— С самого основания перед вузом стояла задача обеспечивать продовольственную безопасность и развитие рыбной отрасли страны. В 2022 году эта задача скорректировалась? Это как-то отразилось на образовательном процессе?
— 2022 год, конечно, внес свои коррективы. Во всех отраслях экономики поменялись логистические цепочки, рыночная конъюнктура, ушли многие крупные игроки.
Рыбная отрасль вообще очень уязвима, особенно в условиях истощения рыбных ресурсов, а в нынешней ситуации это прямая угроза нашей продовольственной безопасности, поэтому отрасль ищет возможные решения, в том числе через университеты.
Возьмем, к примеру, такое направление, как «Аквакультура». Аквакультурные предприятия производят всё больше продукции, и мы как ведущий отраслевой университет региона играем в этом направлении ключевую роль. Не только как кузница кадров, но и как источник новых перспективных исследований рыбохозяйственной науки. У нас для этого есть достаточно большой научный задел.
Ученые АГТУ получили финансирование на разработку технологий производства товарной продукции в сокращенной сроки, увеличения рыбопродуктивности товарных рыбоводных предприятий, и они очень востребованы в условиях новой рыночной конъюнктуры. Когда в 2022 году отрасль столкнулась с нехваткой кормов для рыб, которые в основном покупали в Европе, у нас в области построили завод по их производству. Предприятие использует рецептуры, созданные нашими учеными, и наши же преподаватели работают там научными консультантами.
Что касается изменений в образовательном процессе, то они, разумеется, тоже были внесены с учетом новых потребностей отрасли. Если раньше студенты-ихтиологи проходили практику в основном на предприятиях по искусственному воспроизводству рыб, то сейчас — чаще в товарных хозяйствах по производству ценных объектов аквакультуры, причем не только рыбы, но и беспозвоночных. Это уже стало трендом.
— Вы упомянули разработки Ваших ученых. Как Вы считаете, можно ли быть одновременно успешным исследователем и хорошим преподавателем? Или одно другому мешает?
— Вопрос неоднозначный. В идеале преподаватель высшей школы обязан быть еще и ученым. Но в реальности так происходит не всегда, и это вполне объяснимо.
Нельзя думать, что профессиональные компетенции предполагают только практический подход, это не верно. Профессиональные навыки современного выпускника включают не только набор определенных умений, но и глубокое понимание их теоретической основы. И без сомнения, для их развития важно взаимодействие как со специалистами-практиками, которые обязательно участвуют в каждой из реализуемых в нашем университете образовательных программ, так и с теоретиками, которые к тому же имеют значительный педагогический опыт в передаче своих знаний подрастающему поколению. Только в таких условиях формируются молодые специалисты, которые не только способны включиться в существующий производственный процесс, но и привнести в него новые идеи, инновации.
Кто-то уделяет больше внимания научным исследованиям, кто-то — методической работе, поэтому здесь надо найти определенную грань. Специалист может даже не получить ученую степень, но зато он проявит себя в преподавательской или воспитательной работе. Все эти направления в университете тоже важны.
— АГТУ включен во многие рейтинги: у вуза 10-я позиция в международном IAAR Eurasian University Ranking, место в топ-100 лучших вузов РФ, по версии компании hh.ru, а в рейтинге от сервиса SuperJob вы занимаете 19 место среди технических вузов России по уровню средних зарплат молодых IT-специалистов. Какие еще критерии Вы бы назвали ключевыми для оценивания эффективности вуза?
— Действительно, АГТУ участвует во многих рейтингах, и хотя я не считаю их главнейшими показателями работы, анализировать их результаты всегда интересно. По ним видишь, по каким направлениям коллектив провел серьезную работу, где и что университет упускает, на что необходимо обратить больше внимания. Однако, повторюсь, вуз живет не по показателям рейтингов, он живет по другим законам.
— По каким?
— Главное для университета — его студенты, комфортно ли им здесь, получают ли они то, ради чего поступили в вуз.