— Как вы пересобрали профессорско-преподавательский состав?
— Большая часть наших преподавателей — жители Донбасса. Помощь с кадрами нам оказывает Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, их преподаватели работают у нас по совместительству и ведут занятия в дистанционном формате. Несколько дисциплин читают специалисты-практики из Ассоциации юристов РФ.
— Ваши студенты — это в основном местные ребята, которые на время обучения в условиях СВО переехали в другие регионы? Или к вам поступают жители из разных субъектов федерации, пользуясь возможностью получить высшее юридическое образования дистанционно?
— В основном у нас учатся студенты из Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской, Белгородской областей, много обучающихся с Северного Кавказа.
Сложности в обучении возникают у ребят из новых регионов. Многие из них, особенно жители Мариуполя, не знают русского языка. Собственно, как и украинского. За 10 лет обучения в школе, где русский язык им не преподавали, они привыкли разговаривать на суржике (языковое образование, включающее элементы украинского и русского языков. — Прим. ред.). Историю России они не знают, и это тоже осложняет обучение.
Самая большая проблема связана с организацией образовательного процесса для участников СВО, которые составляют 80% наших студентов. 920 человек у нас находятся в зоне военных действий. Коллеги из других вузов меня спрашивают: как же вы их обучаете? Стараемся помогать, поддерживаем, всегда идем навстречу, до последнего оттягиваем отчисление, даже если кто-то из них долго не выходит на связь, потому что знаем, как им тяжело совмещать службу с учебой. Я был в составе аттестационной комиссии и по видеосвязи принимал экзамен у выпускника, который отвечал на вопросы, стоя в окопе в бронежилете. Знаю примеры военнослужащих, которые успевали что-то почитать, поучить, находясь в разведроте.
— Почему им так важно именно сейчас, в таких тяжелых условиях, находясь в окопе, получать юридическое образование?
— Прежде всего для получения офицерского звания. Многие наши студенты работают в военной полиции, военной автоинспекции. Чтобы командовать определенными подразделениями, им нужно получить звание лейтенанта, а для этого требуется высшее юридическое образование.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей практике проведения показательных и открытых занятий. Что это за формат? Чем он полезен?
— Я сам читаю лекции на этих занятиях, поэтому поделюсь личным опытом. Недавно мы проводили школу исполнительного производства — для наших студентов, для обучающихся из других вузов и для юристов, которые работают на предприятиях. Помимо лекций, каждую неделю мы проводили по одному практическому занятию в формате живого диалога и обсуждения с приглашенными судьями. Обучение проводилось в режиме прямой трансляции, и подключиться к ней можно было независимо от того, где ты находишься. Студенты луганских, донецких вузов, обучающиеся из Крыма, которым было важно пообщаться с конкретными специалистами, бесплатно могли послушать профессионалов судебной системы, задать им вопросы.
— А вот курс ДПО вы создали по направлению «Налоговый юрист в цифровой экономике». Почему?
— Для нашего региона это актуально, потому как с 2024 года мы начали уплачивать федеральные налоги. Распределение налогов между местным республиканскими и федеральными органами власти и другие направления работы российской налоговой системы требуют подготовки соответствующих специалистов по налогообложению. Мы видели по многочисленным обращениям местных жителей, что это очень важные для них вопросы, по которым им нужна консультация и помощь, и откликнулись на этот запрос.
С этого года мы открыли направление ДПО для налоговых юристов в цифровой экономике, с упором на обучение правовым инструментам работы на маркетплейсах. У нас в регионе готовятся базы под открытие представителей крупнейших российских интернет-магазинов, и нашим предпринимателям необходимо будет влиться в общую систему работы с ними, научиться разбираться со сложной системой кэшбэков и налоговой отчетности.
— В целом, получается, сейчас первоочередная задача университета — подготовить специалистов для тех ведомств и организаций, которых ранее не существовало на вашей территории.
— Да, так и есть. Пока мы живем в рамках переходного периода, когда необходимо наладить работу органов власти, надзорных органов, саморегулируемых организаций, причем многое приходится делать в ручном режиме.