— При этом в российских университетах, как Вы точно заметили, действительно сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. Но из нашего разговора складывается впечатление, что университеты, в большинстве своем, оценивают свои сильные стороны на уровне организации образовательного процесса. А вот подняться на следующий уровень, и понять, в чем они лучше всех в части научного потенциала, который можно реализовать в технологиях, в продуктах, — пока далеко не у всех получается. У Вас иное мнение, или Вы это тоже отмечаете?
— Невозможно поставить всем университетам задачу быть научными центрами. Более того, отдельные университеты должны оставаться высшими учебными заведениями, которые готовят кадры и при этом не берутся за технологические задачи. Топ-150 современных университетов страны, конечно, должны прийти к модели, которая позволит им четко доносить до бизнеса, государства, университетского сообщества свое конкурентное преимущество, лучшие наработки, результаты научных исследовательских школ, позволяющие решать сложные задачи.
Чтобы реализовать такую модель, нужно, во-первых, каскадировать задачи, которые ставит государство, на все уровни в вузе, разложить их на предметные области и области знаний, потому что любая технология — это сложносоставная история. Технологически сложный продукт всегда является результатом деятельности нескольких участников. Во-вторых, определить, кто в стране лучше всего решит эти задачи, и попытаться распределить свой потенциальный вклад по каким-то отдельным кооперационным кластерам.
Если вы занимаетесь, допустим, созданием квантового компьютера, то все связанные с этим направлением задачи нужно каскадировать на различные блоки. Прежде всего, необходимо выделить все элементы технологической цепочки — от материалов и компонентов до используемых «сквозных» технологий, таких как искусственный интеллект. В зависимости от физического принципа устройства квантового компьютера, это могут быть специальные лазеры для приготовления и управления квантовыми состояниями, оптические компоненты, системы охлаждения для поддержания нужных условий, электроника, микроэлектроника, программное обеспечение и т. д. Дальше эти составляющие можно разобрать до «запчастей» и построить понятные модели коопераций. Это тоже большой вызов, так как университеты всегда действовали как отдельные субъекты, кооперационной надстройки у большинства из них никогда не было.
На ее создание в том числе нацелена программа «Приоритет-2030» и направлена стратегическая цель банка. Все это мы сейчас делаем с университетами, с которыми работаем напрямую: помогаем им искать партнеров, анализировать, есть ли у них потенциал решить конкретную задачу, или есть другие университеты, которые это сделают лучше. Не обязательно браться за все самим — нужно выбирать те зоны, в которых вы сильнее. Это большая работа, которую необходимо проводить в каждом технологическом домене, в каждой предметной области.