— Вы потомственный ученый. Ваш отец, Михаил Аронович Криштал — учёный с мировым именем, создатель одной из ведущих в мире материаловедческих научных школ. Ваши мама, бабушка, дедушки — тоже ученые. Вы в свое время были самым молодым доктором наук в Тольятти. Выбор научной стези был для Вас неизбежен?
— Меня никто не заставлял идти в науку, но отец был очень мудрым человеком, моим наставником, Учителем, и мне всегда хотелось соответствовать его ожиданиям, не подвести его. Кстати, меня порадовало, что не так давно мне то же самое сказал мой сын. Я не уверен, что он будет ученым — мы с ним не ставили таких целей, но он уже стал очень хорошим специалистом.
Отец всегда разговаривал со мной достаточно откровенно и как-то сказал мне, что наука предоставляет ученому три привилегии. Свободу — можно мыслить и иметь свое мнение в научной сфере, не оглядываясь на вышестоящее руководство. Достаток — с ученой степенью в Советском Союзе можно было получать неплохие деньги. И наконец, удовлетворение. Он даже говорил, что наука дает такое удовлетворение, какое не может дать ни одна женщина.
С изменением экономического строя и политической системы первые две привилегии перестали быть привилегиями ученых. Был период, когда наука вообще не давала возможности достойно жить. А третья привилегия оставалась всегда. Но я ее интерпретирую несколько иначе и шире: наука дает возможность приблизиться к пониманию замысла Творца, увидеть красоту природы. А момент постижения истины — это всегда ни с чем несравнимое удовольствие.
Желание заниматься наукой сформировалось у меня уже к третьему курсу. Однако после защиты кандидатской диссертации в 1994 году я оказался практически безработным. Мне дважды предлагали работу в банке, но я отказался и продолжал заниматься наукой. Писал статьи в высокорейтинговые академические журналы по ранее наработанному материалу и через некоторое время получил работу в научно-техническом центре АВТОВАЗа. Мне колоссально повезло, что, работая в НТЦ, я одновременно приобрел опыт прикладной науки и работы на крупном современном предприятии.
— Ваши хобби — это фотография и вокал. Никогда не хотели вместо науки заняться творчеством?
— Очень хотел, меня прямо тянуло в эту историю, но, знаете, отец всегда скептически относился к богеме и говорил, что там нужно быть либо великим, либо окажешься в неприятной компании.
У моего дедушки какое-то время получилось совмещать науку и творчество. До революции он одновременно учился в консерватории и в медицинском университете в Петрограде. Дедушка играл на мандолине, пел, но отказался от карьеры певца из-за проблем с голосом после перенесенной болезни. Уже после войны он заведовал кафедрой в Днепропетровском медицинском институте. У отца был хороший баритональный бас, а мама неплохо играла на фортепиано.
Я тоже окончил музыкальную школу, учился в вокальной студии, даже выступал в юности. Пение по-прежнему мое хобби, оно хорошо снимает негатив, дает выплеск эмоциям и оказывает на меня терапевтический эффект. Если у меня плохое настроение, я сажусь за пианино или беру гитару и пою под свой аккомпанемент — сразу становится легче.
— Михаил Михайлович, несерьезный вопрос: что за скульптура установлена при входе в Тольяттинский университет?
— Это Шурик, герой гайдаровских комедий. Идея установки этой скульптуры в университете принадлежит Владимиру Евгеньевичу Еремееву, работавшему у нас главным инженером. Мне задумка понравилась. Но я же не могу без креатива: предложил, чтобы наш Шурик не просто стоял в сквере, а забегал на ступени университета с тубусом в руках.
Получился такой вечный бронзовый «Студент, спешащий на занятия». Потом у меня возникла идея поставить рядом с ним девушку. Скульптура сейчас в процессе создания, но уже получила свое название: «Студентка, смотрящая заинтересованным взглядом на студента, спешащего на занятия».
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова
Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.
28 июня 2022