— Интересно узнать подробнее, как в Вашем институте организован образовательный процесс. Процитирую Вашу поздравительную речь в честь прошедшего Дня пожарной охраны: «Нынешнее поколение российских огнеборцев <…> внедряет современное оборудование и передовые технологии в области пожарной безопасности». С каким оборудованием работают современные пожарные, есть ли возможность оперативно корректировать учебные планы с учетом появления новых технологий?
— В деле тушения пожаров и спасения людей палитра новых технологий представлена достаточно разнообразно. Начиная от новой боевой одежды пожарного, комплект которой есть у каждого курсанта и которая существенно отличается от той, что была раньше, и заканчивая современным пожарно-техническим вооружением и оборудованием вроде пиротехнических ножниц (инструмент для разрезания металлических конструкций — Прим. ред.), которые находятся на вооружении в МЧС России только год, а мы уже обучаем, как с ними работать.
В образовательный процесс внедряются компьютерные технологии. У нас есть виртуальные лаборатории, где будущий пожарный инспектор может пройти 3D-тур по действующим городским объектам и проверить соблюдение в том или ином здании правил пожарной безопасности.
Мы постоянно «держим руку на пульсе». Так, например, наши курсанты уже используют на практике новую разработку специалистов Уральского института, которая была реализована с помощью наших коллег, промышленников Свердловской области, — устройством динамической активации воды, так называемым УДАВом. Это огнетушитель, который работает при температурах от минус 50 до плюс 50, тушит все классы пожаров, кроме пожаров металлов, с помощью низкозамерзающей жидкости.
За последние три года у нас появились новые цистерны, автолестница, насосы современного типа, прочее аварийно-спасательное оборудование, и всё это мы активно используем в образовательном процессе.
Наши специалисты участвуют в специализированных выставках, где отслеживают самые современные образцы и оперативно внедряют их в учебный процесс института.
— Сейчас много говорят о перспективности использования в различных отраслях беспилотных летательных аппаратов. В МЧС БПЛА применяют уже несколько лет. В технических вузах открываются направления по их эксплуатации. А Вы включаете эту программу в свой образовательный процесс?
— У нас реализуется программа дополнительного профессионального образования по беспилотным летательным аппаратам. Она включает эксплуатацию одного беспилотного воздушного судна массой не более 10 кг, которое применяется на высоте до 150 метров.
Кроме того, наши специалисты, с привлечением научного сообщества института и переменного состава, ведут программу эксплуатации пожарного четырехвинтового беспилотника, который поднимает рукав с водой на высоту 4–5 этажа и подает ее горизонтально, через оконные проёмы, для тушения огня.
— Технологии для спасения людей развиваются и совершенствуются, но ведь и пожары становятся сложнее. Могли бы Вы привести пример того, как новые методы борьбы с пожарами влияют на методику обучения пожарных.
— Методика борьбы с огнем развивается прямо пропорционально внедрению современных образцов техники и оборудования в пожарные подразделения. К примеру, у всем знакомой пожарной автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б, на базе 130-го ЗИЛа, емкость цистерны для воды составляла 2350 литров, а пожарный насос подавал воду с производительностью 40 литров в секунду и давлением до 10 атмосфер, что позволяло производить тушение пожара вплоть до 14 этажа. Современные же насосы нормального давления могут осуществлять подачу до 100 л/с, а пожарные насосы со ступенью высокого давления способны подавать воду с давлением до 40 атмосфер. Разумеется, тактика тушения и действий пожарных подразделений существенно меняется, исходя из условий и того оборудования, что поступает на вооружение в пожарную охрану.
— Ваш вуз активно проводит профориентационную работу среди школьников. Как показывают результаты опроса, проведенного Skillbox совместно с командой исследований VK, 45% родителей абитуриентов доверяют детям выбор будущей профессии. Возникают ли с этим сложности в Вашем случае в связи с опасностью профессии пожарного?
— Вы знаете, наш институт на очень хорошем счету не только на Урале, но и по всей России. Мы один из старейших вузов системы и по качеству наших выпускников являемся одним из ведущих вузов системы МЧС России. Мы активно участвуем в волонтерских, благотворительных, экологических акциях, всероссийских спортивных чемпионатах, любых мероприятиях, которые формируют личность.
Не последнюю роль играют бытовые условия, в которых находятся наши курсанты. У нас отличное общежитие, казарма, столовая, спортивные и культурные объекты, учебно-материальная база — не в каждом гражданском вузе они содержатся в таком порядке.
Все эти факторы являются определяющими для будущих абитуриентов в выборе профессии.
А самое главное: в пожарную охрану случайные люди не приходят, многие продолжают семейные династии. Те, кто понимает, что эта профессия им не подходит, отчисляются в первые 2–3 месяца, но таких меньше 2%. Быть смелым и неравнодушным — это призвание и выбор каждого.