— Андрей Сергеевич, как, на Ваш взгляд, сегодня должен строиться механизм взаимодействия между инженерным вузом и работодателем для его выпускников?
— Базовая подготовка инженера, с моей точки зрения, это еще не овладение профессией, это освоение ее первичных инструментов. Поэтому, как показывает опыт, любому специалисту, приходящему на производство сразу после вуза, тяжело адаптироваться к конкретным профессиональным задачам.
Единственный способ преодолеть эту сложность — начать практическую подготовку еще в стенах вуза, совместно с бизнесом, с производством, с теми компаниями, которые потенциально претендуют на то, чтобы трудоустроить к себе его выпускников. Это не новаторская схема, но в современных условиях в ней меняются форматы, сроки и глубина погружения в практику.
Есть в этом подходе и свои минусы. Мы сужаем для будущего специалиста практическую предметную область, потому что хорошо готовим его для работы в конкретном сегменте и, может быть, он в чем-то теряет универсальность и возможность получения знаний смежных инструментов и технологий. Найти баланс непросто.
Та же индивидуальная траектория обучения фактически не про универсального, а про узкого специалиста. Выбрав ИОТ, студент приобретает уникальный набор компетенций, заточенный под выполнение конкретного вида деятельности. Этот набор можно расширить, дооснастить, но все-таки это достаточно уникальный опытно-практический путь. И за выбор этой индивидуальной траектории, того места, куда студент намерен идти практиковаться, а потом и трудоустраиваться, сейчас серьезно борется бизнес.
В Дубне вообще сложилась интересная ситуация. Мы сейчас занимаемся формированием стратегии развития наукограда на следующие 15 лет. Наукоград Дубна включает не только научно-производственный комплекс, но и порядка 170 компаний особой экономической зоны, в которых 60–70% специалистов так или иначе прошли через Университет «Дубна». Оставшаяся часть сотрудников — это те, кого местные компании «схантили» из других регионов России. Так вот, по результатам статистики, во всей Дубне с населением 75 000 человек нетрудоустроенными оказались 36 жителей. Потребность в кадрах здесь огромная, компании борются между собой за выпускников вузов и готовы многое им предложить.
Бизнес, осознав, что борьба за кадры сейчас идет не на выпускном курсе, не на защите дипломов, а на втором-третьем курсе бакалавриата, приходит в вуз с хорошими предложениями совместно готовить будущих специалистов и участвовать в этом не только как практическая база, но и как поставщик педагогических кадров для практики.