— Еще одно направление, которому Вы уделяете заметное внимание, — это развитие сетевых форм взаимодействия с другими вузами, со взаимным признанием курсов и программ обучения. Преимущества такого сотрудничества очевидны. А вот с какими сложностями может столкнуться вуз при реализации подобной формы работы?
— Вокруг сетевых форм межвузовского взаимодействия сейчас много хайпа и разной информации, но очень мало образовательных организаций, которые бы указывали себя совместно в одном дипломе либо параллельно выдавали два диплома одновременно. Я еще ни разу не видел реального диплома, в котором было бы написано, что его выдали две сотрудничающие организации, хотя, возможно, какие-то университеты и реализуют такой подход.
К примеру, у нас в рамках одной совместной образовательной программы технические дисциплины читают преподаватели из ГГНТУ, а управленческие — специалисты из Государственного университета управления из Москвы. Студенты этого направления получат один диплом, ценность которого заключается в том, что в нем будет отмечено: выпускник учился параллельно в двух вузах. Мы же хотим попробовать в этой концепции реализовать сетевую программу, по которой параллельно можно получить два образования за один и тот же срок и, соответственно, два диплома. Но тут появляются другие сложности. Может ли студент учиться на бюджетной форме одновременно в двух вузах? Может ли он параллельно учиться в двух университетах очно с учетом того, что запрета в чистом виде нет, при условии, что второе очное образование на контрактной основе? Нормативка говорит, что на бюджетной основе в двух университетах обучаться нельзя. В таком случае встает вопрос стоимости второго контрактного обучения в сетевом варианте, так как стоимость обучения в участвующих в сети вузов будет отличаться. Аналогичных вопросов на рабочем уровне появляется много в случае реализации сетевых программ, и эти вопросы требуют системного решения.
Все это приводит к необходимости постоянных переговоров с другими университетами, решению коллизий в количестве часов на преподаваемые дисциплины, в оплате труда преподавателей, особенно если они из разных регионов с разной экономикой. Поэтому мы сейчас активно ищем наиболее комфортные, минимально бюрократизированные формы сетевого взаимодействия и знаем, что в Минобрнауки над этим вопросом работают и есть даже отдельная рабочая группа.
— Вы планируете увеличить количество открытых онлайн-курсов и обучающихся на дистанционных формах обучения. К 2032 г. онлайн-технологии Вы намерены использовать в 60% учебных курсов вуза. К какому количеству студентов, обучающихся онлайн, Вы стремитесь?
— Онлайн-обучение, хоть и вызывает споры с точки зрения качества, но, как мы видим, по факту активно развивается. Крупнейшие образовательные платформы предлагают множество разных проектов и продуктов и уже переходят на уровень высшего образования. Если до недавнего времени онлайн можно было обучаться только на ДПО, то теперь EdTech вместе с вузами готовит бакалавров, и количество студентов, которые работают с этими платформами, растет многократно.
Этот рынок предлагает актуальные востребованные решения, и мы, вузы, на их фоне, конечно, менее поворотливы. Нам тоже нужно изучать эти продукты, думать, что мы можем предложить, не ухудшив качества образования.
Онлайн-обучение критикуют за то, что с его помощью не подготовить инженера, но ведь и на технических направлениях в вузе есть дисциплины, которые не сильно пострадают, если их перевести в онлайн-формат. Речь же идет не про целую программу, а лишь про отдельные предметы. К примеру, мы перевели в онлайн 16 дисциплин — лекций. Если историк читает одну и ту же лекцию для 50 групп, гораздо удобнее было качественно оцифровать эту лекцию, чтобы студенты могли ее послушать, когда и где им удобно.
Сейчас на цифровой платформе у нас зарегистрировано 1000 человек, мы планируем увеличить эту цифру до 10–20 тысяч. Для этого нам нужна соответствующая ИТ-инфраструктура и техническая поддержка минимум из сотни специалистов.
Другой вопрос, который нужно решить университету, — это поддержать наших преподавателей в формировании цифрового актива курсов. Создание электронного курса у нас включено в эффективный контракт, каждый ЭУК оплачивается. Сейчас мы стимулируем преподавателей увеличивать количество онлайн-курсов, стараемся до каждого донести, что это не повод для опасений, а реальный инструмент работы и заработка. Многие педагоги переживали, что лишатся работы из-за того, что у вуза будут записанные занятия, и потребность в их живом преподавании отпадет. Я лично разъяснял, что университет заинтересован развивать собственную цифровую платформу, иначе мы проиграем в конкурентной борьбе с EdTech-площадками, что на этом продукте мы сможем зарабатывать в том числе и внебюджетные средства, а это — залог нашей общей финансовой устойчивости. И университет не только никого не увольняет, а наоборот — платит за эти курсы и готов поддерживать их разработку.