В современном мире учителю
нужно быть гибким и находчивым

ректоры УрГПУ и НГПУ им. К. Минина о новой роли педагога



Педагогические вузы — важное связующее звено, обеспечивающее неразрывность образования: от школьной скамьи к вузовской.

Находясь в ведении Минпросвещения России, вузы чутко реагируют на запрос прямого учредителя, но являются и неотъемлемой частью всей системы высшего образования, тесно соприкасаясь с отраслью: интегрируя научные достижения и новые педагогические решения в образовательный процесс, откликаясь на такие тенденции, как цифровизация, персонализация обучения, непрерывное образование.

Эти направления развития высшей школы оказывают влияние и на сам процесс обучения, и на изменение традиционных ролей учителя и ученика.

О том, как трансформируется роль педагога в нынешних реалиях, мы поговорили с руководителями Уральского государственного педагогического университета и Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ректоры рассказывают, какие цифровые компетенции важны для преподавателя, как в их вузах выстроена работа по созданию онлайн-курсов, где повышают квалификацию их сотрудники и каковы сильные и слабые стороны педагогического образования в России.



  • Минюрова Светлана Алигарьевна

    доктор психологических наук, профессор,

    ректор Уральского государственного педагогического

    университета (УрГПУ)

  • Сдобняков Виктор Владимирович

    кандидат физико-математических наук, доцент,

    ректор Нижегородского государственного педагогического

    университета имени Козьмы Минина

    (НГПУ им. К. Минина, Мининский университет)



О роли современного педагога
Учитель — профессия вечная, многогранная, с течением времени она приобретает свой характер, облик и силу, — делится своим мнением Светлана Минюрова. — Сегодня мир делает ставку на профессионализм, интеллект, креатив и мобильность, и именно учитель является первоочередным проводником в любом деле для ученика.

Сейчас много говорится о том, что учитель, преподаватель — это уже не столько носитель знания и информации, сколько наставник, тьютор, ментор, фасилитатор. В некотором роде этот процесс смены ролей можно назвать естественным.

Если посмотреть на историю развития педагогической профессии, то мы увидим, как она менялась в зависимости от формации и потребностей общества, типа производства и других факторов, — рассказывает ректор Мининского университета Виктор Сдобняков. — Мы предполагаем, что образование и педагогика сейчас находятся на пике изменений, поэтому роль педагога многократно возросла.

Он указывает на изменения в парадигме образования и в векторе его психолого-педагогической специфики: «Индустриальная модель конвейерного образования преобразуется в модель индивидуального образования, где в приоритете — личность. Кроме того, сейчас недостаточно вырастить специалиста в предметной области: на первое место выходит умение критически мыслить, создавать знание, анализировать и иметь собственную картину мира».

«Рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется»
ректор НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков
О чем говорят эти изменения? Во-первых, о необходимости преподавателю развивать социальный и эмоциональный интеллект. Во-вторых, о значимости новых подходов и акцентов в обучении студентов: речь идет о медиаграмотности, навыках информационной, цифровой гигиены, умении работать с инструментами для анализа и создания медийных продуктов. В-третьих, о потребности формирования креативности, мобильности учителей. Наконец, важную роль играют цифровые технологии. Без сомнения, в контексте педагогического образования они оправданы и нужны, и это новая реальность, в которой должны развиваться и преподаватели, и студенты. При этом, как утверждает Виктор Сдобняков, «рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется».

Он уверен: говорить, что будущий учитель формируется исключительно в образовательном процессе, нельзя. Не менее важен процесс воспитания и включения студентов в исследовательскую, проектную, командную работу: «Задача современного учителя — сформировать у обучающегося желание учиться, умение жить в ситуации растущей неопределенности».
«В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым»
ректор УрГПУ Светлана Минюрова

Светлана Минюрова, ректор УрГПУ, дополняет этот перечень характеристик преподавателя новой формации: «В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым. Концептуальные изменения в подготовке будущих учителей и преподавателей есть и будут всегда — мы живем в изменчивом мире и принимаем перемены, чтобы стать еще лучше, обеспечить качество подготовки педагогов и качество общего образования».



О цифровых компетенциях педагогов
Как уже отмечалось выше, концептуальные изменения в роли современного педагога неразрывно связаны и с развитием технологий. Пандемия обострила вопрос цифровой грамотности и технической подготовки профессорско-педагогического состава.

Можно ли уже сейчас сказать, что изучению и использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будущего педагога уделяется достаточное внимание?

Комментирует Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета:

Педагогическая профессия не предполагает «достаточности», так как не существует избытка знаний. Поэтому следует считать мерилом знаний не объем, а способность к освоению информационных технологий, непрерывному самообучению как обязательному условию для профессионального совершенствования, анализу, созданию медийных продуктов, медиаграмотности.

НГПУ им. К. Минина, Мининский университет

«Педагогическая профессия не предполагает «достаточности», так как не существует избытка знаний»
ректор НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков
По его словам, в педагогической сфере следить за изменениями недостаточно — необходимо работать на опережение, предугадывать тенденции, чтобы будущие педагоги чувствовали себя уверенно в новой среде. В НГПУ им. К. Минина реализуют несколько практик, нацеленных на достижение этой задачи, например проект «Цифровая школа педагога», проект по обучению цифровой грамотности в рамках направления «Благополучие сотрудников», универсальный модуль «Информационные технологии», встраиваемый в программы подготовки студентов.

В УрГПУ тоже реализуются подобные практики. На базе университета функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, а в декабре этого года на площадке университета появятся Педагогический кванториум и Технопарк универсальных педагогических компетенций. «Таким образом, УрГПУ обладает кадровым потенциалом и современным высокотехнологичным оборудованием для обучения информационным технологиям и будущих, и действующих педагогов», — рассказывает Светлана Минюрова, ректор университета.

Главная задача сейчас — не снижая темпов технологического развития, определить баланс онлайн- и офлайн-образования и понять, как он будет зависеть от изучаемой дисциплины, возраста ученика, состояния его здоровья и других факторов. Кроме того, меняется этика в информационном пространстве: педагог и ученик находятся не на разных полюсах, а в одной команде. Изменения касаются и взаимодействия с родительским сообществом.

По словам ректора НГПУ им. К. Минина, предстоит разработать методическую и документационную базу, пересмотреть образовательные программы, которые создавались изначально под офлайн-формат, а также разработать требования к информационным компетенциям педагогов и обучающихся. «Иными словами, — рассуждает Виктор Сдобняков, — нам необходимо выстроить образовательный процесс исходя из потребностей нового поколения с его новой когнитивистикой, поведенческими паттернами и в целом с другим мировоззрением. Уже сейчас мы констатируем изменение вектора психолого-педагогической специфики образовательного процесса. Это целые направления исследований в области педагогики и психологии, и роль педагогических университетов здесь существенно возрастает».


О создании онлайн-курсов
Какие современные технологии, цифровые сервисы и решения особо востребованы для решения педагогических задач нашего времени?

Например, использование искусственного интеллекта и bigdata может сделать прорыв в инклюзивном образовании и других сферах, где традиционные методы оценки и получения обратной связи применить просто невозможно. Однако нынешнее дистанционное образование в основном базируется на онлайн-курсах: в планы работы многих преподавателей уже сейчас включено создание онлайн-курсов, онлайн-лекций и сценариев обучающих вебинаров для студентов и слушателей программ переподготовки и повышения квалификации.

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова рассказывает, как организована такая работа в их вузе. Онлайн-курсы разрабатываются педагогами при выполнении грантовых обязательств, а также в процессе образовательной деятельности при реализации дисциплин образовательной программы. Выбор дисциплин, по которым разрабатываются онлайн-курсы, в данном случае осуществляется университетом. Дисциплина, изучаемая с использованием онлайн-курса, включается в учебное поручение преподавателя: педагог сопровождает студентов в освоении дисциплины, консультирует их, помогает в организации научно-исследовательской работы по дисциплине. «С учетом динамично развивающейся системы образования, меняющихся стандартов общего образования, содержания подготовки педагогов обновляется и материал онлайн-курсов, образовательный контент постоянно обогащается», — добавляет Светлана Минюрова.

В Мининском университете механизм создания онлайн-курсов был отработан еще до того, когда вузы столкнулись с острой потребностью в их подготовке: «Пандемия показала дефициты и сильные стороны вузов. Потребность в онлайн-форматах обучения мы прогнозировали еще до начала пандемии, поэтому разработка обучающих онлайн-материалов началась в Мининском университете гораздо раньше, чем пандемия, что позволило нам перейти в дистанционное обучение безболезненно», — рассказывает ректор Виктор Сдобняков.

По его словам, на сегодняшний день преподавателями Мининского университета разработано более 4000 онлайн-курсов для сопровождения образовательного процесса. Сейчас студенты Мининского учатся в смешанном формате. Преобладающей формой работы в дистанционном формате для преподавателей и студентов университета является электронная образовательная среда на основе СДО Moodle. Как и в случае с курсами в УрГПУ, единожды созданный онлайн-курс требует регулярного обновления — минимум раз в год.

Поскольку практика создания онлайн-курсов в вузах распространяется активно, но полноценного нормативного регулирования еще нет, перед учебной организацией и самим педагогом встает много вопросов. Как будет оцениваться в рабочей нагрузке преподавателя и как будет оплачиваться такая работа?

Ректор НГПУ им. К. Минина рассказывает, что их преподаватели формируют контрольные вопросы и практические задания, требующие проверки, на основе созданного курса — и вся эта деятельность учитывается и оплачивается как нагрузка, а также отображается в индивидуальном рейтинге преподавателя.


О повышении квалификации преподавателей
Развитие цифровых технологий, их внедрение в учебный процесс неизбежно трансформирует систему высшего образования, заставляя преподавателей не только применять цифровые сервисы и инструменты, создавать онлайн-курсы, но и разбираться в цифровой педагогике, этике и психологии, проектировать цифровую образовательную среду. Решить эту задачу помогают курсы повышения квалификации.

Один из таких курсов повышения квалификации — «Цифровые компетенции преподавателя высшей школы». Педагоги-слушатели курса изучают возможности цифровых сервисов для обучения студентов, вместе с экспертами разбираются в специфике организации и проведения интерактивных, групповых и проектных онлайн-занятий, а также учатся выстраивать продуктивные отношения со студентами в цифровых реалиях.

Мы попросили ректоров УрГПУ и НГПУ им. К. Минина рассказать о том, какие еще курсы повышения квалификации проходят их преподаватели.

Педагоги в Уральском государственном педагогическом университете осенью 2021 года прошли обучение на нескольких программах: программа ДПО «Обучающий курс подготовки специалистов центров оценки и развития управленческий компетенций в российских образовательных организациях», программа «Использование современных средств обучения “Педагогический кванториум”», программа «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников», программа «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего».

«Важно, отвечая вызовам времени, обучаться новым практикам, и, транслируя новые практики, владеть ими, перенимать лучший опыт»
ректор УрГПУ Светлана Минюрова
Эти программы реализуются президентской платформой «Россия — страна возможностей», Академией Просвещения Министерства просвещения РФ, Институтом стратегии развития образования РАО и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, реализуемой Московским педагогическим государственным университетом. «Постоянное повышение профессионального мастерства преподавателей — одна из приоритетных задач нашего университета. Важно, отвечая вызовам времени, обучаться новым практикам, и, транслируя новые практики, владеть ими, перенимать лучший опыт», — резюмирует Светлана Минюрова.


Уральский государственный педагогический университет

О перечне курсов повышения квалификации, которые проходят преподаватели Мининского университета, рассказывает ректор Виктор Сдобняков.

Согласно требованиям федерального закона «Об образовании», педагоги должны повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года, но фактически преподаватели Мининского обучаются намного чаще, в том числе через сетевые программы. В Мининском университете создана образовательная экосистема: педагогические работники вуза могут повышать квалификацию на базе программ, разработанных внутри университета. Среди них: «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» для научно-педагогических работников и управленческого персонала педагогических вузов, по которой прошли обучение уже 120 преподавателей нашего вуза.

Упомянутая программа разработана Мининским университетом в партнерстве с Московским педагогическим государственным университетом и Ярославским педагогическим университетом имени Ушинского. Всего по программе до конца года пройдут обучение более 700 преподавателей педагогических вузов страны.

Кроме того, добавляет ректор, преподаватели проходят обучение и на базе других вузов и организаций, среди которых упомянутая Светланой Минюровой Академия Минпросвещения, а также Университет Иннополис, нижегородские ННГУ им. Лобачевского, НГТУ им. Р. Е. Алексеева и др.

Такое многообразие курсов и возможностей для повышения квалификации педагогов в том числе затрагивает и вопрос содержательного наполнения программ: должна ли в содержании материала быть общая для всех педагогических вузов часть? И если да, кто должен ее определить и что там должно быть?

Мы как педагогический вуз наблюдаем разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования, — комментирует Виктор Сдобняков. По его словам, решением проблемы стала концепция «Ядра высшего педагогического образования», которая разрабатывается по инициативе Министерства просвещения РФ.

«Мы как педагогический вуз наблюдаем разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования»
ректор НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков
Цель создания «Ядра высшего педагогического образования» состоит в обеспечении единства при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов, а также в обеспечении преемственности компетенций, начиная от педагогического колледжа до бакалавриата и магистратуры. «В таком ключе общая база дополнительного педагогического образования нужна, — продолжает ректор Мининского университета, — но при этом важно соблюсти баланс стандартов и вариативности программ. Преимущество программ дополнительного профессионального образования в том, что за счет их гибкости возможно индивидуализировать обучение и выстраивать его в соответствии с запросом заказчика».

В обеспечении этой гибкости помогает и сетевое взаимодействие вузов: так, и Мининский университет, и Уральский государственный педагогический университет вошли в состав исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании». Сейчас в Консорциум, созданный в июле 2020 года семью педагогическими вузами и благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», входит уже 16 университетов. Ключевой проект консорциума — сетевая магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», которая будет запущена в 2022 году.


О сильных и слабых сторонах педагогического образования
По результатам опроса Министерства образования и науки РФ и АНО «Россия — страна возможностей», российским студентам (55% опрошенных бакалавров и 41% магистрантов) в образовательном процессе не хватает ориентированности на практику. Можно ли решить эту задачу, в чем сильные и слабые стороны современного педагогического образования в России? С какими вызовами сталкиваются студенты и выпускники — будущие педагоги?
«Основной вызов для будущих учителей — это само цифровое поколение как психолого-
педагогический феномен»
ректор УрГПУ Светлана Минюрова

«Основной вызов для будущих учителей — это само цифровое поколение как психолого-педагогический феномен, — рассуждает Светлана Минюрова. — УрГПУ находится в тренде именно этого направления и изучает особенности поведения и мышления цифровой личности. Наши выпускники готовы сопровождать детей цифровой эпохи в меняющейся социокультурной среде».

По ее словам, сильная сторона современного педагогического образования — это умение идти в ногу со временем, готовность трансформироваться, отвечать запросам современного общества: «Сегодня учитель — коммуникабельный, открытый, творческий, находчивый профессионал, который выстраивает свою индивидуальную траекторию развития и постоянно совершенствуется, умеет быть в ритме времени».

С такой позицией согласен и Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета: «Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие». По его мнению, сама роль педагога в образовательном процессе также трансформируется: в будущем возрастут значимость преподавателя как наставника и его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

Что касается оторванности обучения от практических нужд, то в этом плане Мининский университет старается изменить общую картину. Например, между НГПУ им. К. Минина и Корпоративным университетом Нижегородской области подписано соглашение о создании Центра компетенций на базе университета. Так Мининский университет станет образовательной площадкой для решения задач трех участников образовательного процесса: вуза, студента и работодателя. «На выходе из университета студент должен стать не просто экспертом в своей предметной области, но и специалистом, обладающим так называемыми “софт скиллс” — лидерскими, управленческими и организационными компетенциями», — подчеркивает ректор.

Ректоры УрГПУ и Мининского университета уверены: говорить о слабых сторонах современного педагогического образования несколько преждевременно, так как сейчас высшая школа, так же как и вся система образования, находится в процессе трансформации, перехода к новой модели.

«Но среди проблем, которые мне видятся особенно остро в связи с многолетним опытом преподавания, — продолжает Виктор Сдобняков, — можно выделить проблему двойного отрицательного отбора, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественнонаучным дисциплинам, выбирают профессию педагога, и не самые сильные выпускники педагогических университетов идут работать в школы».

Решению этой проблемы, например, способствует вхождение Мининского университета в Научно-образовательный центр Нижегородской области, а УрГПУ — в состав педагогического кластера Свердловской области и в Совет по развитию педагогического образования в Свердловской области.

Так совместная работа вузов с регионами будет способствовать развитию науки и повышению качества образования.



14 декабря / 2021
Автор: Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.