«Искусство дисциплинирует»

Интервью с ректором Российского государственного института сценических искусств Натальей Пахомовой.
Едва ли не в любом театре страны работает выпускник Российского государственного института сценических искусств. Среди его педагогов — ведущие мастера театральной режиссуры, артисты, сценографы, художники-технологи, критики, продюсеры. Так что РГИСИ, что называется, положение обязывает держать планку и предлагать студентам актуальные программы обучения. Что удается и с чем возникают сложности — об этом мы поговорили с ректором института Натальей Пахомовой.

Требования театра
— Наталья Владимировна, Вы возглавляете вуз пять лет и за это время привели в порядок институтские корпуса, проделали большую работу по ремонту и реставрации нескольких зданий. Планируются ли теперь в РГИСИ какие-то обновления в плане технического переоснащения?

— Ремонт и реставрация фасадов зданий Учебного театра «На Моховой» и Учебного корпуса, который простоял в строительных лесах без малого 30 лет, безусловно, были масштабным и трудоемким проектом. Однако ставить на этом точку было бы неверно — впереди еще много работы.

В приоритете у нас капитальный ремонт общежития и реконструкция Главного корпуса — исторического здания, известного как особняк Н. В. Безобразовой.

В связи с этим необходима серьезная организационная подготовка к временному переезду почти половины института в другие помещения. Естественно, к моменту окончания ремонта и возвращения студентов и педагогов учебные классы и мастерские будут технически модернизированы. Но все это планы на длительную перспективу.

Что же касается технического оснащения, то сейчас мы можем подвести итоги за период с 2017 по 2021 год, когда было полностью заменено старое оборудование. В настоящий момент учебные аудитории укомплектованы моноблоками и мультимедийной техникой для показа презентаций, обеспечен доступ к интернету, у студентов и педагогов есть все условия для проведения прямых трансляций теоретических и практических занятий.

Большим толчком в процессе технического оснащения послужила пандемия. Чтобы перевести живой образовательный процесс в дистанционный формат, мы в короткие сроки приобрели дополнительную технику, скорректировали учебные планы.

Кстати, именно в период пандемии для кафедры режиссуры телевидения была закуплена передвижная телевизионная студия. Теперь у студентов есть автономный центр для съемок и монтажа, возможность практиковаться, вести прямые трансляции на современном оборудовании вне учебных аудиторий.

РГИСИ, как и любой театральный вуз, работает по принципу мастерских — полноценных сценических площадок, для которых особо остро стоит вопрос технического оснащения.

В прошлом году после долгого перерыва вновь набрал курс Лев Абрамович Додин. Его мастерскую мы и взяли за образец идеального «мини-театра». В процессе установки сейчас находится современное световое и звуковое оборудование, профессиональный пульт для свето- и звукооператора. По этому образцу мы в дальнейшем будем дооснащать другие мастерские.

Также РГИСИ является участником масштабного национального проекта «Культура»: частью культурно-образовательных кластеров во Владивостоке, Калининграде и Кемерово станут созданные филиалы вуза — Высшие школы музыкального и театрального искусства, ВШМТИ.

Этим летом состоялось историческое событие — открытие Сибирской ВШМТИ. Кроме того, на базе филиалов более двух лет работают Школы креативных индустрий, в которых подростки от 12 до 17 лет могут пройти бесплатное обучение дизайну, анимации, театральной технологии, фото- и видеопроизводству, звукорежиссуре, интерактивным цифровым технологиям.

— Каким образом институт определяет для себя приоритетные направления? Совпадает ли вузовское понимание с выбором поступающих? Или РГИСИ откликается на спрос абитуриентов: на что больше всего поступают, те направления и ведущие?

— Приоритетность направлений и инновации в учебном процессе определяются в первую очередь требованиями современного театрального искусства. В РГИСИ преподают ведущие режиссеры, театральные деятели и руководители театров Санкт-Петербурга: Лев Додин, Валерий Фокин, Андрей Могучий, Семен Спивак, Григорий Козлов, Александр Петров, Лев Эренбург, Владимир Рецептер. Именно от них зависит развитие театра и актуальные тенденции в нем. Напрямую эти новации педагоги передают студентам в процессе обучения.

За последние десятилетия в структуре нашего института появилось три новых факультета: продюсерский, факультет музыкального театра и эстрадного искусства и факультет мастерства сценических постановок, где представлены магистерские программы в области театрального искусства.

Эти изменения важны не только для истории института, они свидетельствуют об изменениях в самой индустрии, повышении спроса на специалистов определенной направленности. Задача руководства, мастеров и педагогов откликаться на эти запросы и удовлетворять их.

Мы также внимательны к тем сложностям, с которыми наши студенты и выпускники сталкиваются на практике. В какой-то момент выяснилось, что учащиеся актерских направлений, заточенные на выразительные средства театра, попадая на киноплощадку, не могут профессионально взаимодействовать с камерой. Поэтому в списке дисциплин с недавнего времени появилась «Работа актера в кадре», призванная расширить навыки студентов и подготовить их к участию в кинопроектах.

Упомяну еще одну важную практику вуза, которая претерпевает изменения в зависимости от запросов театров. С 1930-х годов прошлого века наш институт готовит кадры для республик и регионов страны. В прошлом году мы применили комплексный подход в деле воспитания студентов-целевиков и запустили экспериментальный курс под руководством Яны Марковны Туминой — кукольный «театр под ключ». На один курс были набраны артисты, режиссеры, театроведы, продюсеры, художники-постановщики. Такой комплексный подход к обучению позволяет получать готовый кадровый состав для театров в течение четырех-пяти лет.
Конкуренция с частными школами
«Сохранение традиций в преподавании и в руководстве — не синонимы. В случае с последним необходимо организовать элементарный процесс передачи дел, понять, что уже сделано, а какие проекты нужно продолжать».
— Два Ваших предшественника на ректорском посту сейчас работают в РГИСИ, возглавляют кафедры. Для Вас это про сохранение традиций в вузе или что-то иное?

— Лев Геннадьевич Сундстрем и Александр Анатольевич Чепуров не только возглавляют ведущие кафедры, но и до назначения на должность ректора много лет работали в вузе. Я и сама достаточно давно преподаю в институте. Однако важно понимать, что сохранение традиций в преподавании и в руководстве — не синонимы. В случае с последним необходимо организовать элементарный процесс передачи дел, понять, что уже сделано, а какие проекты нужно продолжать. Любой ректор сталкивается с целым рядом вопросов и сложностей, и мне очень повезло — я всегда могла рассчитывать на поддержку своих предшественников.

Лев Геннадьевич Сундстрем был моим научным руководителем в аспирантуре, он известнейший специалист в области театрального менеджмента. Александр Анатольевич Чепуров, которого я сменила на должности, — один из крупнейших театроведов. Я поддерживаю дружбу и с бывшим ректором Владимиром Петровичем Яковлевым, который после снятия с должности не остался работать в РГИСИ.

Каждый из них много вложил в институт, и сегодня для них также важно, чтобы вуз развивался. Поэтому за советом, поддержкой, любой консультацией я всегда могу обратиться к ним, за что испытываю большую благодарность и уважение.

— Вы рассказываете о традициях и преемственности в вузе, и сразу же возникает вопрос: могут ли у театральных вузов появиться реальные коммерческие конкуренты, вроде частных школ кино? С одной стороны, для их создания не требуются какие-то огромные финансовые вложения, как, например, для технического вуза, а с другой — в творческом образовании очень многое определяют как раз традиция, дух и атмосфера вуза, которые формируются десятилетиями. Интересно, что Вы думаете по этому поводу.

— Конкуренцию в данном случае можно рассматривать с двух сторон: в обучении и в дальнейшем трудоустройстве выпускников.

С точки зрения обучения конкуренции неоткуда взяться: при достаточном количестве как государственных, так и частных творческих школ, в РГИСИ мы с каждым годом наблюдаем увеличение числа абитуриентов. На протяжении последних лет конкурс на самое востребованное направление — артиста драматического театра и кино, составляет более 133 человек на место.

Говорить про конкуренцию при трудоустройстве на работу тоже не приходится — известный факт, что между двумя равно талантливыми людьми предпочтение будет отдано выпускнику вуза с большой историей, зарекомендовавшего себя крупным образовательным центром. В данном случае диплом об окончании РГИСИ является для потенциального работодателя неким знаком качества.

Тем не менее, мы не можем игнорировать те сложности, с которыми сталкиваются государственные театральные вузы при обилии коммерческих школ.
«Главная проблема связана с обесцениванием творческих профессий на рынке труда и в области высшего образования. Мы постоянно боремся со стереотипом о том, что в подготовке специалистов актерских специальностей на регулярной основе и в таких объемах нет необходимости. Что люди этих профессий рискуют остаться без работы на всю жизнь. Однако это совершенно не соответствует действительности».
Главная проблема связана с обесцениванием творческих профессий на рынке труда и в области высшего образования. Мы постоянно боремся со стереотипом о том, что в подготовке специалистов актерских специальностей на регулярной основе и в таких объемах нет необходимости. Что люди этих профессий рискуют остаться без работы на всю жизнь. Однако это совершенно не соответствует действительности.

Например, в самый тяжелый ковидный год трудоустройство наших выпускников направления «артист драматического театра и кино» составило 97,3%.

В коммерческих учреждениях процент трудоустройства гораздо ниже, что влияет на ситуацию на рынке труда, и нам каждый раз приходится доказывать востребованность специалистов творческих специальностей.

Мне хочется, чтобы все понимали: обучение артиста — сложный комплексный процесс, который оттачивается нашим вузом на протяжении всей его истории.

Мы можем гордиться уникальными учебными планами, которые включают в себя не только узкоспециальные дисциплины: сценическое движение и речь, грим, акробатику, фехтование. На каждой специальности студенты изучают большой блок теоретических предметов: историю мирового и отечественного театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, философию. Начиная с третьего курса студенты-артисты выходят на большую сцену Учебного театра «На Моховой» и приобретают мастерство уже на практике.

Таким образом, мы можем гарантировать качественное всестороннее образование и поставлять в индустрию специалистов с высокими профессиональными навыками. И речь не только про артистов, но и про студентов всех направлений подготовки.


Отборочный тур онлайн
«Как бы ни развивалось взаимодействие театра с цифровыми технологиями, пандемия, открывшая новые возможности для онлайн-театра, в очередной напомнила нам одну простую истину: суть сценического искусства заключается в том, что это живой процесс взаимодействия актера со зрителем и со своим партнером».
— В интервью нашему порталу Ваша коллега, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Наталия Горина отметила, что до 40% в вузовский бюджет поступает от факультета дополнительного образования. В РГИСИ такая же ситуация?

— РГИСИ, как и многие вузы, реализует обучение по программам дополнительного образования для детей и взрослых, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но нужно понимать, что возможности каждого учебного заведения не равны.

Например, мы упираемся в пресловутый «квартирный вопрос» и из-за ограниченности в площадях вынуждены арендовать помещения по всему городу даже для занятий студентов очной формы обучения.

Стараемся развивать дополнительное образование в дистанционном формате — как уже было сказано, у нас есть для этого материально-техническая база, и отмечаем востребованность такого формата среди слушателей.

— Опять же в интервью с ректорами мы постоянно обсуждаем цифровую трансформацию образования, цифровые компетенции, цифровую зрелость. Имеет ли это какое-нибудь отношение к театральному вузу?

— Если мы говорим о цифровой трансформации, то должны четко разделять творческий, образовательный процесс и организацию работы учреждения.

Наверное, 2020 год в этом смысле стал переломным. Преподавателям абсолютно всех вузов пришлось в срочном порядке овладеть навыками работы с системами дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, разработать электронные учебные материалы, провести приемную кампанию онлайн.

В настоящее время в институте ведется цифровая трансформация системы управления. Мы внедряем электронный документооборот, постоянно проводим курсы повышения квалификации для преподавателей и сотрудников по цифровым навыкам, актуализируем образовательные программы.

Для искусства в широком смысле взаимодействие с цифровыми технологиями началось с возникновения первых ручных камер в 1960-х годах прошлого века. В результате театр прошел путь от самых простых видеоперформансов до внедрения в спектакли VR-технологий. На лекциях по истории театра студенты изучают подобные явления.

Однако как бы ни развивалось взаимодействие театра с цифровыми технологиями, пандемия, открывшая новые возможности для онлайн-театра, в очередной напомнила нам одну простую истину: суть сценического искусства заключается в том, что это живой процесс взаимодействия актера со зрителем и со своим партнером.

Каждый показ в спектакле что-то незримо меняется, никогда здесь не повторится в точности ни одно движение, ни одна интонация. И я стою за то, чтобы использование в театре цифровых технологий сохраняло эту уникальную живую ткань произведения искусства. Только в этом случае цифровизация будет направлена на развитие, а не на разрушение театра.

— Можно представить, каково было Вашему институту в период пандемии, в локдаун...

— Сейчас, когда все это позади, можно объективно оценить и позитивные изменения, которые внесла пандемия. В 2020 году, чтобы сократить риски для преподавателей и абитуриентов, мы проводили творческие консультации дистанционно, по видео. Тогда свои портфолио нам прислали почти 7000 человек. Этот формат мы решили сохранить в последующие годы и уверенно можем говорить о значительном расширении географии поступающих. Так, в прошлом году соотношение иногородних абитуриентов к петербуржцам составило 77 процентов, в этом — 75.

На поступление к нам стали приезжать из самых отдаленных городов, и это объяснимо. Представьте: вчерашний школьник, живущий в тысяче и более километров от Санкт-Петербурга, хочет рискнуть поехать через всю страну на прослушивание в театральный вуз. Любой родитель его отговорит, аргументируя это большой конкуренцией. А когда первый отборочный этап пройден онлайн, человек едет к нам с пониманием, что его шансы на поступление уже достаточно высоки.

— Вы как-то сказали, что уже на подготовительных курсах и творческих собеседованиях сразу понимаете, насколько абитуриенту нужно это поступление. Что сегодня мотивирует людей идти учиться на актера, режиссера, театроведа?

— С одной стороны, всегда остается пласт молодых людей, которые представляют себе творческую профессию на примере жизни знаменитостей — легкие деньги, красные дорожки, лучи славы и богатство…

«В процессе обучения тот, кто поступал в вуз, чтобы стать знаменитостью, не прилагая к этому усилий, может прийти к пониманию профессии, ее сложности и найти в ней свое призвание».
— И Вы уже на отборочном туре видите тех, кто пришел именно за этим?

— Конечно. Процесс поступления в наш вуз занимает достаточно много времени: сначала нужно пройти творческие консультации, затем три тура вступительных испытаний, в том числе собеседование.

Педагоги общаются с абитуриентами, видят их в работе — не только в индивидуальной, но и в командной. И на этом этапе сразу видно, действительно ли человек настроен на профессию, готов ли много трудиться или его манит образ красивой беззаботной жизни. Хотя одно другого не исключает.

В процессе обучения тот, кто поступал в вуз, чтобы стать знаменитостью, не прилагая к этому усилий, может прийти к пониманию профессии, ее сложности и найти в ней свое призвание.

Как учить зумеров
— Вы согласны с тем, что к поколению зумеров, которые как раз сейчас поступают и учатся, нужны другие подходы в обучении, что у них другие способы восприятия информации, в том числе учебной? Как это учесть в образовательном процессе?

— Наверное, нам в этом смысле повезло со спецификой искусства, которым мы занимаемся. Во-первых, оно мобильно, отчего непрестанно изменяется, откликается на перемены времени и настроений, чутко реагирует на потребности общества и на актуальные проблемы.

Во-вторых, будучи процессом живым, оно сильно дисциплинирует. И я говорю даже не об артистах, а о зрителях, ведь практически каждый, кто пришел поступать к нам, начинал путь в профессию из зрительного зала. Многие спектакли длятся по 2–4 часа, во время которых нельзя отвлекаться на гаджеты, нельзя вставать или ставить действие «на паузу».

Да, дети приходят другие, это так: время меняется, меняются поколения, меняется способ восприятия информации и ее выражения. Наши педагоги, десятилетиями работающие со студентами, прекрасно это понимают, корректируют способ диалога и подачи знаний. Важно, что традиции, опыт и методики при этом остаются и обогащаются.

— В одном интервью Вы отметили: «Я рада, что у мастеров практически ушло пренебрежение к внебюджетным студентам. Претендующие на места по договору ничем не отличаются от тех, кто идет на бюджет. Порой бывают и более образованными, более насмотренными». Как Вы думаете, откуда возникло это отношение, можно даже сказать, снобизм, и как Вы с ним боретесь? Ведь оно коснулось не только творческих специальностей: есть мнение, что учить за деньги врачей тоже «неправильно».

— Это предвзятое отношение мы уже победили. Возникло оно в 1990-е годы, когда так называемые «малиновые пиджаки» за деньги пристраивали своих детей в престижные вузы. Конечно, это были дети без должных способностей, подготовки и культурного уровня, не настроенные на учебу и работу.

Сегодня мы наблюдаем совершенно иную ситуацию: абитуриенты из обеспеченных семей высокообразованны, обучены языкам, знакомы с крупнейшими музеями и театрами мира, имеют широкий кругозор. Родители таких детей нередко проявляют поразительную осознанность. Недавно мама одного поступающего сказала: «У нас есть возможность платить за образование. Пусть лучше на бюджетное место возьмут ребенка, у которого такой возможности нет». Так что сами изменения в обществе помогли нам справиться с предрассудком о платном обучении.

Кроме того, все прекрасно знают, что прием в вуз для всех абитуриентов ведется на общих условиях, вступительные испытания проходят в полном объеме. На основании баллов, полученных на экзаменах, и результатов ЕГЭ формируется ранжированный список.

Однако наши ресурсы все же ограничены — и речь не только о нехватке площадей. Обучение в РГИСИ почти индивидуальное, и для эффективного образовательного и творческого процесса мы вынуждены регламентировать количество студентов на курсе. Например, в этом году на курс Сергея Дмитриевича Бызгу было выделено 18 бюджетных мест, к которым мы смогли добрать только 8 человек с оплатой по договору.

В РГИСИ, как и в любом творческом вузе, есть процент студентов, которые отсеиваются в процессе обучения: кто-то уходит по личным причинам, кто-то не выдерживает большой физической и эмоциональной нагрузки. Так освобождаются бюджетные места, на которые имеют возможность перевестись студенты-«платники». Решение о таком переводе делается уже на основании общей успеваемости.

Кстати, еще одно решение финансового вопроса, о котором важно упомянуть, — это образовательные кредиты, для которых банки предлагают очень лояльные условия.


Новый сезон
— Начался новый театральный сезон. На что советуете сходить? Где зрители могут увидеть студентов и выпускников РГИСИ?

— Не будет преувеличением сказать, что выпускников РГИСИ можно встретить на любых театральных площадках страны. И речь не только про артистов и режиссеров, но и про директоров, художественных руководителей, художников. Выпускники нынешнего года приняты в труппу театра им. Ленсовета, Александринского театра, ТЮЗа им. А. А. Брянцева, Мюзик-Холла. А курс Сергея Дмитриевича Бызгу не захотел расставаться и создал свой коллектив «Студию-театр Бызгу».

Нынешних студентов можно увидеть на сцене Учебного театра «На Моховой», полноценного репертуарного театра в центре Петербурга. В этом сезоне он отмечает юбилей — 60 лет назад на его площадке был сыгран первый студенческий спектакль.

Этим летом афишу театра покинули 8 постановок, выпускники отправились покорять большой профессиональный мир, а уже в сентябре репертуар пополнили 3 премьеры. Приглашаю жителей и гостей северной столицы посетить спектакли нашего театра.

— Три театральных режиссера, чьи работы Вас восхищают.

— Я считаю, что мне невероятно повезло — я имею возможность не только восхищаться крупнейшими режиссерами и артистами современности, но и работать с ними, вместе вносить вклад в будущее отечественного и мирового искусства, воспитывая талантливых молодых людей, вместе поддерживать славу театрального института на Моховой.

— Наталья Владимировна, всё-таки Вы непобедимо патриотичны в отношении своего института…

— Это точно!

Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.