«В основе любого права лежат принципы справедливости и разумности»

Интервью с ректором Донбасского государственного университета юстиции Минюста России Никитой Нарыжным.
Донбасский государственный университет юстиции был образован в 2015 году и в настоящее время готовит для новых регионов РФ квалифицированных юристов, специалистов в российском законодательстве. О сложностях включения в новую реальность и об остром дефиците кадров мы поговорили с ректором вуза.

«Юристов в Донбассе не хватает настолько, что в прошлом году весь наш выпуск забрал к себе на службу Следственный комитет».
— Никита Александрович, как происходило «перерождение» вуза за последние годы после его перехода в федеральное подчинение, в сферу действия российского законодательства? Какие юридические вопросы сейчас наиболее актуальны в вашем регионе?

До 2015 года вуз в статусе академии МВД готовил кадры для силовиков, работников судебной системы, специалистов в области налогового права преимущественно для существовавшего ранее в Донецкой Народной Республике Министерства доходов и сборов — ведомства, которое объединяло функции Федеральной налоговой и таможенной служб.

После того, как в 2014—2015 годах большинство сотрудников местной судебной системы уехали из региона, здесь образовался кадровый вакуум. Юристов в Донбассе не хватает настолько, что в прошлом году весь наш выпуск забрал к себе на службу Следственный комитет. В этом году приглашения на работу для наших выпускников приходили из МЧС, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратуры, где нехватка личного состава достигает 80%.

В регионе очень нужны специалисты в органы ЗАГС, крайне не хватает адвокатов: в Херсоне, например, их всего 12 человек.

— Учитывая обстановку в регионе, как у вас сейчас организован образовательный процесс?

— Мы единственный вуз в регионе, где образовательный процесс полностью проводится в онлайн-формате. Дистанционное обучение позволило нашим студентам покинуть ДНР в условиях специальной военной операции. Часть из них находится на фронте, и о том, как для них организовано обучение, я думаю, мы еще поговорим. Другая же часть, будучи студентами, уже работает по специальности в других регионах: помощниками судей и юристов, секретарями судебного заседания. Вернуть их обратно, в стены университета, в нынешних условиях проблематично, поэтому для них составлены индивидуальные графики обучения.

Мы понимаем, что обеспечить полноценное качественное обучение юристов в таком формате сложно, но исходим из текущей ситуации. Выпуск 2024 года за 5 лет дистанционной учебы ни разу не видел некоторых своих преподавателей вживую, только в режиме видеоконференцсвязи. Для работы в таких ведомствах, как Росреестр или Федеральная служба исполнения наказаний, качество образования у них соответствует необходимым требованиям. Но для юристов, которые будут работать в коммерческой, банковской или финансовой сфере, необходим живой контакт с преподавателем. Для решения этой проблемы мы начали отправлять своих студентов на 2 месяца на практику в Саратов, в апелляционный суд, где они погружаются непосредственно в деятельность судебной системы, а сразу после выпуска смогут приступить к работе помощниками судей, минуя должность секретаря.

Кроме того, с этого года мы будем выдавать двойной диплом по юридической психологии для работы в структурных подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний.
На практике в Саратове. Фото пресс-службы Донбасского государственного университета юстиции Минюста России.
— Как вы пересобрали профессорско-преподавательский состав?

Большая часть наших преподавателей — жители Донбасса. Помощь с кадрами нам оказывает Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, их преподаватели работают у нас по совместительству и ведут занятия в дистанционном формате. Несколько дисциплин читают специалисты-практики из Ассоциации юристов РФ.

— Ваши студенты — это в основном местные ребята, которые на время обучения в условиях СВО переехали в другие регионы? Или к вам поступают жители из разных субъектов федерации, пользуясь возможностью получить высшее юридическое образования дистанционно?

— В основном у нас учатся студенты из Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской, Белгородской областей, много обучающихся с Северного Кавказа.

Сложности в обучении возникают у ребят из новых регионов. Многие из них, особенно жители Мариуполя, не знают русского языка. Собственно, как и украинского. За 10 лет обучения в школе, где русский язык им не преподавали, они привыкли разговаривать на суржике (языковое образование, включающее элементы украинского и русского языков. — Прим. ред.). Историю России они не знают, и это тоже осложняет обучение.

Самая большая проблема связана с организацией образовательного процесса для участников СВО, которые составляют 80% наших студентов. 920 человек у нас находятся в зоне военных действий. Коллеги из других вузов меня спрашивают: как же вы их обучаете? Стараемся помогать, поддерживаем, всегда идем навстречу, до последнего оттягиваем отчисление, даже если кто-то из них долго не выходит на связь, потому что знаем, как им тяжело совмещать службу с учебой. Я был в составе аттестационной комиссии и по видеосвязи принимал экзамен у выпускника, который отвечал на вопросы, стоя в окопе в бронежилете. Знаю примеры военнослужащих, которые успевали что-то почитать, поучить, находясь в разведроте.

— Почему им так важно именно сейчас, в таких тяжелых условиях, находясь в окопе, получать юридическое образование?

— Прежде всего для получения офицерского звания. Многие наши студенты работают в военной полиции, военной автоинспекции. Чтобы командовать определенными подразделениями, им нужно получить звание лейтенанта, а для этого требуется высшее юридическое образование.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей практике проведения показательных и открытых занятий. Что это за формат? Чем он полезен?

— Я сам читаю лекции на этих занятиях, поэтому поделюсь личным опытом. Недавно мы проводили школу исполнительного производства — для наших студентов, для обучающихся из других вузов и для юристов, которые работают на предприятиях. Помимо лекций, каждую неделю мы проводили по одному практическому занятию в формате живого диалога и обсуждения с приглашенными судьями. Обучение проводилось в режиме прямой трансляции, и подключиться к ней можно было независимо от того, где ты находишься. Студенты луганских, донецких вузов, обучающиеся из Крыма, которым было важно пообщаться с конкретными специалистами, бесплатно могли послушать профессионалов судебной системы, задать им вопросы.

— А вот курс ДПО вы создали по направлению «Налоговый юрист в цифровой экономике». Почему?

— Для нашего региона это актуально, потому как с 2024 года мы начали уплачивать федеральные налоги. Распределение налогов между местным республиканскими и федеральными органами власти и другие направления работы российской налоговой системы требуют подготовки соответствующих специалистов по налогообложению. Мы видели по многочисленным обращениям местных жителей, что это очень важные для них вопросы, по которым им нужна консультация и помощь, и откликнулись на этот запрос.

С этого года мы открыли направление ДПО для налоговых юристов в цифровой экономике, с упором на обучение правовым инструментам работы на маркетплейсах. У нас в регионе готовятся базы под открытие представителей крупнейших российских интернет-магазинов, и нашим предпринимателям необходимо будет влиться в общую систему работы с ними, научиться разбираться со сложной системой кэшбэков и налоговой отчетности.

— В целом, получается, сейчас первоочередная задача университета — подготовить специалистов для тех ведомств и организаций, которых ранее не существовало на вашей территории.

— Да, так и есть. Пока мы живем в рамках переходного периода, когда необходимо наладить работу органов власти, надзорных органов, саморегулируемых организаций, причем многое приходится делать в ручном режиме.
Фото пресс-службы Донбасского государственного университета юстиции Минюста России.
«Мы ориентируемся на классическую юриспруденцию, которая подразумевает целенаправленное обучение на уровне специалитета».
— Какие у Вас планы на будущее? Куда дальше будет развиваться университет, когда основные кадровые дефициты будут закрыты?

Мы ориентируемся на классическую юриспруденцию, которая подразумевает целенаправленное обучение на уровне специалитета. Особенно в части подготовки юристов для коммерческих отраслей права. В регионе открываются заводы, фабрики, филиалы крупных производств, и всем им требуются юристы, специалисты в сфере интеллектуальном собственности.

Другое важное перспективное направление — это жилищно-коммунальное управление. У нас пока нет управляющих компаний ЖКХ, их запуск только планируется, и юристы им тоже нужны. Также востребованы будут юристы в строительной отрасли, которые смогут читать технические паспорта, планы, сметы. В новых регионах планируется большая стройка, в том числе долевое строительство, будут разработаны новые генеральные планы городов, и для реализации всего задуманного нужны будут юристы, специалисты в области строительных технологий.
«...в образовательную программу необходимо включать больше дисциплин, связанных с изучением римского права...».
Никита Александрович, в начале разговора мы с Вами говорили о том, что Ваши студенты обучаются не только профессии, многие из них впервые узнают Россию, чью историю, культуру, язык они не знали. А ведь это принципиально важно для юриста. Как в образовательном процессе юридического вуза учесть важность соблюдения не только правовых, но и нравственных обязательств гражданина своей страны?

Лично мое мнение: в образовательную программу необходимо включать больше дисциплин, связанных с изучением римского права, которое, к сожалению, изживает себя, и специалистов в этой области становится всё меньше. А ведь это логика юриста, которая была сформулирована две тысячи лет назад и которая объясняет появление таких понятий, как семейное право, имущественные отношения. Взять, к примеру, Кормчую книгу, сборник церковных и светских законов, которые действовали в Древней Руси, — это же обычные дигесты Юстиниана (сборник трудов римских юристов, важнейшая часть свода римского гражданского права. — Прим. ред.). Все канонические уставы Византия переняла от Рима как его правопреемник, а позже их унаследовала Москва как Третий Рим. Наши правовые обычаи и понимание нравственности основаны на фундаменте римского права, поэтому его необходимо изучать.

— Речь идет по сути о фундаментальной классической гуманитарной подготовке.

— Абсолютно верно. Мы же учим не право, мы учим законоведение, потому что в законы вносятся изменения, и вызубрить наизусть статьи кодекса, это, конечно, хорошо, но через полгода они могут выйти в новой редакции или утратить силу. Юрист должен уметь мыслить логически, а для этого нужно знать и понимать, что в основе любого права лежат принципы справедливости и разумности.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.