— Сергей Олегович, когда мы говорим с ректорами о внедрении современных технологий в учебный процесс, то неизменно выходим на тему гибкости образовательных программ. ГУМРФ тоже идет по этому пути. Как в таком университете, как «Макаровка», проектировать вариативные программы?
— Когда перед университетом стоит задача сформировать в период обучения не менее 60 профессиональных компетенций, обеспечить плавательную практику продолжительностью не менее 52 недель и тренажерную подготовку курсантов, понятно, что возможности для построения индивидуальных траекторий ограничены.
Кроме того, «Макаровка» в свое время отстояла сохранение специалитета для направлений подготовки по навигационным наукам, то есть для штурманов и судомехаников. При поддержке Международной морской организации мы добились, чтобы продолжительность их обучения составляла 5,5 лет.
В таких условиях обеспечить гибкость образовательных программ получается за счет элективных дисциплин и факультативов, формирования целевых групп по договорам с судоходными компаниями, индивидуальных графиков прохождения практики, получения дополнительных квалификаций по рабочим профессиям.
На уровне СПО нам поставили задачу готовить штурманов с правом эксплуатации судовой энергетической установки. Плавательную практику невозможно пройти на базе университета, поэтому мы вынуждены выстраивать образовательный процесс с учетом требований работодателей. Судоходные компании охотнее берут на практику курсантов, которые получили свидетельства вахтенных матросов, мотористов или судовых электриков. В таком случае их уже можно ставить на должность.
Без такой практики ни один работодатель не возьмет на себя ответственность брать на судно несовершеннолетнего курсанта. И дело не только в свидетельстве. Плавпрактика — это хорошая проверка того, насколько человек готов работать в море, как он переносит этот период психологически и физически.
С 2022 года наши учебные планы предусматривают плавательные семестры и освоение дополнительных программ обучения с получением рабочих профессий. Для этого нам потребовалось изменить перечень дисциплин, перераспределить нагрузку на кафедрах, ведь находясь на практике на судне, курсанты продолжают учиться, и вместе с ними в рейс идут преподаватели, которые сменяют друг друга вахтовым способом.
Все наши филиалы учатся по единым учебным программам. За счет этого мы всегда можем собрать учебную группу из разных филиалов и отправить ее на практику. Вернувшись с рейса, все курсанты пройдут одну и ту же программу, хотя на берегу учатся в разных филиалах.