— Александр Рудольфович, прежде чем начать разговор о высшем образовании и об Алферовском университете в частности, интересно было бы узнать о структурном подразделении Вашего вуза — Физико-технической школе имени Ж. И. Алферова. Это учебное учреждение находится в десятке лучших школ России по конкурентоспособности выпускников. Какая она — одна из сильнейших физико-технических школ в стране?
— Начну с того, что в сентябре 2023 года на совещании молодых ученых в городе Сарове, которое возглавлял Президент России, один из участников встречи, научный руководитель Национального центра физики и математики академик Александр Михайлович Сергеев посетовал на то, что в стране распалась система подготовки физиков-исследователей. Реакция Президента была моментальной: он спросил, а как же «алферовская триада», когда под одной крышей собраны физмат-школа, университет и научные лаборатории? Ведь это же и есть модель правильной подготовки исследователей! Это была очень точная характеристика целеполагания всего университета и места в нем нашего лицея ФТШ.
И у нашего лицея, и у центра высшего образования одна задача — подготовка и воспитание исследователя. Причем мы вкладываем в это понятие не столько даже профессию человека, который работает в области точных наук, сколько подготовку специалиста, для которого исследовательская деятельность — главный компонент его жизни. Если хотите — основная составляющая его мировоззрения.
Негласный девиз Алферовского университета: «от школьной парты до Академии наук» — это не просто красивая фраза. Более 150 выпускников физмат-лицея, который, к слову, старше университета, — ныне действующие сотрудники Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе, среди них члены-корреспонденты Российской Академии наук. Выпускники школы составляют заметную часть кадрового состава нашего университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Университета ИТМО, исследовательских институтов РАН. Считаю, это показатель качества обучения в ФТШ, поэтому ее вес, ее слово и позиция в университете очень значимы.
Там, безусловно, уникальный педагогический состав. Наши учителя физики — действующие руководители научных лабораторий Физтеха. Так что ученики ФТШ приближены к самому фронтиру, отделяющему знание от незнания. И кстати, вопреки стереотипу, что ребята, которые занимаются физикой, математикой, биологией и химией, — интроверты, погруженные исключительно в учебу, могу сказать, что это прекрасные разносторонне развитые дети, которые также увлечены творчеством, музыкой, театром.
Мы набираем один восьмой класс, один девятый и по три десятых и одиннадцатых класса. Всего в прошлом году школа выпустила 65 человек.