— На портале «Ректор говорит!» мы часто обсуждаем особенности восприятия информации у нынешнего поколения студентов, их нежелание и неспособность работать с большими сложными текстами. Как с этим справляется медицинский университет, где первые три года студентам нужно учить анатомию и латынь?
— В первый год учебы студенты в основном нацелены на прохождение тестов. С ними первокурсники справляются хорошо, но как только предлагаешь им поразмыслить над какой-то темой, раскрыть ее устно, они теряются. Впрочем, потом начинают погружаться в учебу, потому что приходится много читать, конспектировать, пересказывать. По-другому в медицинском вузе невозможно: только так формируется клиническое мышление.
Помогает еще и то, что в медицинский, как правило, идут сильные выпускники с высокими баллами. Это толковые, мотивированные ребята, которые с первого курса ориентированы на научное познание.
— В чем специфика индивидуального подхода к обучению в медицинском вузе?
— Любая образовательная программа предусматривает возможность индивидуального профессионального подхода к обучению студентов через учебные планы. В них можно вносить изменения, корректировать перечень модулей, факультативов, дисциплин по выбору.
Как я уже говорила, в АГМУ сформированы большие группы целевиков для закрытия адресных потребностей в специалистах на местах, где они особенно требуются. После окончания университета они пойдут работать в первичное звено здравоохранения, в центральные районные больницы. Их важно заранее адаптировать к специфике такой работы, и индивидуальные образовательные траектории этому способствуют, при том что профессиональное ядро сохраняется.
Для целевиков мы ввели новые дисциплины по развитию коммуникативных навыков и командной работы. Сейчас это очень актуально в медицинском образовании. Запросы пациентов за последнее время существенно возросли: теперь от врача ждут не только качественной медицинской помощи, но и доброжелательного отношения, позитивного настроя. Помощь врача стала восприниматься пациентом как услуга, а это понятие из плоскости товарно-денежных отношений. К чему это приводит, мы все увидели на примере высшего образования, когда там тоже появились услуги и соответствующее к ним отношение, тогда как университеты не услуги оказывают, а ведут образовательную деятельность.
— Означает ли это, что доктор в глазах общества перестает быть тем носителем особого знания, каким он был раньше, раз сейчас к нему предъявляют больше требований и претензий?
— Медицина — едва ли не самая значимая социальная сфера, с которой в течение жизни обязательно соприкасается каждый. Современному человеку уже недостаточно быть просто здоровым — он хочет хорошего качества жизни, хочет чувствовать себя полностью адаптированным в социуме, трудоспособным, активным, хочет находиться в стабильном эмоциональном состоянии, в благоприятной комфортной обстановке.
Когда сегодня пациент заходит в кабинет к врачу, он начинает требовать определенных условий и выполнения гарантий и обязательств, и это могут быть совершенно разные запросы. Один пришел рецепт выписать, а другой — пожаловаться, что ему плохо. Что конкретно плохо, сформулировать не может, но от врача он хочет уйти здоровым и в хорошем настроении. При этом зачастую сам ничего для этого не делает: не соблюдает профилактику при наличии хронических заболеваний, не выполняет предписания доктора.
Бывают ситуации, когда врач настолько высококвалифицирован, что он за то короткое время, которое ему отведено на пациента, по каким-то отдельным симптомам точно определяет диагноз и назначает нужные лекарства. Пациент выздоравливает, а потом от него же поступает жалоба на этого врача: к нему не обратились по имени-отчеству, не спросили: «Как ваши дела? Как вы спали? Всё ли вас устраивает?». Пациенту это было так же важно, как и получить помощь, а врачу важнее было оперативно поставить диагноз и тем самым сэкономить время пациента и десятка других таких же пациентов, которые сидят в очереди.
Молодой врач должен быть готов к такому отношению, и мы обучаем этому студентов с первого курса, делаем более серьезный акцент на психологию медицинской деятельности, на развитие коммуникативных навыков, с помощью которых они смогут улавливать личностные особенности пациентов, их потребности. Раньше такой необходимости не было, потому что врач был всегда прав.
Возрастающие требования общества существенно осложняют выбор в пользу медицинской профессии, поэтому сегодня те, кому сложно коммуницировать с пациентами в новом формате, зачастую быстро выгорают на работе и уходят из профессии.