— Это и есть опережающая подготовка инженеров?
— Это и про опережающую подготовку инженеров, и в целом про выстраивание гибкого образовательного маршрута.
Когда мы сделали с партнерами совместную программу, я спросил у них: а как же НИОКРы? Что такое образовательная программа без реальных исследований, без актуальной производственной повестки? Мы договорились, что будем работать по хоздоговорам, а наш профессорско-преподавательский состав и студенты включатся в проектную деятельность и будут вести ее вместе с индустриалами.
— Планируете ли Вы тиражировать опыт «Нового инженерного бакалавриата» в других направлениях подготовки?
— Да, в этом году хотим сформировать повестку для наших индустриальных партнеров в строительной отрасли, но, в отличие от бакалавриата для металлургов, заходить уже в специалитет. Надо смотреть вперед: индустриалы сподвигают нас на то, что в строительной индустрии надо возвращать специалитет, особенно в направлении строительства уникальных зданий и сооружений.
Еще мы хотим создать горный специалитет и тоже в логике модульной конструкции, с ориентацией на проектное обучение и большой объем практики.
Общая задача для всех этих образовательных программ для горняков и геотехнологов, геологов, строителей и архитекторов — привлечь в университет новую повестку НИОКР.
— Один из стратегических проектов СибГИУ связан с цифровыми производствами и цифровыми двойниками. Что представляет собой продуктовый результат этого проекта?
— У нас два стратегических проекта. Один из них мы уже запустили — это «Технологии устойчивого развития». Проект связан с экологической повесткой региона и стал для нас примером активного взаимодействия с нашими сетевыми, академическими, индустриальными партнерами из Беларуси, Донецкой и Луганской народных республик, с Распадской угольной компанией, с которой мы организовали совместный полигон.
Второй проект, о котором вы спрашиваете, пока не запущен, — он оказался более сложным в реализации, и мы пока в поисках руководителя, который его возглавит. Речь идет о цифровом инжиниринге. Суть проекта в создании модели, которая поможет нашим индустриальным партнерам оптимизировать себестоимость их основных продуктов. Промышленные модели цифровых двойников адаптируются к реальному производству больших агрегатов и помогают вносить инновации с помощью искусственного интеллекта, больших данных и цифровизации. Проект интересный, сложный, и, полагаю, в этом году мы обязательно найдем для него руководителя.
— Задача любого стратегического проекта в университете — запустить новые процессы, сподвигнуть команду пересмотреть прежние модели деятельности вуза. Поясните, пожалуйста, на примере экологического стратпроекта, который у вас уже реализуется, как его запуск изменил операционную деятельность в университете? Что сотрудникам пришлось делать по-другому, то, чего они раньше не знали, не умели, не применяли?
— Я на эти вопросы смотрю шире и всегда думаю в целом про регион, про город, а уже потом про университет, как бы странно это ни звучало от ректора. Почему так? Потому что все, что связано с экологией в Новокузнецке, неразрывно связано лично со мной. Я здесь родился, живу и работаю всю жизнь и, естественно, знаю, что вопросы экологии всегда были в тройке самых острых проблем.
Сегодня южная агломерация Кузбасса, столицей которой является город Новокузнецк, находится в крайне неблагополучной экологической ситуации, даже несмотря на реализуемую федеральную программу «Чистый воздух». Для нас заниматься технологиями устойчивого развития и переработкой отходов — это не фигура речи. Мы этим дышим, мы это пьем, мы этим живем.
Для примера приведу вам две цифры. Из 10 миллиардов тонн промышленных отходов, которые ежегодно образуются в Российской Федерации, 4 миллиарда тонн производит Кузбасс. Как вы думаете, как к этому относятся сотрудники университета? Они же всё это прекрасно знают и видят, живут и дышат этим. Я тоже почти 60 лет дышу этим воздухом, и меня это не устраивает. Поэтому когда под наш стратегический проект по экологии пришлось перезапустить некоторые процессы в университете, переделать организационную структуру, сотрудники отнеслись к этому с пониманием, потому что все осознают — оно того стоит, особенно в нашем городе.
— В апреле в СибГИУ прошли дни открытых дверей. Как Вы считаете, что больше всего впечатляет абитуриентов, которым рассказывают об инженерии, что вызывает «вау-эффект»: когда они видят новые разработки, общаются с самыми яркими преподавателями? Или, может, их зацепит крутая презентация образовательной программы?
— Инженер — это человек, который может сделать что-то своими руками. Для этого он должен научиться правильно читать документы. Я говорю не про регламенты, не про политики и приказы, а про чертежи, про детали машин, сопромат и теоретическую механику. Сначала всё это инженеру необходимо переработать, переосмыслить, и только потом включаются руки. То же самое с абитуриентами — им интересно сделать что-то своими руками, а для этого лучше всего подходит мастер-класс.
На днях открытых дверей мы показываем школьникам опыты и лабораторные явления в институте металлургии и материаловедения. Ребята вживую видят, как происходят физические, термомеханические процессы. У горняков есть цифровая безлюдная шахта — инструмент виртуальной дополненной реальности, который тоже очень впечатляет детей.
Мы приглашаем на дни открытых дверей наших индустриальных партнеров, которые читают интересные лекции, рассказывают о корпоративной культуре своих компаний, о карьерных перспективах, о зарплатах, которые тоже впечатляют — многие индустриалы предлагают специалистам шестизначные суммы.
Когда все это складывается вместе, тогда и получается вау-эффект.
— Алексей Борисович, мы обсудили с Вами столько изменений, которые уже произошли и сколько всего еще планируется в Вашем университете. Как всё то, чего Вы стремитесь достичь, каскадировать на всех сотрудников вуза, чтобы они тоже разделяли эти цели, чтобы каждый преподаватель, каждый администратор понимал, зачем нужны новые образовательные программы, почему вуз теперь по-другому работает с производственниками?
— Всё, что мы сделали, я бы не сделал без моего коллектива. Я, кстати, практически никого не взял с собой с производства по той простой причине, что, мне кажется, в СибГИУ всегда была сильная университетская команда. Я заряжен их идеями, и теперь это уже наши совместные идеи и наши первые командные успехи.
Сегодня наш лидерский штат составляют не менее ста человек. Чтобы их стало как минимум 700, административных сотрудников и преподавателей, нужны еще более серьезные результаты. Можно много рассуждать на тему результативности, продуктивности, эффективности, но пока ты не получишь конкретный результат, не реализуешь вместе со студентами, аспирантами, сотрудниками большой и важный проект не только для университета, но и для города, для социума, ты не привлечешь в эту лидерскую повестку больше людей. Так что продолжаем работать.