— Несмотря на приверженность классике, ИТИ был, похоже, первым и единственным вузом в России, где во время пандемии ввели модуль обучения по актерскому мастерству онлайн. Много ли критики было в адрес института за такое решение? Какие были результаты у этого эксперимента, и оставили ли Вы какие-то его элементы в учебном процессе?— Вы знаете, публичной критики этого решения я не слышал, хотя не раз был свидетелем выступлений ректоров бюджетных театральных вузов, которые говорили о том, что учить актерскому мастерству в онлайн-режиме невозможно. Спорить об этом можно бесконечно, но я хочу напомнить, что пандемия создала для всех нас реальную угрозу потери здоровья и жизни людей. Рисковать ими только потому, что кто-то посчитал, что нельзя учить актерскому искусству онлайн?.. Как руководитель вуза я просто не мог этого допустить.
Мы понимали, что рано или поздно всё это закончится, и мы вернемся к прежнему режиму работы, поэтому чтобы не прерывать учебный процесс, разработали, на мой взгляд, эффективную систему теоретического обучения студентов. В любом учебном плане по профилю «Актерское мастерство» много теории, но по факту этих знаний студентам дается очень мало. В основном, все время обучения отведено практике. Так вот система онлайн-обучения позволила проштудировать теорию, на которую раньше просто не было времени. Кроме того, когда студенты находятся в режиме исключительно практической работы, день за днем репетируют, делают этюды, занимаются танцем, вокалом, речью, времени остановиться и подумать не так много. Погружение в теорию заставило их задуматься о том, чего они действительно хотят в профессии, и пересмотреть свои цели. Многие из тех, кто изначально планировал свою актерскую судьбу, перешли на операторское искусство. Звукорежиссеры, художники по свету, помощники режиссеров стали осваивать параллельные специальности.
Для педагогов новый формат тоже открыл дополнительные возможности, помог кафедрам объединиться — непривычный режим работы требовал ежедневных встреч, обсуждений учебных программ. Так что для института, несмотря на все сложности, это было очень продуктивное время.
— Ваша коллега, ректор Российского государственного института сценических искусств, в интервью рассказала нам, что в пандемию они стали проводить первый отборочный тур онлайн, что существенно расширило географию поступающих. Опыт оказался положительным, поэтому онлайн-режим сохранили и в последующие приемные кампании. Вы такой формат не пробовали?— Мы оставили в онлайн-режиме только подачу документов на поступление, но виртуальное прослушивание отменили, потому что этот формат не дает той полноты картины, благодаря которой можно отсеять тех, кто явно еще не определился с будущей профессией или пришел поступать в театральный просто ради интереса. Нам важно видеть абитуриентов вживую, лицом к лицу, даже на первом отборочном этапе.
— Есть мнение, что в столичные театральные вузы огромный конкурс. Пройдя отборочный тур онлайн, абитуриент получает дополнительный шанс на поступление, даже не выезжая в Москву. Разве это не удобно?— Из года в год в Москву на актерское мастерство приезжают поступать в среднем около 3000 абитуриентов. Все они пробуют свои силы в пяти бюджетных театральных вузах, чья популярность во многом и связана с тем, что там есть шанс учиться бесплатно. Кто не поступил, расходятся по частным институтам, те, кто не могут платить за обучение, уезжают домой, и так происходит ежегодно. Поэтому если вуз набирает на актерское мастерство 10 человек, значит конкурс там будет максимум 300 человек на место, если набирает сотню — 30 человек на место. Большему количеству абитуриентов просто неоткуда взяться. К тому же количество бюджетных мест на творческих дисциплинах, в том числе по профилю «Сценическое искусство», ежегодно сокращается.
Как руководитель коммерческого частного вуза я не вижу ничего плохого в том, что число бюджетных мест уменьшается. Обучение на внебюджете в государственном театральном вузе стоит огромных денег. Меня это всегда возмущало: почему в одних и тех же условиях, у одних и тех же педагогов одни студенты учатся бесплатно, еще и стипендию получают и в общежитии живут, а другие студенты — коих в три раза больше — за те же самые услуги платят по 600 тысяч рублей в год. Вернее, сначала их родители платят, а с третьего-четвертого курса они уже сами с утра до ночи пытаются заработать деньги, чтобы оплатить свое обучение. Во многом этот несправедливый, на мой взгляд, расклад повлиял на мое решение создать свой вуз, где для всех будут одинаковые условия и стоимость обучения.
— А есть разница в том, как учатся студенты на бюджете и за деньги?— Всё зависит от человека. Ребята из хорошо обеспеченных семей, за которых платят родители, не всегда ценят этот вклад, могут прогуливать занятия, лениться. Студенты, которые приехали в Москву за своей мечтой, но не смогли попасть на бюджетные места и знают, насколько их родителям тяжело оплачивать обучение, выкладываются по полной. Они понимают, что после выпуска их ничего волшебного не ждет, что придется биться за свое место под солнцем, и поэтому стараются набрать как можно больше навыков. Мне за этих ребят обидно, потому что среди них много способных, талантливых людей, а им приходится за свой счет учиться, снимать квартиру, себя кормить и одевать, тогда как бюджетные места часто предоставляются не по таланту, а по уровню связей.
— Вернемся к цели Вашего института — чутко реагировать на веяния времени. Думаю, следующий вопрос будет интересен Вашим студентам и тем, кто планирует поступать к Вам на актерское мастерство в этом году. За последнее время вышло довольно много кинопроектов, которые «выстрелили» в том числе благодаря участию в них молодых лиц. Всё чаще говорят о новом «подросшем» поколении актеров до 30 и даже до 25 лет, которые, похоже, начинают теснить прежних звезд. Происходит естественная смена поколений. Учитываете ли Вы это при обучении?— Нам приходится это учитывать, но, как и любой вуз, со временем мы становимся консервативными и не допускаем резкой смены профиля обучения, в отличие от более гибких в этом плане частных школ-студий. У нас все-таки есть учебные планы на 4−5 лет, и мы должны придерживаться Федерального государственного образовательного стандарта. Но жизнь вносит свои коррективы, поэтому мы идем по пути дополнительного образования и предлагаем обучающимся на специальностях «Драматическое искусство», «Режиссура», «Хореография» заниматься в межкурсовых группах по конферансу, фехтованию, акробатике, цирковому искусству, менеджменту. Благодаря этим дополнительным навыкам студент, помимо диплома о высшем образовании, получает еще и диплом о наличии дополнительного образования, а это существенно расширяет его профессиональные возможности и перспективы.