«Макаровка»: учит в море
и на суше

Интервью с ректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Сергеем Барышниковым.
Как организовать дистанционное обучение, когда курсанты месяцами находятся в рейсе в море? Как добиться того, чтобы спрос на выпускников университета со стороны компаний-работодателей в три раза превышал их количество? Об этом мы поговорили с ректором ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, вуза, у которого всё это получается.

«Судоходные компании охотнее берут на практику курсантов, которые получили свидетельства вахтенных матросов, мотористов или судовых электриков».

— Сергей Олегович, когда мы говорим с ректорами о внедрении современных технологий в учебный процесс, то неизменно выходим на тему гибкости образовательных программ. ГУМРФ тоже идет по этому пути. Как в таком университете, как «Макаровка», проектировать вариативные программы?


Когда перед университетом стоит задача сформировать в период обучения не менее 60 профессиональных компетенций, обеспечить плавательную практику продолжительностью не менее 52 недель и тренажерную подготовку курсантов, понятно, что возможности для построения индивидуальных траекторий ограничены.


Кроме того, «Макаровка» в свое время отстояла сохранение специалитета для направлений подготовки по навигационным наукам, то есть для штурманов и судомехаников. При поддержке Международной морской организации мы добились, чтобы продолжительность их обучения составляла 5,5 лет.


В таких условиях обеспечить гибкость образовательных программ получается за счет элективных дисциплин и факультативов, формирования целевых групп по договорам с судоходными компаниями, индивидуальных графиков прохождения практики, получения дополнительных квалификаций по рабочим профессиям.


На уровне СПО нам поставили задачу готовить штурманов с правом эксплуатации судовой энергетической установки. Плавательную практику невозможно пройти на базе университета, поэтому мы вынуждены выстраивать образовательный процесс с учетом требований работодателей. Судоходные компании охотнее берут на практику курсантов, которые получили свидетельства вахтенных матросов, мотористов или судовых электриков. В таком случае их уже можно ставить на должность.


Без такой практики ни один работодатель не возьмет на себя ответственность брать на судно несовершеннолетнего курсанта. И дело не только в свидетельстве. Плавпрактика — это хорошая проверка того, насколько человек готов работать в море, как он переносит этот период психологически и физически.


С 2022 года наши учебные планы предусматривают плавательные семестры и освоение дополнительных программ обучения с получением рабочих профессий. Для этого нам потребовалось изменить перечень дисциплин, перераспределить нагрузку на кафедрах, ведь находясь на практике на судне, курсанты продолжают учиться, и вместе с ними в рейс идут преподаватели, которые сменяют друг друга вахтовым способом.


Все наши филиалы учатся по единым учебным программам. За счет этого мы всегда можем собрать учебную группу из разных филиалов и отправить ее на практику. Вернувшись с рейса, все курсанты пройдут одну и ту же программу, хотя на берегу учатся в разных филиалах.

— Чего сейчас не хватает для обеспечения учебного процесса во время плавательной практики в море?

— Если судно находится в порту, там, как правило, устойчивая связь. Почти у всех курсантов с собой ноутбуки, можно подключиться к сайту университета, где есть доступ к библиотекам, учебным и методическим материалам, можно скачать себе все необходимое и посмотреть в любое время.

В море — спутниковая связь, и возможность подключения есть только в определенное время, условно говоря, два часа в сутки.
— Транспортные вузы, конечно, уникальны в этом смысле. В каких еще университетах студенты занимаются дистанционно, находясь в море, в рейсе! Такие условия требуют максимальной продуманности и концентрированности учебной программы. Как вы обосновываете выбор дисциплин, которые могут быть выведены в дистанционный формат, без потерь для качества обучения?

Единого рецепта на все случаи жизни здесь нет. Транспортное образование имеет свои особенности. Наша задача — готовить грамотных специалистов, которые будут работать на разных видах морского или речного транспорта и обеспечивать там полную безопасность для пассажиров и грузов. В Минобрнауки нам часто говорят, что у нас одна только практическая подготовка и мало академических знаний. Это не так. Просто мы считаем, что к академическим знаниям должны прилагаться навыки, которые специалист сможет на автомате применить в случае чрезвычайной ситуации. Весной в центре Санкт-Петербурга произошло ДТП: автобус с пассажирами упал в реку. Несколько прохожих бросились в воду спасать людей, и среди них был наш курсант из Петрозаводска. Навыкам, которые он применил, его обучили в ГУМРФ. После трагедии с теплоходом «Булгария» мы ввели курс по управлению неорганизованной массой людей в состоянии паники, и это тоже часть практической подготовки наших курсантов.

Для теоретического обучения, в том числе в дистанционном формате, важны базовые дисциплины: математика, физика, теоретическая механика. Не секрет, что во многих школах предметы, связанные с точными науками, преподают слабо, в основном из-за нехватки учителей. Отсюда и нежелание выпускников сдавать ЕГЭ по физике.
— Мы с Вами беседовали два года назад и тогда тоже затрагивали тему ЕГЭ. Понимаем, что Ваше отношение к нему не изменилось: Вы не сторонник этой формы вступительных испытаний. Но разве не ЕГЭ усилил мобильность абитуриентов и существенно расширил географию поступающих, в том числе, наверняка, и в ГУМРФ? Без него вузы так и оставались бы доступными исключительно для местных.

— В ответ на эту мобильность многие губернаторы среагировали тем, что стали проводить политику удержания талантливой молодежи в своих регионах. Вузам на периферии начали выделять больше бюджетных мест, и многие выпускники школ не поехали поступать в Москву и Санкт-Петербург. С точки зрения губернаторов, это правильно, но ситуация такова.

— Всё же не согласимся с этим мнением. Те, кто может благодаря баллам ЕГЭ поступить в МИФИ, СПбГУ или Высшую школу экономики, в большинстве случаев предпочтут уехать из своего региона ради учебы в топовом университете.

— Кто-то поедет, но не в таком количестве, как было раньше. Мы сами сталкивались с тем, что с абитуриентами, поступающими к нам на внебюджетную форму, связывались и предлагали подать заявление на бюджетное место в другом вузе. Это тоже вызов времени.

— Вернемся к учебному процессу в ГУМРФ. Вы готовите специалистов по разным направлениям и специальностям транспортной сферы, членов экипажей морских судов. Очевидно, что для такого университета, как Ваш, проектная работа в междисциплинарных командах тоже обретает специфическое значение. Как Вы выстраиваете эту работу?

— Уникальность «Макаровки» в том, что мы готовим специалистов практически для всех видов работ на флоте, в портах, в морской и речной логистике. Их специфику должны понимать не только судоводители, но и экономисты и юристы. Поэтому междисциплинарность при обучении, конечно же, важна.

Для поддержки проектной работы мы ввели конкурс внутренних грантов. В качестве обязательного условия преподаватель должен собрать команду студентов с разных направлений подготовки. За счет взаимного обогащения знаниями каждый внутри проектной группы получает широкий спектр знаний, что в конечном итоге выгодно отличает нашего специалиста от иностранного, как правило, подготовленного по узкому направлению. У нас есть пример нашего выпускника, который через 3 года после окончания университета стал капитаном порта в Алжире. И это не единичный случай, разностороннее образование помогает многим нашим выпускникам быстро продвигаться по службе.

Проектные команды базируются на студенческом научном сообществе, и тех курсантов, кто занимается исследованиями, мы поощряем стипендиями и другими видами доплат.

— Что помогло Вам добиться установления устойчивых и долгосрочных связей с организациями-работодателями ваших выпускников?

Думаю, прежде всего перемены в отношении к университету самого бизнеса. Раньше компании обращались к нам с запросом, что мы должны предоставить им готового специалиста, но сами они не намерены были вкладываться в его подготовку. Теперь всё иначе. На 200 наших выпускников по отдельным направлениям подготовки поступает 640 заявок от работодателей. Между компаниями началась колоссальная конкуренция за кадры.

Наиболее широкие и тесные контакты по трудоустройству выпускников у нас налажены с предприятиями и организациями Северо-Западного региона. С ними заключены соглашения о сотрудничестве и стратегическом партнерстве.

С начала 2024 года мы трижды проводили ярмарки вакансий, в которых приняли участие 25 организаций. В цифровой карьерной среде «Факультетус» на сегодняшний день размещено более 3500 вакансий от 724 компаний-партнёров. У наших ребят есть возможность выбирать будущее место работы, оценивать и находить для себя наиболее подходящие условия.

«Совкомфлот», с которым мы сотрудничаем, отбирает лучших курсантов 1−5 курсов в стипендиальную группу. Они проходят плавательную практику на судах компании, а после окончания университета и получения рабочего диплома трудоустраиваются к ним на офицерские должности. В 2023 году таких стипендиатов было 145 человек.
«...устойчивое развитие Арктики может быть обеспечено только подготовленными кадрами».
— Сергей Олегович, у нас есть несколько вопросов по теме Арктики, так как подготовка специалистов, обслуживающих судоходство по Северному морскому пути, — одна из Ваших приоритетных задач. Объясните, пожалуйста, обывательским языком, в чем состоит интерес к Арктике и нашему принципиальному там присутствию. Это трудно доступный и крайне мало населенный регион, и его значение не все понимают.

— У каждого вуза своя зона ответственности, наша простирается на весь Северо-Западный регион, отсюда и задача по подготовке кадров для работы на Северном морском пути.

Адмирал Макаров, чье имя носит наш университет, еще в конце XIX века говорил, что если Россию сравнить со зданием, то фасад его выходит на Арктику. Это регион с богатейшими запасами полезных ископаемых: газа, нефти, редкоземельных металлов, никеля, олова. Очевидно, что если нас не будет на Северном морском пути, очень скоро там появятся другие страны, и тогда борьба за ресурсы может привести к серьезным конфликтам.

Кроме того, у нас практически не освоена огромная территория Сибири, где тоже полно полезных ископаемых, золота, алмазов, леса и других ценных ресурсов. Освоить эти труднодоступные пространства можно по великим сибирским рекам, в устьях которых сейчас строятся порты для северного завоза. В них с морских судов будут перегружать на речные снабжение, материалы, всё, что нужно для развития региона.

Севморпуть — кратчайшая транспортная магистраль между Европой и Юго-Восточной Азией, где предполагается интенсивное круглогодичное судоходство для перевозки национальных и международных грузов. Сегодня политика нашего государства направлена на развитие, укрепление и обеспечение безопасности этого региона, а устойчивое развитие Арктики может быть обеспечено только подготовленными кадрами.

Университет Макарова — единственный в мире вуз, который выпускает инженеров для эксплуатации гражданского атомного флота, ведущий отраслевой вуз в сфере подготовки специалистов для обеспечения инфраструктуры Северного морского пути. Мы готовим специалистов для работы на атомных ледоколах, тех, кто сможет обеспечить эксплуатацию судов в полярных водах, арктических гидрографов, без которых развитие Севморпути как нормально действующей транспортной магистрали было бы невозможно.

Северный морской путь — это залитая водой часть материка, можно сказать, мелководье, где изучена лишь узкая тропа, и двигаться по ней нужно максимально осторожно. Вокруг могут быть опасные пики и большие глубины. Шаг влево, шаг вправо — и неизвестно, с чем может столкнуться судно. Всю подводную часть пути нужно тщательно исследовать. Это большая комплексная научная работа, в которой мы тоже можем помочь.

Наибольшая проблема — это восточная Арктика, там самые тяжелые льды. Западная часть региона хотя бы немного попадает под действие теплого морского течения Гольфстрим. Восточная же Арктика открывается для навигации не каждый год и ненадолго. Там могут пройти только мощные ледоколы типа «Россия», которые ломают льды 4−6 метров.

—  Какие перспективы ожидают Ваших курсантов, кто в этом году поступит в ГУМРФ, если лет через пять они будут работать по своей профессии в арктическом регионе?

Они будут работать на больших современных судах, на которых транспортируют газ, нефть, осуществляют контейнерные перевозки.
Одна из наших выпускниц, девушка, сейчас старший помощник на атомном ледоколе. Работой довольна, говорит: утром встала и сразу на службе, готовить, стирать не надо. На судне тепло, хорошие бытовые условия, всюду автоматика, волнение моря не ощущается.

На наших судостроительных предприятиях очередь заказов на строительство новых судов, в том числе для Северного морском пути, поэтому и сегодня, и через 5 лет наш выпускник точно будет работать в хороших условиях.

А еще, как сказал один из наших выпускников, такая работа — «это всегда достижение благородных целей: не просто доставлять груз, а помогать людям».

— Многим действительно важно получить профессию, которая позволит им работать в современных комфортных условиях, на новом оборудовании. При этом хочется всё это осваивать уже в вузе. Что в этом смысле ждет сферу водного транспорта? Что может предложить студентам ГУМРФ?

— Пожалуй, самое важное направление — это развитие кадрового потенциала отрасли для реализации больших амбициозных проектов, в связи с чем правительство ставит перед транспортными вузами новые задачи. В учебные планы внесены такие дисциплины, как «Системы искусственного интеллекта», «Эксплуатация безэкипажных судов».

Университет участвует в федеральном проекте «Автономное судовождение», в рамках которого введен в эксплуатацию тренажер для подготовки и повышения квалификации плавсостава судов, береговых специалистов в области а-Навигации и е-Навигации. Тренажер предназначен для проведения исследований и практической подготовки членов экипажей морских автономных надводных судов, операторов центров дистанционного управления и операторов береговых систем управления движением судов, в зоне действия которых могут эксплуатироваться автономные суда.
— Сергей Олегович, в сентябре 2023 года впервые посвящение в курсанты ГУМРФ было проведено на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, что, конечно, символично. Планируете сделать это традицией?

— Торжественное посвящение в курсанты у нас обычно проходило на Якорной площади Кронштадта, недалеко от Морского собора, или в Стрельне возле Константиновского дворца. А бывало и в учебном городке ГУМРФ. И всё же на публичных выступлениях я неоднократно подчеркивал, что в Санкт-Петербурге, морской столице России, моряки должны быть видны — не только военные, но и гражданские.

В 2023 году мы решили провести церемонию в самом центре Петербурга, и городская власть, куда мы обратились с таким предложением, пошла навстречу, тоже посчитав Дворцовую площадь подходящим для этого местом.
Посвящение в курсанты — самое важное и торжественное событие начала учебного года, своего рода ритуал, ценная возможность получить напутствия от старшего поколения, прочувствовать атмосферу единства со своими сокурсниками и получить тот самый заветный курсантский билет. А сделать это в самом сердце морской столицы России почетно вдвойне.

У нас есть еще задумки по поводу того, как сделать это действо более масштабным, но я пока не буду их озвучивать. Так что традиция, без сомнения, будет продолжена.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.