«IT в биологии совершат революцию в медицинском образовании»

Интервью с ректором Кировского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ Львом Железновым.

Почему выпускники медицинских вузов не стоят на биржах труда, как пандемия повлияла на рост популярности врачебных специальностей, какие перспективы у высшего сестринского образования, и в чем истинное искусство врачевания — об этом мы поговорили с руководителем Кировского ГМУ.

Инженерия в медицине
«Роль медицинской сестры
с высшим образованием до сих пор четко не установлена».
— Лев Михайлович, предлагаем начать наш разговор с цифр. ВШЭ опубликовала мониторинг качества приема в российские вузы за 2022 год. По результатам исследования, в котором участвовали 812 вузов, больше всего студентов в прошлом году было зачислено по укрупненной предметной группе «Здравоохранение» — 50 467 человек. Это направление потеснило даже направление «Информатика и вычислительная техника». При этом «Сестринское дело» оказалось в списке с наименьшим количеством зачисленных студентов, их всего 366 человек. Как Вы прокомментируете эти показатели?

— Да, от цифр никуда не денешься, и наша задача — уметь их анализировать. Я полагаю, что большой набор по укрупненной группе медицинских специальностей в 2022 году обусловлен последствиями пандемии. Общество убедилось в том, насколько значима профессия врача. Вероятно, внимание привлекли и дополнительные выплаты медикам за усиленную работу в тяжелый период.

Что касается сестринского дела, то надо отметить, что это сравнительно молодая специальность, она появилась у нас в стране в начале 1990-х годов. До Кировского ГМУ я работал в Оренбургском медицинском университете, так вот там был один из первых в России факультетов сестринского дела. Специальность, которую там получали, называлась в духе того времени — менеджер сестринского дела. Интересно, что многие из тех первых выпускников, кто не нашел себя в медицине, стали потом успешными менеджерами, открыли собственный бизнес.

Сегодня же ситуация в системе здравоохранения такова, что роль медицинской сестры с высшим образованием до сих пор четко не установлена. У них даже в дипломе указаны две специальности: «высшее сестринское дело» и «преподаватель медицинского колледжа».

Для сравнения, в соседнем Казахстане на уровне государства принято решение, что все старшие сестры отделений и главные сестры больниц должны быть с высшим сестринским образованием. Считаю, что нам тоже нужен четко разработанный, реально работающий профессиональный стандарт для этой специальности. Особенно учитывая дефицит кадров в среднем звене здравоохранения. Этот вопрос можно решить общими усилиями медицинской общественности, ректоров вузов и Минздрава. Тогда и профессия будет востребована, и набор на нее в университеты будет большой.

«В ближайшее время мы будем наблюдать развитие новых дисциплин медико-биолого-информационного плана, что даст по-настоящему революционный импульс к изменениям в системе медицинского образования.».
— На недавней пресс-конференции, посвященной старту кампании ЕГЭ-2023, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что биология заняла третье место в списке самых популярных предметов по выбору — ее выбрали 19% участников ЕГЭ-2023. Как Вы считаете, интерес к биологии и популярность медицинских специальностей — это взаимосвязанные тренды?

— Я бы добавил: особенно интерес возрос к биотехнологиям, к созданию новых лекарственных препаратов и вакцин, о чем в последние три года все мы слышали постоянно. На самом деле эпидемия коронавирусной инфекции заслонила многие биотехнологические процессы, которые начались еще до ковида. К примеру, на совершенно новый уровень вышли диагностика и лечение онкологических заболеваний. Думаю, всё это подпитывает интерес школьников к специальностям биологического профиля.

Кроме того, фундаментальные законы биологии сегодня во многом связаны с информационными технологиями, эта область знаний на стыке наук предоставляет широкие возможности для моделирования, обработки больших данных. В ближайшее время мы будем наблюдать развитие новых дисциплин медико-биолого-информационного плана, что даст по-настоящему революционный импульс к изменениям в системе медицинского образования.

— Можно предположить, что у медицинской информатики и инженерии хорошие перспективы?

— Это уже не перспективы, это реальность. Посмотрите на успехи российской медицинской науки. Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи и Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М. П. Чумакова РАН создали вакцины против коронавирусной инфекции по совершенно оригинальным подходам. Те, кто сомневался, как они смогли так быстро, менее чем за год, разработать вакцины, ошибаются в своем скепсисе. Это ведущие исследовательские центры мира, которые еще с конца 1980-х годов работали над вакциной против лихорадки Эбола (особо опасная вирусная инфекция с высоким уровнем летальности — Прим. ред.), и когда началась вспышка коронавирусной инфекции, они по давно имеющимся методикам заменили возбудителя инфекции и создали «Спутник V».

— Как будет проходить образовательный процесс на направлениях на стыке медицины и инженерии? В медицинских вузах откроют инженерные факультеты, или будете взаимодействовать с техническими университетами?

— Взаимодействие с техническими вузами осложнено из-за межведомственного барьера — у нас с ними разные министерства-учредители. Но мы можем вводить в наши дополнительные образовательные программы необходимые элементы технического содержания. Широкие возможности нам предоставляет сетевое межвузовское взаимодействие, дистанционные образовательные технологии. Думаю, мы будем развиваться в этом русле.

За первокурсников преподавателям нужно доплачивать
— В Кировском ГМУ есть химико-биологические классы с усиленной подготовкой к ЕГЭ. Когда их выпускники поступят в университет, учиться им придется уже не по тестам, а по сложным учебникам. Вы отмечаете сложности при переходе первокурсников от школьного тестового формата обучения к традиционному для медицинского вуза, где нужно не тесты решать, а учить наизусть анатомию и латынь?

— Студенты первого курса воспринимают исключительно короткие отрывки информации, и для вуза это серьезная проблема. Когда последние два класса в школе ученик решает одни только тесты, а потом поступает в медицинский университет, приходится тратить время и силы на переход к обучению по совершенно другим методами, как того требует медицинская специальность. Считаю, что преподавателям, которые ведут дисциплины на первом курсе, нужно дополнительно оплачивать их труд.

При сохранении всех тех положительных результатов, которые дает система единого государственного экзамена, стоит все же усовершенствовать подготовку старшеклассников. Нам есть с чем сравнивать, в Кировском ГМУ учится много студентов-иностранцев из Африки, из Индии, где другая система школьной подготовки. Эти ребята мотивированы упорно учиться ради диплома врача.

Новая организация труда в медицине
— В феврале 2023 г. в ряде российских регионов открылись новые объекты здравоохранения. На мероприятии в честь открытия речь шла о повышении уровня подготовки медицинских специалистов и более широком использовании в медицине передовых информационных технологий. Каким образом большие данные и искусственный интеллект реально могут улучшить качество медицинской помощи в первичном звене здравоохранения?

— Недавно я участвовал в научно-практической конференции, и там как раз прозвучал тезис о том, врачи общей практики, участковые терапевты и педиатры столкнулись с новым сочетанием симптомов соматических и инфекционных заболеваний. Это одно из последствий пандемии, которое мы обязаны учитывать при организации первичного звена. Прежде всего, через внедрение информационных технологий.

Я переехал в Киров 6 лет назад и, когда начал знакомиться с системой регионального здравоохранения, был поражен тем, как здесь всё отлажено. Прежний министр здравоохранения Вероника Скворцова называла кировскую медицинскую информационную систему одной из лучших в стране. Уже тогда здесь была создана база пациентов, благодаря которой врач скорой помощи, приехав на вызов, может посмотреть историю болезни. Информация о вызове скорой помощи заносится в систему и доступна участковому врачу пациента.
Наши ученые в области организации здравоохранения вместе с региональным Минздравом проводят совместные программы по оценке больших данных, которые мы получаем о пациентах. Эти сведения позволяют анализировать и прогнозировать многие процессы.

В то же время мы не должны забывать, что искусственный интеллект сопровождается интеллектом человека. Нельзя всё отдавать на откуп нейросетям. Принцип индивидуализированного подхода к каждому пациенту в медицине должен оставаться превалирующим.

«Пациент — живой человек, какой бы компьютер ни поставил ему диагноз, если он не пообщался с врачом, он уйдет недовольным, даже если лечение ему назначено верное».
— Еще один вопрос о новациях в медицинской сфере. В Кировском ГМУ студентов обучают эффективному управлению, бережливому производству, развитию мотивации у коллектива. Все эти понятия привычны для больших корпораций. Можно ли говорить о том, что теперь они распространяются и в практическом здравоохранении?

— А вот это как раз второй момент, который меня удивил в Кирове. Уже в 2017 году в местных поликлиниках начали внедрять бережливые технологии, маршрутизацию для посетителей. Зайдите сегодня в любую городскую поликлинику — всюду понятные указатели, где что находится. Есть автоматическая запись в регистратуру. Всё это существенно упрощает передвижение пациента, сокращает время ожидания приема и получения помощи.

Вы знаете, что принципы бережливых технологий российское здравоохранение переняло у атомной промышленности? В производстве эти подходы давали большой эффект удовлетворенности со стороны потребителей, и поэтому их решено было попробовать в системе здравоохранения. Принято считать, что отечественные корпорации учились этому у известных японских и немецких концернов, а между тем разработкой теории бережливых технологий еще в конце 40-х годов ХХ века занимался советский исследователь Генрих Альтшуллер. Он одним из первых ввел понятие «научная организация труда».

Изучение бережливых технологий мы вносим в наши учебные планы, в соответствующие дисциплины. Когда студенты выходят на практику после четвертого курса, они должны ориентироваться в этих подходах, равно как и в медицинской информационной системе, как рыба в воде. Это не просто востребованные сервисы, это новое лицо здравоохранения, и за этим его будущее, я в этом абсолютно уверен.

— Повлияет ли то, о чем Вы говорите, на формирование новой культуры врачебной деятельности? Недавно мы обсуждали с Вашей коллегой, ректором Алтайского государственного медицинского университета Ириной Шереметьевой, что пациенты стали более требовательными к врачам, ждут от них большего внимания. Молодым докторам нужно быть готовыми, в том числе психологически, к этим новым запросам.

— Вы затронули очень интересную для медицинского образования тему. Дело в том, что наши студенты много времени проводят в виртуальной среде, в социальных сетях. Когда на шестом курсе они приходят на занятия по коммуникативному общению, становится очевидным, что специалистов, которых мы готовим к выпуску, нужно обучать личному вербальному общению, причем не только со своими сверстниками, а с людьми разных возрастов, разных поколений, у каждого из которых свои особенности. Студенты сами говорят: «Нам эти знания очень нужны», поэтому мы проводим для них обязательные дополнительные курсы, где они разбирают различные ситуации и вопросы, которые могут возникнуть на приеме. Пациент — живой человек, какой бы компьютер ни поставил ему диагноз, если он не пообщался с врачом, он уйдет недовольным, даже если лечение ему назначено верное.

Что касается психологической службы для врачей: у нас есть факультет для обучения клинических психологов, но набор там небольшой, а потребность в таких специалистах огромная. Для восполнения этого дефицита решается вопрос о профессиональной переподготовке врачей других специальностей.

— Вы рассказали о шестикурсниках, что в очередной раз напомнило, как долго учатся будущие врачи. Получается, студенты, которые поступили в Кировский ГМУ в 2022 г., выйдут на работу в 2028-м г. Как их учить сегодня, чтобы к моменту получения диплома они были востребованными специалистами с актуальными навыками?

— Путь у нас один — придерживаться традиций отечественной медицины, которые были заложены Н. И. Пироговым и С. П. Боткиным, и современных государственных стандартов. В свое время мы отстояли медицинское образование от внедрения бакалавриата и магистратуры, сохранили ли специалитет, и это было абсолютно верное решение.

У медицинских вузов ситуация особенная: их выпускники не стоят на бирже труда. Наших студентов начинают приглашать на работу уже с пятого курса, особенно в учреждения в малых городах, в районах области.

— А что Вы думаете о частных фирмах, которые проводят курсы повышения квалификации для врачей, стоимостью значительно ниже, чем государственные медицинские организации, подведомственные Минздраву? Это частные случаи или проблема всей отрасли?

— Этот вопрос обсуждается практически на каждом заседании совета ректоров, с ним мы не раз обращались к нашим лидерам в области законодательства, в Государственную Думу. Его можно решить одной поправкой в федеральном законе об образовании: оказание дополнительных образовательных услуг должно осуществляться на базе аккредитованных медицинских образовательных учреждений.

Частные фирмы действительно выставляют такой ценник, что вообще не понятно, за счет чего они получают прибыль. Иногда стоимость обучения у них меньше себестоимости сертификата о прохождении курса. Правда, в последнее время количество таких фирм заметно уменьшилось. Думаю, это связано с тем, что Минздрав России создал портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования, научно-методическое обеспечение которого осуществляется на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова.

— Лев Михайлович, девиз Кировского государственного медицинского университета — «Искусством и человечностью, трудом и знанием». В чем, на Ваш взгляд, главное искусство врача?

— В том, чтобы быть гармонично развитой личностью и уметь не только смотреть, но и видеть. Я часто показываю своим студентам знаменитую картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Это полотно художника попросили написать ученики доктора, чтобы потом подарить его своему учителю. Рембрандт выполнил заказ, но любой анатом найдет на картине ошибку: у изображенного на ней трупа предплечья обеих руки — правые. Неспециалист может этого и не заметить, но врач обязан.


Другая важная составляющая искусства врача — его высочайший уровень профессионализма. Недавно я получил письмо от пациентки одного нашего профессора, который много лет назад провел ей уникальную операцию, хотя многие маститые хирурги от нее отказались. По прогнозам врачей, она могла бы прожить еще лет пять. После операции женщина уехала во Францию, где и живет уже больше 25 лет, несмотря на прогнозы. Таких примеров истинного врачебного искусства очень много.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.