмен знаниями, навыками, технологиями, свободное перемещение по миру. В итоге 80% всех научных разработок и новых технологий оказались в Соединенных Штатах и Европе. Мы принимали эти правила игры, они нам были удобны с точки зрения окупаемости. Всё это привело к тому, что в 2014 году в нашей стране появилось понятие «импортозамещение», а сейчас мы вообще находимся в условиях беспрецедентного количества санкций.

На сегодняшний день довольно трудно, даже при наличии реинжиниринга, провести замещение, потому что где-то нет технологии, где-то производств или программного обеспечения, компонентной базы, особенно в части радиотехники, электроники, связи. Это огромный вызов для всех отраслей, в том числе для образования.

Университет — это не самостоятельная единица в социогуманитарной сфере, это одно из звеньев большой производственной цепочки. Мы не можем готовить кадры только исходя из собственных желаний и возможностей. Вузы должны готовить кадры, которые нужны здесь и сейчас для научно-технологического развития любой отрасли нашей экономики. Обучать качественных специалистов, которые умеют думать стратегически, создавать проекты от момента рождения идеи до их утилизации.

Лестница в будущее
— Юлия Анатольевна, на что Вы потратите свободные 10 минут в рабочем графике?

— Я почитаю книгу. Люблю возвращаться к классической литературе, потому что на каждом этапе взросления эти произведения воспринимаются по-разному.

— Если бы у Вас было больше возможностей заниматься наукой, исследованиями, чем бы занялись?

— Сферой, которая связана с качеством жизни. Мне это близко с точки зрения управленческой деятельности, потому что управленец — это человек, который умеет брать на себя ответственность и ставить себя на место собеседника.

— Каким бы Вы хотели, чтобы запомнили время Вашего ректорства?

— Временем трансформации: от определения ключевых компетенций до их улучшения.

А еще я горжусь тем, что нам удалось привести в порядок первое здание нашего вуза — путевой дворец Екатерины II 1777 года постройки. В его центральной части есть винтовая лестница. Я сама, когда училась, и все последующие поколения студентов — мы все страдали от того, в каком плохом состоянии была эта лестница. Мечтала ее отремонтировать, и в этом году нам это наконец удалось. Оказалось, что эта лестница принадлежит к архитектурным достопримечательностям Эрмитажа, и ее ни разу до этого не ремонтировали. Так что трансформация у нас получилась не только содержательная, но и историческая.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.