«В пожарной охране нет случайных людей»

Интервью с начальником Уральского института ГПС МЧС России Александром Тарарыкиным.
Подготовка будущих пожарных — пример практического обучения, в котором новые технологии оперативно внедряются в учебный процесс. Об этом мы беседуем в интервью с начальником Уральского института Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Дисциплина и созидание
«В любой работе всегда придерживаюсь девиза "Делай как я"».
— Александр Михайлович, надо сразу отметить, что мы впервые беседуем с руководителем столь специфического учебного заведения. Какой структуре по своей модели управления близок Ваш институт? Предполагаем, что военной организации. Это так?

— Мы действительно полузакрытая организация, и точнее будет сказать, что наш институт — это симбиоз военной организации с жесткой дисциплиной и порядком и образовательного учреждения, занимающегося подготовкой будущих офицеров, которые завтра должны встать в один ряд с действующими сотрудниками.

У нас обучаются студенты и курсанты, и это одинаковые направления подготовки с совершенно разными требованиями к обучающимся. Студенты получают образование на возмездной основе по направлениям подготовки «Пожарная и техносферная безопасность», «Судебная экспертиза», «Государственное и муниципальное управление» и после выпуска могут работать как в пожарной охране, так и на предприятиях. Курсанты учатся в рамках государственного задания, это будущие офицеры Федеральной противопожарной службы, со своей философией, которая связана со служением Отечеству, спасением людей и высокими рисками.

В составе коллектива института есть постоянный и переменный личный состав, офицеры и гражданские сотрудники, и это тоже две разные категории. Тем не менее, профессорско-преподавательский состав вуза принимает активное участие в жизни гарнизона. Например, в настоящее время мои коллеги из числа преподавательского состава принимают участие в тушении пожаров в Курганской области (интервью проводилось в мае, когда на Урале обострилась обстановка с лесными пожарами — Прим. ред.). Личный состав вуза участвует в мероприятиях профессиональной подготовки, что, бесспорно, дисциплинирует. Многие отмечают, что в обычных вузах нет такого порядка, такой дисциплины и тишины на занятиях.

— В некоторых российских вузах начала распространяться новая управленческая культура, основанная на умении убеждать, договариваться, коммуницировать со всеми подразделениями. Вам лично близок такой стиль управления? Или для Вашего вуза больше подходит строгое вертикальное управление, иначе того порядка, о котором Вы говорите, не будет?

— Я достаточно демократичный руководитель и всегда открыт для получения обратной связи от подчиненных и обучающихся. При всей строгости соблюдения в институте субординации, любой курсант может лично обратиться ко мне с вопросом. Мы регулярно встречаемся со всем переменным личным составом без командиров для того, чтобы обсудить их вопросы и проблемы. Глубоко погруженный в быт и жизнь личного состава в целом, я стараюсь передать свой опыт молодому поколению. В любой работе всегда придерживаюсь девиза «Делай как я».

Новые технологии в обучении
«В пожарную охрану случайные люди не приходят, многие продолжают семейные династии. Те, кто понимает, что эта профессия им не подходит, отчисляются в первые 2–3 месяца, но таких меньше 2%».
— Интересно узнать подробнее, как в Вашем институте организован образовательный процесс. Процитирую Вашу поздравительную речь в честь прошедшего Дня пожарной охраны: «Нынешнее поколение российских огнеборцев <…> внедряет современное оборудование и передовые технологии в области пожарной безопасности». С каким оборудованием работают современные пожарные, есть ли возможность оперативно корректировать учебные планы с учетом появления новых технологий?

— В деле тушения пожаров и спасения людей палитра новых технологий представлена достаточно разнообразно. Начиная от новой боевой одежды пожарного, комплект которой есть у каждого курсанта и которая существенно отличается от той, что была раньше, и заканчивая современным пожарно-техническим вооружением и оборудованием вроде пиротехнических ножниц (инструмент для разрезания металлических конструкций — Прим. ред.), которые находятся на вооружении в МЧС России только год, а мы уже обучаем, как с ними работать.

В образовательный процесс внедряются компьютерные технологии. У нас есть виртуальные лаборатории, где будущий пожарный инспектор может пройти 3D-тур по действующим городским объектам и проверить соблюдение в том или ином здании правил пожарной безопасности.

Мы постоянно «держим руку на пульсе». Так, например, наши курсанты уже используют на практике новую разработку специалистов Уральского института, которая была реализована с помощью наших коллег, промышленников Свердловской области, — устройством динамической активации воды, так называемым УДАВом. Это огнетушитель, который работает при температурах от минус 50 до плюс 50, тушит все классы пожаров, кроме пожаров металлов, с помощью низкозамерзающей жидкости.

За последние три года у нас появились новые цистерны, автолестница, насосы современного типа, прочее аварийно-спасательное оборудование, и всё это мы активно используем в образовательном процессе.

Наши специалисты участвуют в специализированных выставках, где отслеживают самые современные образцы и оперативно внедряют их в учебный процесс института.

— Сейчас много говорят о перспективности использования в различных отраслях беспилотных летательных аппаратов. В МЧС БПЛА применяют уже несколько лет. В технических вузах открываются направления по их эксплуатации. А Вы включаете эту программу в свой образовательный процесс?

— У нас реализуется программа дополнительного профессионального образования по беспилотным летательным аппаратам. Она включает эксплуатацию одного беспилотного воздушного судна массой не более 10 кг, которое применяется на высоте до 150 метров.

Кроме того, наши специалисты, с привлечением научного сообщества института и переменного состава, ведут программу эксплуатации пожарного четырехвинтового беспилотника, который поднимает рукав с водой на высоту 4–5 этажа и подает ее горизонтально, через оконные проёмы, для тушения огня.

— Технологии для спасения людей развиваются и совершенствуются, но ведь и пожары становятся сложнее. Могли бы Вы привести пример того, как новые методы борьбы с пожарами влияют на методику обучения пожарных.

— Методика борьбы с огнем развивается прямо пропорционально внедрению современных образцов техники и оборудования в пожарные подразделения. К примеру, у всем знакомой пожарной автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б, на базе 130-го ЗИЛа, емкость цистерны для воды составляла 2350 литров, а пожарный насос подавал воду с производительностью 40 литров в секунду и давлением до 10 атмосфер, что позволяло производить тушение пожара вплоть до 14 этажа. Современные же насосы нормального давления могут осуществлять подачу до 100 л/с, а пожарные насосы со ступенью высокого давления способны подавать воду с давлением до 40 атмосфер. Разумеется, тактика тушения и действий пожарных подразделений существенно меняется, исходя из условий и того оборудования, что поступает на вооружение в пожарную охрану.

— Ваш вуз активно проводит профориентационную работу среди школьников. Как показывают результаты опроса, проведенного Skillbox совместно с командой исследований VK, 45% родителей абитуриентов доверяют детям выбор будущей профессии. Возникают ли с этим сложности в Вашем случае в связи с опасностью профессии пожарного?

— Вы знаете, наш институт на очень хорошем счету не только на Урале, но и по всей России. Мы один из старейших вузов системы и по качеству наших выпускников являемся одним из ведущих вузов системы МЧС России. Мы активно участвуем в волонтерских, благотворительных, экологических акциях, всероссийских спортивных чемпионатах, любых мероприятиях, которые формируют личность.

Не последнюю роль играют бытовые условия, в которых находятся наши курсанты. У нас отличное общежитие, казарма, столовая, спортивные и культурные объекты, учебно-материальная база — не в каждом гражданском вузе они содержатся в таком порядке.

Все эти факторы являются определяющими для будущих абитуриентов в выборе профессии.

А самое главное: в пожарную охрану случайные люди не приходят, многие продолжают семейные династии. Те, кто понимает, что эта профессия им не подходит, отчисляются в первые 2–3 месяца, но таких меньше 2%. Быть смелым и неравнодушным — это призвание и выбор каждого.

«На Урале я полюбил зиму»
— Александр Михайлович, пожарные — люди суеверные?

— Не все, конечно, но многие. Например, когда выходят из подразделения после окончания дежурных суток, никогда не жмут друг другу руки и не прощаются. На праздники по традиции желают друг другу «сухих рукавов», чтобы пожарные рукава оставались в пожарной машине и ничего не нужно было бы тушить.

— Продолжите фразы: если у меня появились свободные 10 минут в рабочем графике, я…

— … наведу порядок на рабочем столе. Посмотрю новости. Позвоню жене, маме.

— … я хочу, чтобы время моего руководства институтом запомнили как время…

— …динамичного движения вперед.

— Как Вам Урал после Краснодарского края, откуда Вы приехали почти пять лет назад?

— До переезда я никогда не был на Урале. Всю жизнь служил в Подмосковье и на Кубани, где вырос и где живут мои родители.
В Екатеринбурге мне очень понравилось. Здесь я полюбил зиму. Занимаюсь разными зимними видами спорта, у меня появилось время кататься на лыжах, играть в хоккей. Так что на Урале я прижился, регион для меня уже родной.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.