— Отсутствие интереса к физике — это не проблема, а, скорее, следствие многих других проблем.
Мониторинг рынка труда показывает, что перспективы трудоустройства для физика радужные в основном в больших городах, крупных промышленных центрах.
Если же анализировать по субъектам (а еще точнее будет анализ рынка труда, проведенный в разрезе муниципальных образований), то мы видим, что устроиться на работу по специальности будущим физикам в сельской местности, в малых городах крайне сложно, почти невозможно. В российской системе образования более половины всех школ — это школы, расположенные в сельской местности. В большей степени это малокомплектные школы, но в них обучается более 25 процентов всех школьников. Ресурсы для профориентации на выбор технической профессии в сельской местности сегодня небольшие.
Второй аспект: снижение интереса к физике — это следствие тех самых 90-х, когда рушилась вся система фундаментальной науки. Думаю, многие помнят, как закрывались десятками НИИ и научно-исследовательские программы, а физики вынуждены были становиться менеджерами по продажам. С наукой так нельзя поступать. За неуважение к науке всегда приходится платить. Благо, сегодня в нашей стране наука вновь на почетном месте. Реализуются государственные программы, действует мощная грантовая система поддержки ученых и научно-исследовательских организаций.
Третий аспект: мы любим то, что знаем, а знаем то, что любим. Чтобы любить физику, ее надо знать. И вновь обращаю ваше внимание на статистику. Откройте любое статистическое наблюдение 00-1, в котором в третьем разделе отражены данные по педагогическим работникам каждого отдельного субъекта и всей страны в целом. Как правило, учителей физики меньше, чем самих школ в отчете. Это говорит о том, что в некоторых школах физиков просто нет. И кто замещает этих специалистов — вопрос. Далее, обратите внимание на возрастные характеристики учителей физики, отраженные в этом же статистическом отчете. Большая часть педагогов — это женщины в возрасте от 54 до 64 лет. А если дополнительно проанализировать тематику и содержание курсов повышения квалификации для учителей физики, то становится понятным, что учитель физики, умеющий заинтересовать обучающихся своим предметом на основе данных о современных открытиях и изобретениях, научных прорывах, — это мечта, почти утопия.
Но на извечный вопрос «Что делать?» у нас есть достойный ответ. Работать с потенциальными работодателями. В нашем университете такое сотрудничество мы из года в год совершенствуем. Эффективно работают с нами те предприятия-партнеры, которые приходят на рынок с долгосрочными перспективами, приходят надолго. Именно такие работодатели понимают, что готовить талантливых инженеров, гениальных ученых нужно со школьной скамьи.
Например, в гимназии ДГТУ совместно с Союзом машиностроителей мы открыли специализированный класс. На конкурсной основе формируются группы обучающихся 8–11 классов для углубленной профильной подготовки для получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, которые соответствуют профилю основных видов деятельности предприятий членов Союза, для дальнейшего трудоустройства на профильные предприятия с физико-математической и технической специализацией.
Донской государственный технический университет в последние годы реально стал центром просветительской работы, в том числе в сфере физико-математического образования. Наши физики составляют ядро педагогического коллектива, работающего в сменах по физике и астрономии регионального центра поддержки одаренных детей «Ступени успеха», идет разбор олимпиадных задач. Происходит живое общение с талантливыми ребятами, которые нередко предлагают свои, более красивые решения сложных задач. В лабораториях кафедры на новейшем оборудовании проводят мастер-классы лабораторного практикума по физике.
На нашей площадке проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике, преподаватели ДГТУ являются экспертами областной предметной комиссии ЕГЭ по физике.
Физики ДГТУ выступают с популярными лекциями как в самом университете, так и в школах, лицеях, техникумах. Но этого недостаточно.
Для поднятия престижа любой профессии важна государственная поддержка на всех уровнях. Ярким примером является популяризация профессий, связанных с IТ-технологиями. Ввели систему различных социальных и экономических гарантий для этих специалистов, в результате возросло количество детей, углубленно изучающих и выбирающих информатику на ЕГЭ. С физикой же ситуация оставляет желать лучшего.
Профилизация молодежи сейчас фактически сместилась в старшие классы средней школы. Узкая профилизация не всегда эффективна. Иногда молодому человеку требуется несколько лет, чтобы понять, по какому пути он хотел бы идти. Если он только к 18–20 годам осознает свое призвание, например, стремление к инженерно-техническому творчеству, ему часто бывает уже проблематично пойти по этому пути, так как физика больше не является обязательной дисциплиной в старших классах. Даже там, где учебными планами школ предусмотрены часы по физике в 10–11 классах, она зачастую является лишь компонентой более общей естественно-научной дисциплины. Между тем, курс физики нельзя разделять на обязательную и необязательную составляющие. Возможно, на первом этапе не нужно углубление в какие-то специфические детали. Однако есть базовые вещи, которым в 10–11 классах необходимо уделять как минимум 4 часа в неделю.
В те времена, когда Советский Союз славился на весь мир своим хоккеем, ребят с клюшкой и шайбой можно было видеть во всех дворах. В физических олимпиадах на международном уровне побеждала советская молодежь, которая прутиками на пляжном песке писала формулы законов Ньютона, Ома, Ампера. Об этом стоит задуматься всем нам, кто причастен к конструированию Будущего.