— В интервью нашему порталу Ваша коллега, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Наталия Горина отметила, что до 40% в вузовский бюджет поступает от факультета дополнительного образования. В РГИСИ такая же ситуация?— РГИСИ, как и многие вузы, реализует обучение по программам дополнительного образования для детей и взрослых, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но нужно понимать, что возможности каждого учебного заведения не равны.
Например, мы упираемся в пресловутый «квартирный вопрос» и из-за ограниченности в площадях вынуждены арендовать помещения по всему городу даже для занятий студентов очной формы обучения.
Стараемся развивать дополнительное образование в дистанционном формате — как уже было сказано, у нас есть для этого материально-техническая база, и отмечаем востребованность такого формата среди слушателей.
— Опять же в интервью с ректорами мы постоянно обсуждаем цифровую трансформацию образования, цифровые компетенции, цифровую зрелость. Имеет ли это какое-нибудь отношение к театральному вузу?— Если мы говорим о цифровой трансформации, то должны четко разделять творческий, образовательный процесс и организацию работы учреждения.
Наверное, 2020 год в этом смысле стал переломным. Преподавателям абсолютно всех вузов пришлось в срочном порядке овладеть навыками работы с системами дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, разработать электронные учебные материалы, провести приемную кампанию онлайн.
В настоящее время в институте ведется цифровая трансформация системы управления. Мы внедряем электронный документооборот, постоянно проводим курсы повышения квалификации для преподавателей и сотрудников по цифровым навыкам, актуализируем образовательные программы.
Для искусства в широком смысле взаимодействие с цифровыми технологиями началось с возникновения первых ручных камер в 1960-х годах прошлого века. В результате театр прошел путь от самых простых видеоперформансов до внедрения в спектакли VR-технологий. На лекциях по истории театра студенты изучают подобные явления.
Однако как бы ни развивалось взаимодействие театра с цифровыми технологиями, пандемия, открывшая новые возможности для онлайн-театра, в очередной напомнила нам одну простую истину: суть сценического искусства заключается в том, что это живой процесс взаимодействия актера со зрителем и со своим партнером.
Каждый показ в спектакле что-то незримо меняется, никогда здесь не повторится в точности ни одно движение, ни одна интонация. И я стою за то, чтобы использование в театре цифровых технологий сохраняло эту уникальную живую ткань произведения искусства. Только в этом случае цифровизация будет направлена на развитие, а не на разрушение театра.
— Можно представить, каково было Вашему институту в период пандемии, в локдаун...— Сейчас, когда все это позади, можно объективно оценить и позитивные изменения, которые внесла пандемия. В 2020 году, чтобы сократить риски для преподавателей и абитуриентов, мы проводили творческие консультации дистанционно, по видео. Тогда свои портфолио нам прислали почти 7000 человек. Этот формат мы решили сохранить в последующие годы и уверенно можем говорить о значительном расширении географии поступающих. Так, в прошлом году соотношение иногородних абитуриентов к петербуржцам составило 77 процентов, в этом — 75.
На поступление к нам стали приезжать из самых отдаленных городов, и это объяснимо. Представьте: вчерашний школьник, живущий в тысяче и более километров от Санкт-Петербурга, хочет рискнуть поехать через всю страну на прослушивание в театральный вуз. Любой родитель его отговорит, аргументируя это большой конкуренцией. А когда первый отборочный этап пройден онлайн, человек едет к нам с пониманием, что его шансы на поступление уже достаточно высоки.
— Вы как-то сказали, что уже на подготовительных курсах и творческих собеседованиях сразу понимаете, насколько абитуриенту нужно это поступление. Что сегодня мотивирует людей идти учиться на актера, режиссера, театроведа?— С одной стороны, всегда остается пласт молодых людей, которые представляют себе творческую профессию на примере жизни знаменитостей — легкие деньги, красные дорожки, лучи славы и богатство…