— Расскажите, пожалуйста, о совместных программах Нетологии и российских колледжей.
— Осенью 2021 года, когда я увидела перспективы, которые ждет рынок СПО, и начала ходить по ведомствам, общаться на эту тему со специалистами, отклика практически не было. Мало кто верил в этот сегмент.
Когда мы поехали в колледжи и ЦОПП по всей стране, то уже на входе столкнулись с высокими барьерами в коммуникациях. Это очень закрытый сегмент и на уровне управленцев и преподавателей. Люди не готовы были идти на контакт ни с бизнесом, ни с крупными отраслевыми работодателями, хотя именно они предоставляют потенциальные рабочие места для студентов. Всё это говорит о больших внутренних проблемах, которые, очевидно, предпочитали замалчивать.
Когда что-то делаешь первым, рынок встречает тебя с настороженностью и недоумением. Нам говорили: нас 70 лет не трогали, что вы от нас хотите? Почему сейчас вдруг пришли?
Это были трудные переговоры, часть из которых прошла впустую, но они помогли нам выявить запросы каждого конкретного региона: в какие колледжи подростки хотят поступать, на какие специальности, чего хотят преподаватели, каких знаний и компетенций им не хватает, чтобы быть лучшими в профессии.
По-настоящему сближение с организациями СПО произошло только в 2022 году.
Кроме того, мы начали сотрудничать с Институтом развития профессионального образования, ключевым игроком в сегменте СПО со стороны государства. Теперь мы совместно проводим большое исследование по рынку с позиций государства, бизнеса, абитуриентов и их родителей.
После того, как был пройден первый этап, мы наконец запустили бесплатный пилотный проект в четырех регионах — Нижегородской, Ленинградской, Тамбовской областях и Башкортостане. С нашей стороны это была инвестиция. Суть проекта в том, что любой студент колледжа в этих регионах, независимо от своего направления обучения, мог выбрать себе бесплатный курс дополнительного образования, которое плюсуется к его стандартной программе. Мы предложили на выбор курсы «Графический дизайн», «Программирование», «Аналитика» и «Маркетинг». Это те направления, которые отвечали основному запросу самих обучающихся — освоить простую цифровую профессию, с помощью которой можно заработать летом. Вы можете сказать, что «заработать летом» — совсем не академическая цель, но именно к ней стремились 80% из тысячи студентов, которых мы опросили. Эти курсы прошли 1100 учащихся колледжей. За 2−4 месяца они освоили простые цифровые навыки, которые помогли им найти первую работу.
В 2023 году мы запускаем обновленные программы для студентов уже шести регионов: Башкортостана, Татарстана, Тамбовской, Свердловской, Ивановской областей и Красноярского края. Обучающимся снова будут предложены специальности, которые можно освоить в короткие сроки и сразу выйти с ними на рынок фриланса: старт в видеомонтаже, старт в SMM, старт в дизайне соцсетей.
Наша задача — ввести студентов на рынок труда, при этом сохранив их лояльность к текущей программе обучения в колледже.
— В идеальной модели эти программы останутся бесплатными для студентов?
— В этом направлении Нетология и рынок работают таким образом, что мы заключаем контракт с федеральной или региональной структурой, пользователь нам ничего не платит. Из-за этого рождается трудоемкая, но при этом, на мой взгляд, справедливая ситуация, потому что она подразумевает трехстороннее взаимодействие того, кто учится, государства, которое инициирует программу переподготовки или переквалификации, и образовательной организации.
Государство открывает рынок для образовательных организаций, выделяет им квотирование или льготные места, которые нужно закрыть. Студенты учатся на них чаще всего бесплатно либо со скидкой в 50−70%. Причем скидку устанавливаем не мы, а государство, неся вместе с нами ответственность за качество образовательных программ. Это партнерская история, в которой программы проходят необходимую регулятору верификацию и получают от него определенный знак доверия. Кроме того, наши взаимные обязательства закреплены в юридическом поле.
— Для студентов Ваше сотрудничество дает возможность быстро освоить навык и начать зарабатывать. Регион получает кадры. А в чем интерес колледжа с Вами сотрудничать?
— Я бы добавила, что для студента важно то, что он может усилить практические навыки еще во время обучения в колледже и освоить востребованную цифровую профессию одновременно с основным обучением. Кроме того, мы предоставляем каждому обучающемуся куратора, чтобы он не оставался один на один с новыми знаниями, и возможность получить бесплатную менторскую консультацию от преподавателя, эксперта и практика, от нашего Центра развития карьеры.
Главный плюс сотрудничества с нами для ЦОПП и субъектов — это повышение уровня образования и профессиональной подготовки в регионе, сохранение кадров на местах. Сейчас особенно актуальны цифровизация образовательного процесса и повышение квалификации преподавательского состава. Всё чаще к нам обращаются за помощью именно в этом вопросе. Причем в фокусе внимания ЦОПП не только преподаватели, но и администраторы, управленцы организаций СПО. Это хорошая тенденция, потому что еще два года назад никто ничего подобного не делал. По крайней мере, 95% колледжей этим вопросом не задавались.
Последние пару лет вокруг системы СПО начали формироваться определенные ожидания, о ней чаще говорят на федеральном и региональном уровнях, в бизнесе. Управленцы и администраторы колледжей слышат эти вызовы, потому и начали откликаться на предложения о сотрудничестве. У них появилась мотивация заходить в федеральные проекты и за счет них обновлять базы знаний и наборы компетенций своих преподавателей.