«Среднее профессиональное образование — это „новый черный“»

Интервью с GR-директором, руководителем направления «Среднее профессиональное образование» в Нетологии Валентиной Куренковой.
Среднее профессиональное образование в России переживает период качественного обновления и выхода на новый уровень развития. Ему предсказывают статус «нового черного» (так называют явление, набирающее большую популярность, будущий хит — Прим. ред.). Интерес к СПО начинают проявлять государство, бизнес, общество. Какие процессы сейчас происходят в этой сфере и почему колледжам стало выгодно сотрудничать с EdTech-компаниями — об этом мы говорим с GR-директором, руководителем направления «Среднее профессиональное образование» в Нетологии Валентиной Куренковой.

СПО — это недооцененный актив
«43% выпускников колледжей работают не по своей специальности, потому что к моменту окончания учебы полученная профессия теряет актуальность».
— Валентина, наш разговор будет о рынке онлайн-образования уровня СПО — пока еще мало знакомом. Вообще рынок как таковой уже сформировался?

— Среднее профессиональное образование — самый массовый сегмент образования в России — пока остается недооцененным активом. По данным Росстата, в колледжах учатся около 3,5 млн российских студентов, это едва ли не половина россиян в возрасте от 15 до 21 года. При этом 43% выпускников колледжей работают не по своей специальности, потому что к моменту окончания учебы полученная профессия теряет актуальность. Это серьезный вызов для системы образования, который требует модернизации и реформирования СПО на государственном уровне.

Последние два года среднее профессиональное образование становится «новым черным», в него хотят инвестировать и государство, и бизнес-сообщество. Текущее экономическое развитие страны требует переоценки и пересборки конструкции, как и с кем работает государство во всех отраслях, включая образование. Мое мнение, что это должно быть реализовано в формате трехстороннего договора между гражданским обществом, бизнесом и государством.

«К 2030 году СПО ждет масштабная модернизация».
— Какие перемены в СПО Вы считаете ключевыми за эти два года, что вызвало такой подъем?

— Масштабные изменения запустил вышедший в 2021 году приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».

Сроки обучения по большинству специальностей сокращены до двух лет, за исключением нескольких направлений: военного дела, здравоохранения и культуры. Бюджетные места теперь формируются под запросы местных рынков труда. Главной целью обучения становится не всестороннее развитие студентов, а подготовка и выпуск специалистов для нужд экономики по заказу государства.

По всей России создаются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) — региональные структуры для подготовки и переподготовки кадров. Это актуальное направление, потому что в организациях СПО работают 144 000 преподавателей, существенная часть из которых либо ведет дисциплины не по своему профилю, либо сами учились 30 лет назад и за все это время не повышали уровень своей квалификации. ЦОПП призваны исправить эту ситуацию.

С учетом этих перемен к 2030 году СПО ждет масштабная модернизация, поэтому на всех отраслевых площадках я пытаюсь донести очень простую мысль: нам нужно всем вместе заняться этим сегментом, и тогда результаты его развития будут в хорошем смысле революционными. Они приведут к тому, что колледжи трансформируются в современные технологичные коворкинг-пространства, центры стартапов, совместных молодежных проектов. Сейчас такой площадкой может похвастаться, на мой взгляд, разве что колледж «Алабуга Политех» в Татарстане. Это высший уровень! Но пока такие колледжи редкость.

Трудные переговоры
«Когда что-то делаешь первым, рынок встречает тебя с настороженностью и недоумением. Нам говорили: нас 70 лет не трогали, что вы от нас хотите? Почему сейчас вдруг пришли?».
— Расскажите, пожалуйста, о совместных программах Нетологии и российских колледжей.

— Осенью 2021 года, когда я увидела перспективы, которые ждет рынок СПО, и начала ходить по ведомствам, общаться на эту тему со специалистами, отклика практически не было. Мало кто верил в этот сегмент.

Когда мы поехали в колледжи и ЦОПП по всей стране, то уже на входе столкнулись с высокими барьерами в коммуникациях. Это очень закрытый сегмент и на уровне управленцев и преподавателей. Люди не готовы были идти на контакт ни с бизнесом, ни с крупными отраслевыми работодателями, хотя именно они предоставляют потенциальные рабочие места для студентов. Всё это говорит о больших внутренних проблемах, которые, очевидно, предпочитали замалчивать.

Когда что-то делаешь первым, рынок встречает тебя с настороженностью и недоумением. Нам говорили: нас 70 лет не трогали, что вы от нас хотите? Почему сейчас вдруг пришли?

Это были трудные переговоры, часть из которых прошла впустую, но они помогли нам выявить запросы каждого конкретного региона: в какие колледжи подростки хотят поступать, на какие специальности, чего хотят преподаватели, каких знаний и компетенций им не хватает, чтобы быть лучшими в профессии.

По-настоящему сближение с организациями СПО произошло только в 2022 году.

Кроме того, мы начали сотрудничать с Институтом развития профессионального образования, ключевым игроком в сегменте СПО со стороны государства. Теперь мы совместно проводим большое исследование по рынку с позиций государства, бизнеса, абитуриентов и их родителей.

После того, как был пройден первый этап, мы наконец запустили бесплатный пилотный проект в четырех регионах — Нижегородской, Ленинградской, Тамбовской областях и Башкортостане. С нашей стороны это была инвестиция. Суть проекта в том, что любой студент колледжа в этих регионах, независимо от своего направления обучения, мог выбрать себе бесплатный курс дополнительного образования, которое плюсуется к его стандартной программе. Мы предложили на выбор курсы «Графический дизайн», «Программирование», «Аналитика» и «Маркетинг». Это те направления, которые отвечали основному запросу самих обучающихся — освоить простую цифровую профессию, с помощью которой можно заработать летом. Вы можете сказать, что «заработать летом» — совсем не академическая цель, но именно к ней стремились 80% из тысячи студентов, которых мы опросили. Эти курсы прошли 1100 учащихся колледжей. За 2−4 месяца они освоили простые цифровые навыки, которые помогли им найти первую работу.

В 2023 году мы запускаем обновленные программы для студентов уже шести регионов: Башкортостана, Татарстана, Тамбовской, Свердловской, Ивановской областей и Красноярского края. Обучающимся снова будут предложены специальности, которые можно освоить в короткие сроки и сразу выйти с ними на рынок фриланса: старт в видеомонтаже, старт в SMM, старт в дизайне соцсетей.

Наша задача — ввести студентов на рынок труда, при этом сохранив их лояльность к текущей программе обучения в колледже.

— В идеальной модели эти программы останутся бесплатными для студентов?

— В этом направлении Нетология и рынок работают таким образом, что мы заключаем контракт с федеральной или региональной структурой, пользователь нам ничего не платит. Из-за этого рождается трудоемкая, но при этом, на мой взгляд, справедливая ситуация, потому что она подразумевает трехстороннее взаимодействие того, кто учится, государства, которое инициирует программу переподготовки или переквалификации, и образовательной организации.

Государство открывает рынок для образовательных организаций, выделяет им квотирование или льготные места, которые нужно закрыть. Студенты учатся на них чаще всего бесплатно либо со скидкой в 50−70%. Причем скидку устанавливаем не мы, а государство, неся вместе с нами ответственность за качество образовательных программ. Это партнерская история, в которой программы проходят необходимую регулятору верификацию и получают от него определенный знак доверия. Кроме того, наши взаимные обязательства закреплены в юридическом поле.

— Для студентов Ваше сотрудничество дает возможность быстро освоить навык и начать зарабатывать. Регион получает кадры. А в чем интерес колледжа с Вами сотрудничать?

— Я бы добавила, что для студента важно то, что он может усилить практические навыки еще во время обучения в колледже и освоить востребованную цифровую профессию одновременно с основным обучением. Кроме того, мы предоставляем каждому обучающемуся куратора, чтобы он не оставался один на один с новыми знаниями, и возможность получить бесплатную менторскую консультацию от преподавателя, эксперта и практика, от нашего Центра развития карьеры.

Главный плюс сотрудничества с нами для ЦОПП и субъектов — это повышение уровня образования и профессиональной подготовки в регионе, сохранение кадров на местах. Сейчас особенно актуальны цифровизация образовательного процесса и повышение квалификации преподавательского состава. Всё чаще к нам обращаются за помощью именно в этом вопросе. Причем в фокусе внимания ЦОПП не только преподаватели, но и администраторы, управленцы организаций СПО. Это хорошая тенденция, потому что еще два года назад никто ничего подобного не делал. По крайней мере, 95% колледжей этим вопросом не задавались.

Последние пару лет вокруг системы СПО начали формироваться определенные ожидания, о ней чаще говорят на федеральном и региональном уровнях, в бизнесе. Управленцы и администраторы колледжей слышат эти вызовы, потому и начали откликаться на предложения о сотрудничестве. У них появилась мотивация заходить в федеральные проекты и за счет них обновлять базы знаний и наборы компетенций своих преподавателей.

«EdTech вместе с вузами, государством и бизнесом за последние три года подготовили столько джуниоров, что теперь нужно еще, чтобы рынок это „съел“».
— Ваша коллега, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии Ольга Сохнева в интервью нашему порталу рассказывала о том, какую большую аналитическую работу они проводят для изучения рынка и потребностей работодателей и студентов. А как Вы изучаете рынок СПО и его тренды? На какие показатели ориентируетесь?

— EdTech очень аккуратно подходит к новым сегментам. Мы регулярно смотрим аналитические отчеты регулятора, университетов, институтов развития, коммерческих компаний. Это дает общее понимание, куда движется рынок, какие инициативы и кем поддерживаются, в каких направлениях СПО возникает больше проектов.

В конце 2022 года при поддержке Всероссийского студенческого союза мы впервые запустили собственное аналитическое исследование с участием 1000 человек. Цель была — выяснить мотивацию студентов в изучении онлайн-профессий. Мы понимали, что движет 30−35-летними, а вот теми, кто моложе, — нет. В ходе опроса выяснилось, что в период пандемии самым популярным направлением для онлайн-изучения среди молодежи стал веб-дизайн. Программирование оказалось только на третьем месте.

Да, программисты по-прежнему нужны, но не новички, а профессионалы среднего и высшего уровня. Вот на них, на высококвалифицированные кадры, действительно существует дефицит. EdTech вместе с вузами, государством и бизнесом за последние три года подготовили столько джуниоров, что теперь нужно еще, чтобы рынок это «съел». Да и в целом ситуация, когда все хотели программировать просто потому, что это модно, на мой взгляд, была несколько болезненной. Сейчас востребованными становятся отраслевые, производственные, промышленные айтишники, и нам интересно поработать в СПО и ДПО сегменте именно по этому направлению. Просто IT-навыки уже никому не нужны.

Когда мы занимались разработкой программ для студентов колледжей, сделали акцент на стремлении молодых людей заработать свои первые карманные деньги. Самое интересное, что, когда в том же исследовании мы спросили у студентов, думают ли они после выпуска из колледжа сменить отрасль, для которой в настоящее время обучаются, 80% ответили, что не планируют этого делать. Только 20% тех, кто получил дополнительные навыки для работы дизайнером или администратором социальных сетей, готовы были отказаться от профессии по своему основному образованию, если полученная мини-профессия будет приносить им деньги. Основная же часть опрошенных студентов не собирается уходить из своей профессии сварщика, педагога или строителя и рассматривает дополнительную профессию как некий этап становления.

Для нас как для образовательной платформы существует еще одна важная задача. Мы успешно готовим специалистов по цифровым профессиям. А вот как готовить онлайн сварщиков? Дистанционно можно давать теорию, интерактивный обучающий контент, игровые механики, бизнес-кейсы, обеспечивать менторство и наставничество. Но к обучению рабочим профессиям всё это мало применимо. Разработка онлайн-симулятора для них обойдется очень дорого.

С нынешними профстандартами и неразберихой в регуляторных документах, касающихся СПО, рынок не может подготовить такого сварщика, который бы пришел на любое производство и с нуля начал бы хорошо выполнять свою работу. Для этого требуются огромные усилия, в том числе инвестиции со стороны отраслевых предприятий, которым это в первую очередь и нужно.

Мы сейчас рассматриваем возможность сотрудничества с региональными промышленными предприятиями, общаемся с ними через ЦОПП в рамках создания кастомизированных, индивидуальных программ обучения рабочих для конкретного производства, а не просто той или иной отрасли.

Опыт стал важнее возраста
«С 2022 года на фоне того, что многие специалисты уехали, на рынке труда появился спрос на опытных сотрудников, в особенности на пятидесятилетних управленцев».
— Валентина, у нас есть пара вопросов, которые прозвучали от участников карьерных вебинаров Нетологии. Интересно, как бы Вы на них ответили. Один из них: к работодателю на собеседование приходят два кандидата, оба освоили на образовательной платформе одну и ту же профессию, учились одинаково. Одному 30−35 лет, другому 45−50. Кому сделают офер? Вы бы как руководитель по каким критериям выбирали сотрудника?

— Я отвечу и как руководитель, и выскажу свое субъективное мнение.
Прежде всего отмечу, что в этом вопросе есть акцент на возрасте кандидатов, а это уже не модно и «не можно» — тоже.

Более того, с 2022 года на фоне того, что многие специалисты уехали, на рынке труда появился спрос на опытных сотрудников, в особенности на пятидесятилетних управленцев. Это социально и экономически активные кандидаты, которые дадут фору многим молодым сотрудникам. Опыт стал важнее возраста, и работодатель активно осваивает этот тренд, повернувшись в сторону зрелых профессионалов.

Я тоже общаюсь с HR-сообществом по этой теме и открываю для себя рынок кандидатов возраста 50+, особенно если это касается средних и высоких управленческих должностей.

И всё же давайте сместим фокус с возраста на профессиональные критерии выбора. Если бы в моей практике произошел такой кейс, я бы внимательно изучила профиль обоих кандидатов, их предыдущий опыт работы, каких значимых результатов они добились, что у них не получалось. Для этого нужно глубокое интервью, а не поверхностные вопросы с социально ожидаемыми ответами. Из двух равнозначных кандидатов я выбрала бы, скорее всего, 45−50-летнего человека при наличии у него необходимых компетенций.

«Я уверена, что ни один EdTech-игрок не хочет выпускать на рынок после своих программ и курсов людей с дипломами, которые ничего не значат. Это очень опасно для репутации компании, поэтому онлайн-образование ориентируется на практику».
— Другая ситуация. После окончания курсов и получения сертификата выпускник программы может столкнуться с проблемой при трудоустройстве: без опыта в новой сфере его на работу не берут. Что делать в таких случаях?

— Сейчас на сайтах по поиску работы в описаниях вакансий даже появляется отдельное требование — наличие у кандидата ДПО по определенной программе. Особенно это распространено в ИТ-секторе. Так что проблема может возникнуть как раз в обратном случае — если у соискателя нет нужных навыков и пройденных курсов.

Я уверена, что ни один EdTech-игрок не хочет выпускать на рынок после своих программ и курсов людей с дипломами, которые ничего не значат. Это очень опасно для репутации компании, поэтому онлайн-образование ориентируется на практику. Во время обучения студенты выполняют реальные проекты и бизнес-кейсы партнеров платформы. Дипломные работы — это всегда либо решение конкретной бизнес-задачи, либо практическая разработка нового продукта или прототипа. Все это можно будет описать в своем резюме как опыт проектной деятельности. Считаю, что у каждого EdTech-игрока, каждого учреждения дополнительного и высшего профессионального образования должен быть свой центр развития карьеры, который организует для студентов стажировки, помогает в составлении резюме и поиске работы, в подготовке к собеседованиям.

Чтобы не столкнуться с проблемами при трудоустройстве после прохождения курсов, необходимо, прежде всего, выбрать правильного партнера в обучении, у которого есть сильные наставники и преподаватели, внутренняя экспертиза.
Что еще нужно посмотреть? Какие практикоориентированные задания вы получите во время обучения, каким будет ваш дипломный проект, можно ли его будет вложить в резюме.

Наконец, третье — вкладывайте в свое обучение время, силы и внимание, чтобы в хорошем смысле выжать из него все самое ценное. Не относитесь к этому халатно как к очередному сертификату. Успех в учебе во многом зависит от вашего отношения и стремления получить от него максимум пользы. Тогда и ресурсы на выходе будут соответствующими. Два студента могут учиться в одной группе в одном университете, но один закончит его с президентской стипендией, с научными работами и с предложением о работе. А другой выйдет ни с чем, потому что не занимался, не уделял этому внимания. На онлайн-курсах то же самое.

«Любые изменения даются легче, когда мы знаем свои возможности, способности и цели, которых хотим достичь».
— С руководителями вузов мы обсуждаем постоянную необходимость профессионально адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда. У большого количества людей эта непредсказуемость вызывает перманентный стресс. Поменять профессию с помощью нового курса — тоже серьезный вызов для любого человека. Тем не менее, всё это становится нормой жизни. Как к этому относиться, чтобы было проще?

— Это нормально, что мы как человеческий вид не любим изменения. Сейчас это особенно важно, с учетом всех потрясений, которые происходят последние три года, в условиях постоянно изменяющегося VUCA-мира (концепция, которая описывает современный мир нестабильной средой, в которой сложно рассчитывать на исполнение планов и целей — Прим. ред.), где каждый день просыпаясь, ты не знаешь, что будет дальше. Это большой стресс для мозга.

Давайте всё же исходить из того, что любые изменения даются легче, когда мы знаем свои возможности, способности и цели, которых хотим достичь. Это очень болезненная, триггерная точка для каждого человека, потому что нам сложно рефлексировать над тем, что мы умеем, что нас мотивирует. Даже ментально развитому человеку надо иногда делать остановки в карьере, в жизни, просто в течение дня и обращаться к своим потребностям: чего я хочу сегодня, чего хочу через 5−10 лет. Полезно делать список своих возможностей и способностей, сравнивать его с мнением о себе коллег, друзей.

Безусловно, нужно получать новые знания. Это вызов современного мира, который требует от человека гибкости мышления. Нужно всегда уметь адаптироваться. Звучит просто, но все самые важные вещи — они простые. Люди не доверяют простым вещам, все хотят каких-то заклинаний, помощи астрологов, тарологов, психологов. А нужно просто послушать себя, настроиться и идти дальше. Подумайте о том, что многие навыки и качества, которые вы развили на своем прежнем месте работы в прежней профессии, пригодятся практически в любой компании. Это могут быть навыки ведения проектов и работы в команде, управления, проведения презентации. Определенно есть то, в чем вы особенно хороши. Используйте эти умения, которые уже наработаны, чтобы выгодно себя продать как специалиста на новом рабочем месте. Учитесь, практикуйте, верьте в себя, потому что положиться, в конечном счете, можно только на самого себя. И на надежного партнера в обучении. Таким партнером является сейчас EdTech.


— Валентина, чем Вы заполните короткий перерыв во время напряженного рабочего дня?

— Я использую эту паузу, чтобы навести порядок в голове, потому что работы много, она разносторонняя, и иногда хочется просто посидеть 10 минут в тишине и подумать, что сейчас нужно моему телу, моему разуму. Или же посмотрю какой-нибудь развлекательно-обучающий ролик по теме, которую я не знаю. Знания — сила, а я обожаю учиться новому.

— Если бы у Вас было больше возможностей заниматься наукой, исследованиями, любой другой сферой, чем бы Вы занялись?

— По второму образованию я психолог, поэтому занялась бы антропологической психологией — мне интересна эта сфера. Либо начала бы глубже изучать социальную науку, а именно: вопрос о том, как меняется жизнь россиян за счет роста технологий в образовании.

— Как бы Вы хотели, чтобы запомнился период Вашего руководства в компании?

— Как время расцвета и установления трехстороннего договора, про который мы сегодня говорили. Я верю в то, что гражданское общество вместе с бизнесом и государством могут работать над большими задачами. Хочу, чтобы это было время совместных проектов и коллабораций с EdTech, время, когда онлайн-образование стало бы доступным для всех категорий населения.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.