— Еще один вопрос, который часто обсуждают в контексте педагогического образования, — загрузка учителей бюрократическими обязанностями. На Ваш взгляд, проблема имеет место быть?— Я выскажу, может быть, крамольную мысль, но, по крайней мере, свою. Многочисленные рассуждения о бюрократии в школе — это попытка уйти или отвлечь от ситуации, когда учителю нужно работать с содержанием и подбирать технологии и методики под каждый свой урок. Я знаю ситуацию в школах изнутри и не скажу, что учитель завален бюрократией. Да, у нас есть много ведомств, которые собирают различные данные по детству, образованию, и, возможно, какие-то из этих запросов падают на учителя. Но, на мой взгляд, педагог может распределить свои обязанности и определить, в чем его главное предназначение, а какие задачи — вторичные.
— О защите учителя от бюрократии высказался первый зампред Комитета по науке и высшему образованию О. Н. Смолин. В своей статье он приводит такой пример: «В советский период я был учителем и никогда не спрашивал у своих начальников, могу ли я пойти на радио или ТВ, не согласовывал, что там могу или не могу говорить. Сейчас <…> я пишу письма в департаменты образования. Возникает вопрос: когда было больше свободы у педагога и от кого его нужно защищать?» Интересно Ваше мнение по этому поводу.— Сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнивать с той, что была 30–40 лет назад. Сейчас очень большую роль играют публичные пространства, интернет, Телеграм-каналы, СМИ и всё, что в них выходит. Я, например, когда стала ректором, сразу создала в университете отдел информационной политики, потому что у вуза есть репутация, и мы несем ответственность за ту информацию, которую выносим вовне. Поэтому — да, сегодня нужно договариваться о том, кто, где и зачем выступает. Считаю, что это нормально.
— А вот еще такой вопрос. В интервью с ректорами медицинских университетов мы не раз затрагивали тему профессионального выгорания врачей и появление в вузах дисциплины, которая бы помогала бороться с ним профилактическими методами. Учителя ничуть не меньше подвержены риску потерять интерес к своей работе. Формируется ли в учительской среде подобная культура профессиональной гигиены?— Такая проблема существует, особенно в больших городах, где в школе могут обучаться до 3000 детей. Учителю могут выделить нагрузку на целую параллель, а там — весь алфавит, от А до Я. Получается, педагог ведет одну и ту же программу, с одним и тем же содержанием, и вся его работа превращается в один сплошной день сурка. Это тяжело психологически.
Другая проблема связана с возрастом педагогов, когда учителя работают по 30, 40, а где-то и по 50 лет, потому что в школах дефицит кадров. Старшее поколение педагогов сегодня, по сути, выручает систему, оставаясь в профессии. По-хорошему им, конечно же, уже нужно отдыхать.
Недавно мне попалось исследование о том, что в течение своей профессиональной жизни учитель может выполнять более 250 разных ролей, то есть быть учителем-предметником, классным руководителем, руководителем секции и так далее. Возможность смены разных видов деятельности очень важна в этой профессии, это тоже один из способов профилактики выгорания. Именно поэтому мы предлагаем нашим студентам наряду с основной профессиональной образовательной программой осваивать дополнительную. Для этого запустили программы подготовки педагога-хореографа, руководителя клубного объединения, школьного театра, медиацентра.
Кроме того, у нас два года работает университетская психологическая служба, которая оказывает бесплатные консультации для молодежи, родительского сообщества. Сейчас мы сместили акцент ее деятельности на студенческую среду и на педагогическое сообщество внутри вуза.