— Тимур Валикович, о профессиях, связанных с землеустройством, геодезией, кадастром, слишком мало известно. Расскажите, пожалуйста, насколько они востребованы? Где могут работать выпускники Вашего вуза?— На самом деле профессия землемера, которая объединяет все перечисленные Вами профессии, существует с библейских времен. Первым ухаживать за своей землей было доверено Адаму и Еве в райском саду.
В наши дни профессии землемера, землеустроителя, геодезиста, кадастрового инженера очень много значат, особенно в России с ее огромной территорией. Как правильно использовать такие площади и вообще — сколько же земель в нашей стране? Это не так просто определить, потому что за последние десятилетия разные ведомства предоставляли разные цифры по площади, а ведь задача как раз в том, чтобы цифры были точные. На их основе мы можем планировать использование земель, анализировать, какие территории требуют особого внимания, что там предстоит делать. Для выполнения этих задач нужны специалисты, которых мы и готовим.
Сегодня землеустроительные специальности выходят на новый технологический уровень. В отрасли активно применяют лазерное сканирование, повышенный интерес проявляется к беспилотным летательным аппаратам и другим системам дистанционного зондирования, которые позволяют оперативно снимать большие площади и мониторить ситуацию на их территории, развиваются космические способы получения данных. Все это говорит о том, что информационная емкость наших дисциплин растет. Отрасли нужны специалисты нового типа, которые обладают актуальными знаниями о современных технологиях анализа больших данных.
Наши выпускники не испытывают проблем с трудоустройством и работают в самых разных отраслях. Многие присматривают себе место работы уже на третьем курсе, на практике в БТИ, на предприятиях, в отраслевых министерствах. Высоко дефицитными специальностями считаются инженер-землеустроитель, геодезист и все специальности, связанные с кадастром.
Кроме того, мы организуем порядка 27 новых образовательных профилей, которые связаны в том числе с анализом земель. Наш учредитель, Министерство сельского хозяйства, заинтересован в первую очередь в мониторинге земель сельскохозяйственного назначения, потому что это стратегический ресурс, от которого зависит продовольственная безопасность страны.
С этого года мы внесли изменения в учебные планы, добавили с первого курса подготовку операторов беспилотных летательных аппаратов. К третьему курсу студенты, прошедшие обучение, получат соответствующее удостоверение и будут готовы работать с этими агрегатами, знать правовые основы их использования. Беспилотник — это не игрушка, а сложный инструмент, который позволяет очень многое узнать о земле: осуществлять контроль за ее использованием, мониторить ситуацию на полях, вовремя реагировать на локальные изменения. Все эти задачи нужно решать оперативно, чему мы и учим наших студентов.
Мы советуем обучающимся сочетать основную квалификацию с дополнительной. Например, землеустроителю, кадастровому инженеру или архитектору рекомендуем выбирать еще и юриспруденцию, а также изучать экономику. Такие специалисты более востребованы на рынке труда, их работа выше оплачивается.
— Государственный университет по землеустройству был образован во времена исторических завоеваний Россией новых территорий, в том числе для закрепления границ и установления прав земельной собственности. В состав нашей страны недавно вошли 4 новых субъекта федерации. Какая работа там планируется в части землеустройства и других направлений, которыми занимается Ваш вуз? Будете ли Вы принимать в ней участие?— Со своей стороны мы уже начали этот процесс. Недавно ГУЗ подписал соглашение с Херсонским аграрным университетом, его ректор был у нас в гостях, и мы договорились, что поможем им с учебной литературой, с подготовкой кадров для преподавательского состава, с методиками и технологиями ведения учета, которые существуют сегодня на всей территории России, чтобы они смогли оперативно разобраться в российских правилах учета объектов недвижимости.
У нас есть региональная площадка по аттестации кадастровых инженеров, где сдают экзамен соответствующие специалисты с высшим образованием и с опытом работы не менее двух лет. Мы готовим их к сдаче такого экзамена и готовы помочь в этом и луганским коллегам. А летом примем у себя группу студентов на практику.
— По данным исследовательского проекта Project Atlas, который изучает академическую мобильность, инженерное дело занимает второе место среди самых популярных направлений подготовки, на которое в Россию приезжают учиться иностранные студенты. Как Вы считаете, для вуза, который готовит инженерные кадры, количество иностранных студентов является важным показателем работы?— Безусловно. Мы эту работу выстраиваем с этапа довузовской подготовки. В прошлом году запустили новый проект по обучению иностранцев русскому языку, и он показал хорошие результаты. В нем участвуют только те иностранцы, кто готов выучить русский язык, чтобы дальше поступать в российские вузы и продолжать свое образование в России. Примерно треть из них хотят поступать на наши специальности.
Развитие инженерной науки и образования возможно не только в рамках одного государства, но и вместе с теми странами, которые включаются в эти процессы в качестве наших партнеров. Число иностранных специалистов, которых выпускает наш вуз, постоянно растет, и мы знаем, что представители нашего университета сейчас живут и работают в самых разных уголках планеты. Всегда приятно встречать наших выпускников в других странах и осознавать, что это мы посадили эти ростки по всему миру.