«Все едут на Алтай отдыхать, а нам нужно, чтобы ехали учиться»

Интервью с исполняющей обязанности ректора Горно-Алтайского государственного университета Натальей Гусельниковой.
Горно-Алтайский государственный университет (ГАГУ) — единственный вуз не только в своем городе, но и во всей Республике Алтай. Сравнительно недалеко, по сибирским меркам, от Горно-Алтайска, где живет чуть более 64 000 человек, расположены Томск и Новосибирск, города с ведущими научными и образовательными организациями. Вместе с тем, сейчас Горный Алтай переживает бурный рост интереса к своим природным красотам, уникальной культуре и туристическому потенциалу. Как университету включиться в эти региональные процессы и привлечь своего абитуриента — об этом мы побеседовали с руководителем ГАГУ.

Наталья Владимировна, с учетом всех социальных факторов, которые присутствуют в Вашем регионе, какие задачи Вы как руководитель вуза считаете первоочередными для привлечения абитуриентов?

В нашем регионе всего один город — Горно-Алтайск, из-за этого наблюдается четкое разделение выпускников местных школ на две группы: на тех, кто готов уехать в большие города, в основном, в Новосибирск, Томск, Барнаул, Омск, и на тех, кто намерен остаться здесь. И не потому, что у них низкие баллы ЕГЭ. Есть ребята, которые хотят учиться дома и принести пользу своему региону — как оптимист по натуре я в это верю. У меня есть основания так считать, потому что из года в год в Горно-Алтайский университет поступают всё больше выпускников с высокими баллами ЕГЭ, хотя у них есть шансы учиться в других городах, и не только в Сибири. С этой группой абитуриентов мы стараемся работать в первую очередь: объяснять им, что у нас есть интересного, какого качества знания мы даем.

Для этого выезжаем в муниципалитеты, организовываем «Каникулы с ГАГУ», проводим родительские собрания, где рассказываем о своих достижениях, условиях обучения и проживания. Мы знаем, что для родителей это важная информация, которая влияет на принятие решения о выборе университета в родном регионе.

Аргументы у нас убедительные. Во-первых, мы знаем практически каждого студента лично, их у нас всего 3124 человека. Во-вторых, у нас нет проблем с размещением в общежитиях. В-третьих, 90% известных людей региона, лидеров общественного мнения республики, окончили Горно-Алтайский государственный университет и сегодня занимают достойные должности. Для многих все эти факторы оказываются решающими при выборе нашего университета.
«Мы должны убедить ребят, доказать им, какие профессии и специалисты нужны нашей экономике здесь и сейчас».
В любом вузе, независимо от его размера и статуса, абсолютно все образовательные программы не могут быть в равной степени интересными и привлекательными для абитуриентов. В каждом университете есть свои сильные программы и есть менее востребованные. И всё же, на Ваш взгляд, что необходимо сделать конкретно в Вашем вузе, чтобы таких перспективных программ становилось больше?

Для нас это вопрос с философским и, возможно, государственным смыслом, потому что, к сожалению, было время, когда Горно-Алтайский университет был недостаточно интегрирован во все отрасли экономики нашей республики. Последние полтора-два года мы пытаемся преодолеть этот дефицит, в том числе через переосмысление образовательной политики.

Есть образовательные программы, которые одним своим названием манят абитуриентов, и те порой даже не задумываются над их содержанием, подают документы на поступление просто потому, что это звучит красиво, современно. А есть программы, где можно получить востребованную профессию, которая даст и социальный статус, и достойное материальное обеспечение, и семью позволит содержать, но звучат эти программы непрезентабельно или они недостаточно разрекламированы.

Надо четко понимать: есть профессиональная ориентация, а есть профессиональное самоопределение. В педагогике это два разных понятия.

Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, то имеем в виду, что взрослые — родители, педагоги, наставники — должны определить у конкретного ребенка склонность к той или иной профессии. Это нужно прежде всего для его дальнейшей самореализации, для внутреннего роста. И есть государственная задача — целенаправленно заниматься профориентационной работой. Мы должны убедить ребят, доказать им, какие профессии и специалисты нужны нашей экономике здесь и сейчас. Вот почему для меня как для ректора так важно, чтобы вуз был интегрирован во все направления деятельности республики.

Когда готовится программа социально-экономического развития региона, мы понимаем, какое место в ней должно быть отведено нам как университету, и реагируем на это. Горный Алтай — сельскохозяйственный и туристический регион, поэтому невозможно не понимать, что это приоритетные для нас отрасли, для которых мы готовим ветеринарных врачей, агрономов, агроинженеров, технологов по производству и переработке продукции, специалистов по растениеводству и животноводству, по лесному делу, работников туристической сферы. Да, наверное, не все эти профессии звучат привлекательно, но именно такие специалисты нужны сегодня для развития региона. Значит, нам необходимо выбирать государственный подход и заниматься профориентацией совместно с базовыми региональными министерствами: сельского хозяйства, образования и науки, и активно реагировать на все потребности республики.

Вуз может развиваться через крупные стратегические проекты, а может через ежедневную последовательную работу. Рассматриваете ли Вы для себя вариант маленьких шагов? Или Вам важно совершить то, что называется «квантовым скачком»?

Думаю, у нас в стране многие руководители смотрят на свою работу, на свой коллектив, на развитие организации прежде всего исходя из каких-то своих внутренних жизненных принципов. Вообще человеческий фактор в России я считаю во многом определяющим. Мне как стороннику того, что дорогу осилит идущий, ближе путь систематичного, поступательного движения вперед. Одни вопросы решены — значит, пора приступить к следующим.

С другой стороны, люблю ловить сразу двух зайцев, поэтому когда появляется такая возможность, стараюсь ее не упустить. Всегда поддержу все новое, что даст рывок, подготовит почву, замотивирует моих коллег, потому что в университете должна быть команда. Одна я не смогу идти.

Как Вы поддерживаете профессиональный уровень своей команды, особенно в условиях стремительных изменений? Направляете ли кого-то из ректорского корпуса на обучение?

Надеюсь, придет время, когда у нас получится направить проректора на обучение в Сколково, лишним это не будет точно. Пока же мы проходим программы повышения квалификации и переподготовки, связанные с менеджментом и управлением.

Как новый для вуза руководитель я привела с собой новых для университета людей, и у нас был короткий период узнавания, привыкания друг к другу, определения одинаковых целей, задач, методов их решения. Теперь, когда все сработались, мне важно, чтобы на каждой планерке каждый сотрудник понимал, что он причастен к общему делу, был вовлечен в процесс и чувствовал свою ответственность. Чтобы всем было очевидно: предложения, которые вы вносите, вы же будете выполнять. Так люди учатся принимать решения и отвечать за их реализацию.

У нас уникальный профессорско-преподавательский состав: почти 90% остепененности, средний возраст руководителей подразделений 40−43 года. Это люди, которые готовы идти за тобой, если ты с ними честен, если показываешь им перспективы и объясняешь, что и зачем я как ректор делаю и какой от этого будет результат.

Вернемся к образовательному и научному процессу в ГАГУ. Вы отметили, что решили сосредоточиться на специфической для региона и уникальной для вуза экспертизе в сферах сельского хозяйства и туризма. На что именно Вы делаете ставку? Какие уникальные программы и структуры могут появиться или уже открыты в рамках этих направлений?

— Точкой роста мы выбрали потенциал образовательных программ и исследований в сфере алтаистики и тюркологии. Ключевые позиции нашего университета на рынке научных исследований связаны прежде всего с изучением языка, истории, этнографии и культуры народов Республики Алтай — всего того, что невозможно изучать за пределами нашего региона, где сосредоточено огромное количество уникальных памятников. Кому как не носителям алтайского языка это делать?

На языках алтайской группы, включая тюркскую ветвь, говорят больше 20 миллионов человек в разных странах мира. Мы же приграничный регион, рядом с нами Казахстан, Монголия, Китай, мы граничим с российскими регионами Тувой и Хакасией, Алтайским краем, Кемеровской областью. И практически все наши соседи — тюрки.

Консорциумы, научно-практические конференции, посвященные алтаистике и тюркологии, как правило, организуются на международном уровне, и многие мероприятия для специалистов в этих направлениях проводятся именно в Республике Алтай. К нам едут отовсюду, и я понимаю, — почему. Не потому, что у нас в Горно-Алтайском университете хорошо развита гуманитарная наука, хотя так и есть, а потому, что это Алтай — красивейший регион страны, с огромным туристско-рекреационным и экологическим потенциалом. И нам, университету, важно использовать эти уникальные преимущества. На Алтай едут отдыхать, а мы должны убедить, почему надо ехать сюда учиться и работать, и это задача не одного года.

Мы понимаем, что объективно — по причинам требований программы — вряд ли когда-нибудь попадем в «Приоритет-2030» с ее финансовыми возможностями, но стараемся достойно себя выразить и представить в тех проектах, в которых мы эксперты, и работать над ними качественно. Среди них — Центр алтаистики и тюркологии, Институт сервиса, туризма и гостеприимства, в том числе Школа гостеприимства. Планируем открыть совершенно новое направление по восстановительной и спортивной медицине, лечебной физкультуре и физиотерапии. Пока не могу сказать, что это будет: отдельная программа, факультет или исследовательский центр.

Планов много, нужны руки, время и деньги, но, по крайней мере, мы знаем точки роста и намерены развиваться.

Какие мероприятия университет может организовать, чтобы показать потенциальным абитуриентам и специалистам из других регионов свои возможности, условия обучения и работы и, конечно, красоту вашей земли? Может быть, это летние школы, фестивали, программы по обмену.

Мы не просто думали над этим вопросом, а уже начали работать. В этом году восстановили спортивно-оздоровительную базу на берегу Телецкого озера, которая много лет была закрыта. Этим летом там бесплатно отдыхали наши студенты и преподаватели, ждем в гости студентов и коллег из других регионов.

При ГАГУ существует один из старейших туристских клубов России — «Горизонт». Ему уже 57 лет. Участники клуба посмотрели весь Алтай: они составляют карты, проводят научные исследования, ходят в походы. У нас хорошо развит рафтинг, есть своя команда, которая становилась чемпионом в крупнейших соревнованиях: Чемпионате России по рафтингу, международных соревнованиях, Кубке мира. А в самом Горно-Алтайске, прямо в черте города, есть горнолыжный комплекс «Еланда». У нас действительно много активностей как внутри университета, так и за его пределами, которые привлекают большое количество молодежи.

Думаете ли Вы о том, что из этого может стать дополнительным или альтернативным источником средств для вуза?

— Об альтернативных источниках дохода, — скорее, нет, потому что подразумевается, что они заменяют госзадание, а оно у нас точно должно быть. А вот увеличение собственных доходов — одна из ключевых задач, которая стоит перед всем нашим коллективом.

Сегодня в среднем по России собственные доходы вузов составляют от 30 до 50 процентов от госзадания. ГАГУ увеличил свои доходы за полтора года в два раза, но пока не до средних показателей по стране, поэтому для нас это очень важный вопрос. И конечно, все проекты, о которых я рассказывала, мы рассматриваем в том числе как источники дохода для вуза.
«...я всегда помню о том, что кресло, в котором я нахожусь сегодня, — временное, но работать я должна так, как будто пришла на это место навсегда».
Наталья Владимировна, в завершение нашего разговора: в чем Ваша ректорская суперсила?

— Я бы не называла это качество исключительно ректорским, потому что оно применимо к человеку на любой руководящей должности: я всегда помню о том, что кресло, в котором я нахожусь сегодня, — временное, но работать я должна так, как будто пришла на это место навсегда. Это мой принцип с первого рабочего дня, которому меня научил папа.

Важно оставаться человеком, независимо от того, на каком месте ты находишься, у тебя нет права менять свое отношение к окружающим на том лишь основании, что тебя повысили. Еще я придерживаюсь убеждения: перед прошлым снимите шляпу, перед будущим засучите рукава. Нужно всегда идти вперед, не останавливаться на достигнутом и созидать. Может, из всего этого и складывается суперсила.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.