— Вы рассказали о шестикурсниках, что в очередной раз напомнило, как долго учатся будущие врачи. Получается, студенты, которые поступили в Кировский ГМУ в 2022 г., выйдут на работу в 2028-м г. Как их учить сегодня, чтобы к моменту получения диплома они были востребованными специалистами с актуальными навыками?
— Путь у нас один — придерживаться традиций отечественной медицины, которые были заложены Н. И. Пироговым и С. П. Боткиным, и современных государственных стандартов. В свое время мы отстояли медицинское образование от внедрения бакалавриата и магистратуры, сохранили ли специалитет, и это было абсолютно верное решение.
У медицинских вузов ситуация особенная: их выпускники не стоят на бирже труда. Наших студентов начинают приглашать на работу уже с пятого курса, особенно в учреждения в малых городах, в районах области.
— А что Вы думаете о частных фирмах, которые проводят курсы повышения квалификации для врачей, стоимостью значительно ниже, чем государственные медицинские организации, подведомственные Минздраву? Это частные случаи или проблема всей отрасли?
— Этот вопрос обсуждается практически на каждом заседании совета ректоров, с ним мы не раз обращались к нашим лидерам в области законодательства, в Государственную Думу. Его можно решить одной поправкой в федеральном законе об образовании: оказание дополнительных образовательных услуг должно осуществляться на базе аккредитованных медицинских образовательных учреждений.
Частные фирмы действительно выставляют такой ценник, что вообще не понятно, за счет чего они получают прибыль. Иногда стоимость обучения у них меньше себестоимости сертификата о прохождении курса. Правда, в последнее время количество таких фирм заметно уменьшилось. Думаю, это связано с тем, что Минздрав России создал портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования, научно-методическое обеспечение которого осуществляется на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова.
— Лев Михайлович, девиз Кировского государственного медицинского университета — «Искусством и человечностью, трудом и знанием». В чем, на Ваш взгляд, главное искусство врача?
— В том, чтобы быть гармонично развитой личностью и уметь не только смотреть, но и видеть. Я часто показываю своим студентам знаменитую картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Это полотно художника попросили написать ученики доктора, чтобы потом подарить его своему учителю. Рембрандт выполнил заказ, но любой анатом найдет на картине ошибку: у изображенного на ней трупа предплечья обеих руки — правые. Неспециалист может этого и не заметить, но врач обязан.
Другая важная составляющая искусства врача — его высочайший уровень профессионализма. Недавно я получил письмо от пациентки одного нашего профессора, который много лет назад провел ей уникальную операцию, хотя многие маститые хирурги от нее отказались. По прогнозам врачей, она могла бы прожить еще лет пять. После операции женщина уехала во Францию, где и живет уже больше 25 лет, несмотря на прогнозы. Таких примеров истинного врачебного искусства очень много.