— Мы поговорили с Сайгановым экспертом, Сайгановым руководителем и ученым. Пора представить Сайганова как личность. Вы не против?
— Пожалуйста. Задавайте вопросы.
— В числе Ваших профессиональных научных интересов — кардиология, анестезиология-реаниматология, сердечно-сосудистая хирургия. Вы сразу выбрали эти направления, еще в студенческие годы?
— Моя мама работала в Покровской больнице, и все ее друзья, знакомые так или иначе были связаны с медициной, так что я в этой среде находился постоянно. И Вы знаете, в школе, в 8-м классе, мы написали себе письмо в будущее и договорились встретиться с одноклассниками через 4 года, когда каждый уже определится с выбором профессии. Когда мы снова встретились с классом и я открыл свое письмо, то очень удивился. Я написал, что хочу быть не просто врачом, а именно кардиологом. Этому направлению я посвятил всю профессиональную врачебную жизнь — со специальностями анестезиология и реаниматология.
После окончания клинической ординатуры по кардиологии работал в отделении реанимации для больных с инфарктом миокарда, потом заведовал этим отделением. Занимался научной работой, после защиты кандидатской диссертации преподавал. Я до сих пор не порвал с практическим здравоохранением, по-прежнему занимаюсь врачебной работой. Несмотря на то, что я и ректор, и заведующий кафедрой, у меня есть пациенты, я делаю обходы в наших клиниках, в тех клиниках, где есть база наших кафедр. Медицина — это моя жизнь, я не мыслю себя вне ее.
— У каждого ректора очень высокая административная нагрузка. Руководители медицинских вузов часто остаются еще и преподавателями, и действующими врачами. А на какие-то хобби у Вас время остается?
— На самом деле в последнее время мало удается почитать что-то из непрофессиональной литературы. Днем нужно заниматься вопросами оперативного управления университетом, читать лекции, совершать обходы. Я же еще руковожу аспирантами. Прихожу вечером домой, читаю и корректирую их статьи.
Надо же еще как-то свое здоровье поддерживать, находить время на занятия спортом. Стараюсь как минимум два раза в неделю посещать спортзал. Пытаюсь находить время, чтобы сходить с семьей на концерт, послушать классическую музыку, посмотреть спектакль.
Если нет возможности переключиться с профессиональной деятельности на что-то иное, это тоже не очень хорошо, потому что в итоге снижается эффективность твоей работы как специалиста и руководителя.
— У Вас были любимые преподаватели в институте? Может быть, с кем-то до сих пор поддерживаете отношения?
— Я заведую кафедрой госпитальной терапии и кардиологии, где четверть состава — преподаватели, у которых я учился. Все они профессионалы высокого качества: Юрий Николаевич Гришкин, Григорий Борисович Смирнов, Тамерлан Дзамболатович Бутаев.
Мне посчастливилось быть учеником профессора Ирины Ефимовны Ганелиной, которая одна из первых в стране организовала специализированную реанимацию для больных с инфарктом миокарда. Моя карьера, как я уже говорил, началась в этой реанимации. В то время Ирина Ефимовна еще делала там обходы. К сожалению, она трагически ушла из жизни 11 лет назад. Замечательный человек. Я благодарен судьбе за то, что у меня такие учителя.
— Вы работали в отделении реанимации и интенсивной терапии. Был ли какой-то особенный случай в Вашей практике, которой Вы до сих пор помните? Вроде того, что описан в рассказе Михаила Булгакова «Полотенце с петухом» в «Записках юного врача».
— Случаев, о которых я помню до сих пор, очень много: и тяжелых, и интересных, и курьезных. Непосредственно в смене я отработал 5 лет. Потом стал заведовать реанимацией, одновременно был ассистентом на кафедре. Я наблюдал, как меняются подходы к лечению больных с инфарктом миокарда, какой скачок совершило в последнее время это направление медицинской науки.
Работа была достаточно трудной, но там у меня тоже были учителя. В медицинской среде, к счастью, очень развита взаимовыручка.
А то самое «полотенце с петухом» есть у каждого врача.
— Вообще медицинское образование, конечно, специфическое. Очень сложно поступить, очень сложно учиться, еще и дольше всех…
— Да, это так. Человек, который поступает в медицинский вуз и хочет в дальнейшем работать врачом, обрекает себя на обучение всю свою профессиональную жизнь.