«За неуважение к науке всегда приходится платить»

Ректоры МГТУ имени Н. Э. Баумана и Донского государственного технического университета о ЕГЭ по физике.
В числе актуальных задач российского высшего образования сегодня заявлены реализация программы «Приоритет 2030» и проекта «Передовые инженерные школы», поддержание стратегии технологического суверенитета России и повышение престижа профессии инженера. Без физики выполнять эти задачи проблематично, тогда как именно этот предмет стал настоящим школьным «изгоем». За последние 30 лет количество учебных часов на физику в программе сократилось на 30%. Неуклонно снижается количество выпускников, которые выбирают сдавать ЕГЭ по физике, в 2/3 российских школ этого не делает никто. Такие данные приводит «Коммерсантъ», цитируя ректора Московского физико-технического института, бывшего главу Минобрнауки Дмитрия Ливанова.

Следствием этого явления стало недостаточное знание предмета среди абитуриентов, которые поступают на инженерные, технические специальности. Университеты вынужденно сталкиваются с этой проблемой, не являясь ее источником.

Портал «Ректор говорит!» предложил ректорам обсудить ряд вопросов, почему возникла эта ситуация, как университетам с ней справиться. Мы обозначили для дискуссии следующие этапы:
  • в чем корень проблемы?
  • с какими сложностями сталкивается университет, какие риски они содержат?
  • что поможет решить проблему?
Благодарим ректоров за их рассуждения и предложенные решения. Им слово.



  • Михаил Гордин
    ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана
  • Бесарион Месхи
    ректор Донского государственного технического университета
Михаил Гордин, ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана
«Физика не находится в фокусе внимания школьников и их родителей, не связывается ими с хорошо оплачиваемой в будущем работой».
— Несмотря на все усилия, число сдающих физику продолжает падать. В чем корень проблемы? Первое: физика не находится в фокусе внимания школьников и их родителей, не связывается ими с хорошо оплачиваемой в будущем работой. Второе: получить высокие баллы по физике сложнее, чем по другим предметам, например, по информатике или по обществоведению. Шкала оценивания по физике одна из самых жестких, по сравнению с другими предметами. При этом изучение физики сложнее и требует для хорошего результата длительной систематической работы, желательно с 8 класса. Третье: во многих школах физика находится в ряду предметов «второго сорта»: первый сорт — математика и русский, второй — история, химия, физика, биология, третий — география и музыка с физкультурой. Отсюда внимание к ней со стороны любого начальства.

Опять-таки во многих школах не хватает учителей физики и хорошего оборудования. Многие молодые педагоги предпочитают после вуза находить работу где угодно, только не в школе, и учителя физики не исключение. В итоге при выборе между физикой и информатикой при поступлении на технические специальности, желание получить более высокие баллы при тех же усилиях ведет к выбору информатики.

Предложено ввести для поступающих два экзамена: по физике и по информатике, наряду с математикой и русским языком. Изменит ли это ситуацию?

С одной стороны, это заставит абитуриентов, уже сделавших выбор в пользу технических вузов, учить и то, и другое. Это и хорошо, потому что будущие студенты будут вынуждены изучать оба предмета, и плохо, потому что размывается понятие специализации при поступлении в вузы. То есть до сих пор считалось, что поступающих на специальность проверяют по профильным предметам, а за остальные отвечает школа.

Это плохо еще и потому, что для поступления на инженерные специальности нужно будет сдать 4 экзамена, а на другие — 3, отсюда следует ожидать снижения числа желающих учиться на инженера. Наверное, нужно постепенно переходить к 4 экзаменам на все специальности высшего образования. Кстати, так было 30–40 лет назад.

Вы спрашиваете: не приведет ли увеличение сроков обучения на инженеров с 4 до 5 лет к снижению популярности инженерных специальностей? Вполне может, потому что рядом можно будет получить диплом о высшем образовании за 4 года. Те, кто поступает только ради диплома, будут недовольны.

С другой стороны, инженерные специальности занимают примерно половину всего объема контрольных цифр приема, и абитуриентам просто некуда деваться.

Если учеба организована нормально, то увеличение сроков обучения пойдет на пользу, так как многие работодатели были недовольны слишком малыми сроками обучения, 4 лет не хватало для получения нормальной квалификации.


Бесарион Месхи, ректор Донского государственного технического университета
«Перспективы трудоустройства для физика радужные в основном в больших городах, крупных промышленных центрах. Устроиться на работу по специальности будущим физикам в сельской местности, в малых городах крайне сложно, почти невозможно».
— Отсутствие интереса к физике — это не проблема, а, скорее, следствие многих других проблем.

Мониторинг рынка труда показывает, что перспективы трудоустройства для физика радужные в основном в больших городах, крупных промышленных центрах.

Если же анализировать по субъектам (а еще точнее будет анализ рынка труда, проведенный в разрезе муниципальных образований), то мы видим, что устроиться на работу по специальности будущим физикам в сельской местности, в малых городах крайне сложно, почти невозможно. В российской системе образования более половины всех школ — это школы, расположенные в сельской местности. В большей степени это малокомплектные школы, но в них обучается более 25 процентов всех школьников. Ресурсы для профориентации на выбор технической профессии в сельской местности сегодня небольшие.

Второй аспект: снижение интереса к физике — это следствие тех самых 90-х, когда рушилась вся система фундаментальной науки. Думаю, многие помнят, как закрывались десятками НИИ и научно-исследовательские программы, а физики вынуждены были становиться менеджерами по продажам. С наукой так нельзя поступать. За неуважение к науке всегда приходится платить. Благо, сегодня в нашей стране наука вновь на почетном месте. Реализуются государственные программы, действует мощная грантовая система поддержки ученых и научно-исследовательских организаций.

Третий аспект: мы любим то, что знаем, а знаем то, что любим. Чтобы любить физику, ее надо знать. И вновь обращаю ваше внимание на статистику. Откройте любое статистическое наблюдение 00-1, в котором в третьем разделе отражены данные по педагогическим работникам каждого отдельного субъекта и всей страны в целом. Как правило, учителей физики меньше, чем самих школ в отчете. Это говорит о том, что в некоторых школах физиков просто нет. И кто замещает этих специалистов — вопрос. Далее, обратите внимание на возрастные характеристики учителей физики, отраженные в этом же статистическом отчете. Большая часть педагогов — это женщины в возрасте от 54 до 64 лет. А если дополнительно проанализировать тематику и содержание курсов повышения квалификации для учителей физики, то становится понятным, что учитель физики, умеющий заинтересовать обучающихся своим предметом на основе данных о современных открытиях и изобретениях, научных прорывах, — это мечта, почти утопия.

Но на извечный вопрос «Что делать?» у нас есть достойный ответ. Работать с потенциальными работодателями. В нашем университете такое сотрудничество мы из года в год совершенствуем. Эффективно работают с нами те предприятия-партнеры, которые приходят на рынок с долгосрочными перспективами, приходят надолго. Именно такие работодатели понимают, что готовить талантливых инженеров, гениальных ученых нужно со школьной скамьи.

Например, в гимназии ДГТУ совместно с Союзом машиностроителей мы открыли специализированный класс. На конкурсной основе формируются группы обучающихся 8–11 классов для углубленной профильной подготовки для получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, которые соответствуют профилю основных видов деятельности предприятий членов Союза, для дальнейшего трудоустройства на профильные предприятия с физико-математической и технической специализацией.

Донской государственный технический университет в последние годы реально стал центром просветительской работы, в том числе в сфере физико-математического образования. Наши физики составляют ядро педагогического коллектива, работающего в сменах по физике и астрономии регионального центра поддержки одаренных детей «Ступени успеха», идет разбор олимпиадных задач. Происходит живое общение с талантливыми ребятами, которые нередко предлагают свои, более красивые решения сложных задач. В лабораториях кафедры на новейшем оборудовании проводят мастер-классы лабораторного практикума по физике.

На нашей площадке проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике, преподаватели ДГТУ являются экспертами областной предметной комиссии ЕГЭ по физике.

Физики ДГТУ выступают с популярными лекциями как в самом университете, так и в школах, лицеях, техникумах. Но этого недостаточно.

Для поднятия престижа любой профессии важна государственная поддержка на всех уровнях. Ярким примером является популяризация профессий, связанных с IТ-технологиями. Ввели систему различных социальных и экономических гарантий для этих специалистов, в результате возросло количество детей, углубленно изучающих и выбирающих информатику на ЕГЭ. С физикой же ситуация оставляет желать лучшего.

Профилизация молодежи сейчас фактически сместилась в старшие классы средней школы. Узкая профилизация не всегда эффективна. Иногда молодому человеку требуется несколько лет, чтобы понять, по какому пути он хотел бы идти. Если он только к 18–20 годам осознает свое призвание, например, стремление к инженерно-техническому творчеству, ему часто бывает уже проблематично пойти по этому пути, так как физика больше не является обязательной дисциплиной в старших классах. Даже там, где учебными планами школ предусмотрены часы по физике в 10–11 классах, она зачастую является лишь компонентой более общей естественно-научной дисциплины. Между тем, курс физики нельзя разделять на обязательную и необязательную составляющие. Возможно, на первом этапе не нужно углубление в какие-то специфические детали. Однако есть базовые вещи, которым в 10–11 классах необходимо уделять как минимум 4 часа в неделю.

В те времена, когда Советский Союз славился на весь мир своим хоккеем, ребят с клюшкой и шайбой можно было видеть во всех дворах. В физических олимпиадах на международном уровне побеждала советская молодежь, которая прутиками на пляжном песке писала формулы законов Ньютона, Ома, Ампера. Об этом стоит задуматься всем нам, кто причастен к конструированию Будущего.


Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.